На начало 2002/03 учебного года в республике в сфере общего образования работало 662 государственных дневных общеобразовательных учреждения, в которых обучалось 190,9 тыс. человек, в том числе в 511 общеобразовательных учреждениях сельской местности (77,2% от их общего числа) – 80,8 тыс. учащихся (42,3% от общей численности обучающихся). Кроме того, общеобразовательную деятельность осуществляют 3 частных учреждения в г. Чебоксары (153 ученика) и 12 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 3609 человек.
По сравнению с предыдущим годом число начальных общеобразовательных учреждений уменьшилось на 3, составив 50 школ, основных – на 7 (165), средних (полных) – на 15 (432). Это связано с начавшейся в Чувашской Республике реструктуризацией общеобразовательных учреждений в связи с уменьшением численности учащихся в них.
Важной характеристикой современной образовательной сети является ее дифференцированность по видам учреждений, позволяющая удовлетворять различные образовательные потребности учащихся. На начало текущего учебного года функционировали 57 учреждений с углубленным изучением предметов, в них обучалось 10768 детей; 17 гимназий (12216 детей); 12 лицеев (6078 детей).
В 2002 году окончили дневные общеобразовательные основные учреждения и получили соответствующий аттестат 24,5 тыс. человек (это на 4,9% больше уровня 2001 г.). Число выпускников, получивших аттестат о среднем (полном) образовании, увеличилось на 0,4% и составило 15,9 тыс. человек. Из них 320 человек (2,0% от числа получивших аттестат) награждены золотой и 794 (5,0%) - серебряной медалью (в 2001 году соответственно 312 (2,0%) и 755 (4,8%)). В вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях 459 человек получили аттестат об основном общем и 1041 – о среднем (полном) общем образовании (в 2001 году 433 и 984 соответственно).
В настоящее время уменьшается число образовательных учреждений, ведущих занятия в 2 смены, так в 2002/03 учебном году 2 сменная работа сохранилась в 71 школе, или 11% от их общего числа (в 2001/02 учебном году - соответственно 82, или 12,3%). Во вторую смену занимаются 13,3 тыс. человек – это почти 7% учеников республики, в городской местности – 12,7 тыс. учащихся (11,8%). Традиционно двухсменные школы расположены в городской местности – 88,7% учреждений данного типа, или 45,3% городских общеобразовательных учреждений, хотя их количество и уменьшилось на 9 школ.
Численность педагогических работников дневных общеобразовательных учреждений сократилась на 1,6% и на начало учебного года составила 18 тыс. человек, из них около 10 тыс. преподают в сельской местности.
Министерством образования Чувашской Республики в 2002 году проделана определенная работа по сохранению позитивных тенденций развития системы образования республики.
Обеспечено эффективное использование бюджетных средств, ввод в эксплуатацию 10 школ, приняты меры по капитальному ремонту объектов, установке приборов учета теплоэнергоносителей, переводу котельных на газовое отопление, информатизации образования, повышению качества образования через введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Указом Президента Чувашской Республики образован Республиканский координационный совет по модернизации и развитию образования, утвержден план действий.
Велась работа по созданию нормативной правовой базы развития образования. Разработаны и утверждены положения о Республиканском координационном совете по модернизации и развитию образования, Республиканском центре новых образовательных технологий, Республиканская программа по реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» на 2003-2007 годы и на период до 2012 года, положения «О республиканском конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения», «О межрегиональной историко-краеведческой олимпиаде, посвященной 155-летию И.Я. Яковлева», «О порядке создания, обновления и использования библиотечного фонда учебников в общеобразовательных учреждениях», о республиканском конкурсе «Лучшая школа года», «О республиканской олимпиаде школьников», а также нормативная правовая база для проведения эксперимента по введению ЕГЭ и итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. Обеспечена подготовка муниципальных программ реструктуризации сети сельских школ. Проведены республиканские конкурсы «Лучшая школа года», «Лучшее подсобное хозяйство», «Учитель года».
Расходы на реализацию федеральных целевых программ профинансированы в объеме 70420,0 тыс. рублей при согласованных лимитах в сумме 65710,0 тыс. рублей (107,2 процента). В 2002 году в системе образования реализовывались 8 федеральных программ, 2 широкомасштабных федеральных эксперимента, 3 международных проекта. В течение 2002 года к финансированию программ и экспериментов дополнительно привлечено 129,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета – 47,7 млн. рублей, международных проектов – 4,0 млн. рублей, спонсоров и внебюджетных фондов – 5,6 млн. рублей, доходы от производственной деятельности составили 64,9 млн. рублей.
В рамках федеральных программ в учреждения направлены 1182 современных компьютера, 21 мультимедийный проектор, учебное и спортивное оборудование на 2,0 млн. рублей. Оборудован республиканский центр обработки данных Единого государственного экзамена. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях имеются 2705 современных компьютеров, их количество за два последних года увеличилось более чем в 3,8 раза. Если в 2000 году один компьютер приходился на 300 учащихся, то в 2002 году – на 70 учащихся.
В 179 общеобразовательных учреждениях (27%) действует электронная почта, две трети из них пользуются всемирной сетью Интернет. Предусматривается подключение еще 175 базовых сельских школ к информационным образовательным ресурсам по спутниковым каналам связи.
В школы республики направлено 234854 экземпляра учебников, в том числе 177600 экземпляров республиканского комплекта. Обеспеченность учебниками республиканского комплекта составила 96,4%, федерального – 86,3 процента.
В 2002 году согласно муниципальным программам реструктурировано 50 сельских школ. Обучение детей организовано в укрупненных (базовых) школах. Организована доставка детей в эти школы на специальных школьных автобусах, поставленных в сельские районы в соответствии с республиканской программой «Школьный автобус» (71 автобус) за счет республиканского бюджета Чувашской Республики. В 2002/03 учебном году функционировали 662 школы системы Минобразования Чувашии, в них обучались 190607 уча-щихся. По демографическим причинам по сравнению с прошлым годом количество учащихся сократилось на 11861 ученика, а сеть школ – на 24 единицы.
В олимпиадах, конкурсах, турнирах приняли участие более 44 тыс. учащихся. В целях государственной поддержки одаренных детей учреждены 25 именных стипендий Президента Чувашской Республики для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, 115 – для студентов вузов и ссузов. С 1 сентября 2002 г. увеличен размер именных стипендий для студентов вузов и ссузов до 500 рублей.
В Международный детский центр «Артек» и Всероссийский детский центр «Орленок» направлены 92 учащихся из числа победителей олимпиад, конкурсов, детей с ослабленным здоровьем.
Получила развитие сеть служб практической психологии. На 1 января 2003 г. в республике функционировали 16 центров психолого-педагогической помощи детям, из них 2 открыты в 2002 году.
В начале 2002 года открыта специальная школа для детей с девиантным поведением в с. Убеево Красноармейского района. В настоящее время в указанной школе обучаются 32 воспитанника, ее комплектование продолжается.
За последние 8 лет произошли позитивные изменения в области профессионального образования республики. Последовательно решался широкий спектр задач его дальнейшего развития, главными из которых являлись:
объединение усилий органов исполнительной власти, руководителей высшего, среднего и начального профессионального образования и работодателей по подготовке кадров, востребованных экономикой региона;
сохранение и поддержка сложившейся республиканской системы профессионального образования;
консолидация педагогического сообщества, определение стратегических путей профессионального образования.
В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 20 учреждений высшего, 34 среднего и 32 начального профессионального образования, имеющих соответствующую нормативную правовую базу (лицензию) на ведение образовательной деятельности (в 1994 г. соответственно 4, 28, 33). В них всеми видами и формами профессионального образования охвачено около 103 тыс. человек (в 1994 г. - 56,3 тыс. человек).
На 1 октября 2002 г. в государственных высших учебных заведениях обучалось 55,4 тыс. студентов, из них на дневных отделениях – 48,6%, на заочных – 45,6%, на вечерних – 5,8%.
В вузы республики в 2002 году было подано 33,1 тыс. заявлений, что в 1,6 раза больше, чем в 2001 году, при этом зачислено 13,5 тыс. человек, что на 17,6% больше предыдущего периода. Конкурс при поступлении в учебные заведения в 2002 году достиг в среднем 245 заявлений на 100 мест против 185 заявлений на 100 мест в 2001 году.
В 2002/03 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучаются 30,7 тыс. человек, или 55,4% от общего числа студентов государственных вузов (к примеру, в 1995/96 учебном году - 2,6 тыс. человек, или 12,5%).
При общем росте численности студентов вузов по сравнению с 1995 годом в 2,7 раза, численность обучающихся с полным возмещением затрат увеличилась в 11,8 раза. Ежегодно увеличивается выпуск специалистов с высшим образованием. В 2002 году государственными вузами было выпущено 9,0 тыс. человек (это больше уровня 2001 года на 31,1%).
В 2002 году в государственные средние специальные учебные заведения принято 9,1 тыс. студентов, в том числе по договорам с полным возмещением затрат на обучение - 4,0 тыс. или 44,5% (в 2001 г. соответственно – 4,1 тыс. человек или 45%).
Конкурс при приеме в техникумы составил в среднем 209 заявлений на 100 мест против 186 заявлений на 100 мест в 2001 году.
На 1 октября 2002 г. к занятиям приступили 26,6 тыс. человек, из них 19,0 тыс. (71,3%) являются студентами дневных отделений техникумов (колледжей). В числе средних специальных учебных заведений - 8 колледжей (включая филиалы), в которых обучалось 6,7 тыс. студентов. При общем росте численности студентов по сравнению с 1995 годом на 31,5%, численность обучающихся с полным возмещением затрат увеличилась в 4,7 раза и составила в 2002/03 учебном году 10,5 тыс. студентов, или 39,6% от их общей численности. В 2002 году выпущено специалистов на 14,1% больше, чем в 2001 году - 7,1 тыс. человек.
Кроме того, на начало 2002/03 учебного года в Чувашской Республике действовали 5 высших и 3 средних специальных негосударственных учебных заведения, имеющих государственную лицензию образовательного учреждения.
На 1 октября 2002 г. в 5 негосударственных высших учебных заведениях обучалось 6623 студента (10,6% от общей численности студентов всех вузов республики). Контингент студентов дневных отделений вузов составил 78,3% от их общей численности, заочных отделений - 21,7%. В 2002 году негосударственными вузами республики принято на обучение 2089 человек и выпущено 785 специалистов.
На начало 2002/03 учебного года в республике функционировали 3 негосударственных колледжа, в которые принято 376 человек. Численность студентов в них увеличилась в 1,7 раза, составив 738 человек.
По состоянию на 1 января 2003 г. в 32 учреждениях начального профессионального образования обучалось 16940 учащихся, в 34 учреждениях среднего профессионального образования - 27384 студента, из них 16104 на бюджетной основе (59%), в 20 учреждениях высшего профессионального образования - 58472 студента, из них на бюджетной основе - 24672 студента (42%).
Результаты проводимой целенаправленной работы позволяют констатировать, что в республике сложилась стройная система учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, готовящих квалифицированных специалистов по более чем 200 не дублирующим друг друга специальностям и профессиям.
С каждым годом растет число обучающихся в учреждениях профессионального образования. Если в 1997 году их было 78,5% от всех выпускников школ, в 1998 – 82,2%, в 1999 – 85%, то в 2001-2002 годах уже более 89% всех выпускников средних школ продолжили обучение в учреждениях профессионального образования. Данные статистики показывают, что до 2004 года будет сохраняться устойчивая тенденция выпуска учащихся основной и средней общеобразовательной школы, в дальнейшем же ожидается значительное сокращение и, следовательно, снижение приема в учреждения профессионального образования.
Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что за последнее десятилетие нарушились традиционные связи учебных заведений с работодателями, ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы. Следствием этого стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в республике, повысила интерес молодежи к получению высшего профессионального образования гуманитарно-экономического профиля. Вновь открывшиеся учреждения высшего профессионального образования в основном специализируются в общегуманитарном направлении, не требующем больших затрат на материально-техническое оснащение учебного процесса.
Развитие средних профессиональных учебных заведений характеризуется также значительным увеличением доли подготовки кадров по экономическим и правовым дисциплинам. За счет сокращения приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям прием студентов по данным направлениям с 1980 по 2000 годы возрос с 11 до 33 процентов. Такая же тенденция прослеживается и в учреждениях начального профессионального образования, где количество учащихся, принятых на учебу по профессиям непроизводственной сферы, в 2000 году составило 43,2 процента от их общего числа.
Именно специалисты-выпускники экономико-правовой направленности составляют значительную часть состоящих на учете в центрах занятости. Между тем, пик популярности специальностей этой направленности уже прошел. В 2000-2002 годах увеличился прием первокурсников на технические специальности Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова и Чувашской государственной сельскохозяйственной академии (машиностроение, автомобили и механизация, радиотехника, промышленное и гражданское строительство, вычислительные системы и сети, специальности электротехнического профиля), что следует объяснить подъемом экономического производства. Существующий пока переизбыток подготовки рабочих по следующим специальностям: бухгалтер, оператор ПЭВМ, портной, парикмахер, продавец, повар, секретарь-референт (67% от числа состоящих на учете) - в ближайшей перспективе должен постепенно сбалансироваться с потребностями рынка. Свое слово здесь должна сказать Межведомственная комиссия по перспективному планированию подготовки кадров для организаций Чувашской Республики, созданная по решению Президента Чувашской Республики (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2003 г. № 59).
Современные требования экономики и педагогики обуславливают необходимость дальнейшей работы по развитию профессионального образования. Существующие проблемы легли в основу принятой республиканской целевой программы “Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года”, направленной на отработку модели и механизмов создания организационно-экономических условий для повышения качества профессионального образования, соответствие его содержания изменившимся требованиям потребителей образовательных услуг и рынков труда, повышение равенства доступа к образованию.
В основе преобразований системы профессионального образования республики - формирование гибкой системы профессиональной подготовки кадров в условиях рынка и создание условий для реализации мер, направленных на укрепление кадрового потенциала предприятий и организаций.
Стабилизация социально-экономической ситуации в республике, безусловно, влияет на трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования. Хотя выпуск специалистов в 2002 году превысил выпуск 1998 года, тем не менее численность зарегистрированных безработных выпускников в 2001 году в абсолютном выражении практически не увеличилась. Но если в 1998 году было трудоустроено 569 выпускников учреждений профессионального образования, обратившихся в службу занятости, в 1999 году – 703, то уже в 2000 году – 1832 выпускника, а в 2001 и 2002 годах – более 2 тысяч специалистов.
Развитие системы профессионального образования затруднено наличием серьезных проблем, связанных с отсутствием прогноза развития экономики. Отсюда – несоответствие выпускаемых кадров потребностям отраслей экономики республики. И хотя в 2002 году произошло снижение числа нетрудоустроенных выпускников профессиональных учебных заведений (в 1996 г. – 3248, 2002 г. – 1186) – это, скорее, обусловлено ростом экономи-ческой активности в производстве, нежели результатом согласованности действий служб прогнозирования развития экономики, работодателей и служб трудоустройства учреждений профобразования.
К сожалению, предприятия пока не рискуют прогнозировать свои ближайшие и, тем более, долгосрочные экономические перспективы. И это значит, что в треугольнике социальных партнеров «образовательное учреждение – работодатель – службы занятости» пока отсутствует самое главное звено - «работодатель». Между тем, именно от этого звена системы зависит, насколько эффективно будет преобразована республиканская система подготовки кадров в учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями рынка (новые стандарты, учебные планы и рабочие программы).
В нынешних условиях работодатели должны предъявлять новые требования к качеству профессиональной подготовки молодых рабочих, главное для которых – умение адаптироваться в производственном коллективе и профессиональная мобильность в часто меняющихся условиях труда. Система профессионального образования сегодня реально нуждается в активном включении работодателей и других социальных партнеров не только в управление и финансирование образовательных учреждений, но также в определение необходимых выпускникам объема знаний, навыков, умений и их оценки.
Учреждения профессионального образования испытывают значительные трудности в адаптации к изменяющейся социальной и экономической среде, и многие не ориентированы на удовлетворение текущих потребностей рынка труда. До недавнего времени все профессиональные училища обучали своих учащихся весьма узким профессиям, вместо того чтобы давать им набор ключевых компетенций и умений, который можно применять в различных областях хозяйства.
Вместе с тем следует считать, что наиболее перспективным шагом для развития системы среднего и начального профессионального образования является соучредительство органов исполнительной власти Чувашской Республики в организации и финансировании учреждений начального и среднего профобразования, расположенных на территории республики. Предстоит немало сделать для создания системы управления профессиональными учреждениями и в плане прогнозирования конечного результата, укрепления взаимосвязи администраций учебных заведений с органами управления образованием муниципалитетов и с работодателями.
Отсутствие профессиональных ассоциаций, в том числе республиканского совета по социальному партнерству в сфере профессионального образования, приводит к слабому обсуждению основных проблем. Следует активизировать интеграционные процессы в системе профессионального образования, в том числе путем создания отраслевых учебно-научно-производственных комплексов – аналогов «университетских комплексов», в которых сохраняется юридическая самостоятельность структурных единиц профессионального образования. Примером могла бы служить научно-методическая структура, в свое время созданная в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева и объединяющая педуниверситет, педколледжи и педклассы. Похожие учебно-производственные комплексы (округа) могли бы быть созданы для подготовки специалистов по отраслям: для строительного комплекса, машиностроения, здравоохранения, для нужд сельского хозяйства и т.д. В структуру этих комплексов могут входить профильные классы средних школ, учреждения профобразования всех уровней, отраслевые предприятия и органы исполнительной власти Чувашской Республики.
Позитивной тенденцией является то, что в последние два года отношения с заказчиками рабочей силы начинают складываться на основе договорных связей. Но все же работодатели пока не в полной мере заинтересованы в совершенствовании учебной базы образовательных учреждений, забыта система стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на передовых предприятиях. Понятно, что отсутствие средств на совершенствование учебно-материальной базы профессиональных учебных заведений, отток опытных педагогов, особенно мастеров производственного обучения, затрудняют подготовку кадров, необходимых рынку труда.
Нынешний этап развития системы профессионального образования связан с необходимостью реформирования в условиях минимального ресурсного обеспечения. Возраст учебных комплексов уже перевалил за 30 лет. Средства, получаемые учебными заведениями, не могут перекрыть потребности училищ. Учебная техника, оборудование выработали ресурс. Во многих училищах пришла в негодность кровля, помещения учебных корпусов, особенно общежитий, нуждаются в капитальном ремонте. Катастрофически не хватает новой техники, недостаточными темпами внедряются информационные технологии в учебный процесс, а компьютеризация школ обгоняет некоторые наши профессиональные учебные заведения. Жизнь заставляет учебные заведения зарабатывать не на расширение, а на сохранение существующей материальной базы.
В этих условиях Министерство образования Чувашской Республики подготовило проект модернизации учреждений начального профессионального образования, в результате которого на базе 11 учреждений начального профессионального образования будут сконцентрированы современные ресурсы и созданы экспериментальные многопрофильные информационно-образовательные центры. Эта работа по инициативе и поддержке Президента Чувашской Республики осуществляется в рамках реализуемого проекта «Реформа системы образования» с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития. Согласно проекту лишь на создание ресурсных центров в ближайшие пять лет будет выделено 125,2 млн. рублей.
Система учреждений начального профессионального образования будет реструктурирована на основе подходов, отвечающих потребностям республики, расположению учреждений и их профилю: объединение, горизонтальная и вертикальная интеграция, рационализация профиля. Процесс реструктуризации будет поддержан созданием ресурсных центров, обеспечивающих совместное пользование обучающим оборудованием. Такие современно оборудованные ресурсные центры будут активно привлекаться для обучения безработных.
Проект поддержит повышение связи учреждений начального профессионального образования с рынком через организацию подготовки по новым профессиям, востребованным в рамках приоритетов экономического развития республики. Специальные курсы профессиональной подготовки будут доступны учащимся-инвалидам в специально создаваемых ресурсных центрах.
За последние 5-8 лет на рынке образовательных услуг появились негосударственные образовательные учреждения профессионального образования. В отношении к ним Министерство образования Чувашской Республики занимает четкую и однозначную позицию: республиканские СМИ должны публиковать достоверную информацию, полученную от министерства о законной деятельности учреждений профессионального образования (наличие соответствующей лицензии и свидетельства государственной аккредитации), давать постоянные разъяснения об особенностях трудоустройства выпускников неаккредитованных учебных заведений и значимости их дипломов.
В докладе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Образовательная политика России на современном этапе» говорится: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Мониторинг качества является важной частью любой реформы. Необходим системный подход, сводящий воедино измерение качества и управление совершенствованием качества с развитием образовательного учреждения.
Центральным элементом успеха реформ является профессиональный рост педагогов. Этот факт выдвигает на важное место эффективный тренинг по пониманию критериев оценки, аналитических навыков, навыков информационных технологий, управлению информационными потоками и применению результатов мониторинга для целей управления.
Республика третий год активно участвует в эксперименте по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году к 10 учреждениям высшего профессионального образования, принимающим результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний, добавилось 17 учреждений среднего специального образования (техникумы и колледжи). Не остались в стороне и учреждения начального профессионального образования: в пробном тестировании по русскому языку и математике по материалам ЕГЭ в июне 2002 года участвовало более 800 учащихся 2-го курса профессиональных училищ гг.Чебоксары и Новочебоксарска. В 2003 году аттестационные экзамены по математике и русскому языку за курс общей средней школы учащиеся 20 учреждений начального профессионального образования будут сдавать вместе с выпускниками средних общеобразовательных школ республики. Таким образом, эксперимент по ЕГЭ охватил всю систему образования, сделан очередной шаг к обеспечению равенства и доступности качественного профессионального образования.
Второй год благодаря участию Чувашии в ЕГЭ наши выпускники успешно поступают в один из самых престижных российских вузов – Государственный университет - Высшую школу экономики. С 1 сентября 2002 г. на дневном отделении Высшей школы экономики на бюджетной основе обучается 38 представителей молодежи не только Чебоксар, но и гг.Новочебоксарска, Алатыря, Шумерли и пос. Опытный Цивильского района (в 2001 году - 19 человек только из г. Чебоксары).
Выпускникам Чувашии, не выезжая из дома, можно теперь поступать не только в родные вузы и техникумы, но и в почти триста пятьдесят вузов 48 регионов, участвующих в эксперименте по ЕГЭ в 2003 году.
Участие Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова и Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева в федеральном эксперименте по государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО) не только позволило абитуриентам поступать в эти вузы по результатам ЕГЭ на бюджетные места (число которых нисколько не сократилось в сравнении с 2001 г.), но и увеличить финансирование вузов в 2003 году из федерального бюджета. По 1-й и 2-й категории ГИФО в Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова было принято 92% первокурсников, а в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева – 87,3% студентов.
ЕГЭ позволяет измерять результаты учащихся на момент завершения среднего общего образования, но не дает информации, что происходило с учащимся в течение всего срока обучения. Это возможно осуществить только при наличии общенациональной шкалы тестирования. Система общенационального тестирования дает, во-первых, относительно надежную информацию на сравнимой в рамках всей страны основе, эту информацию могут использовать школы, руководители, те, кто разрабатывает политику на всех уровнях системы, чтобы оценить эффективность работы школ и скорректировать поставленные задачи. Во-вторых, систему общенационального тестирования можно и нужно использовать для «упорядочения» содержания образования – обеспечения того, чтобы ключевые предметы преподавались на должном уровне детям одного и того же возраста в каждой школе и в каждом регионе. А, может, и для изменения государственных стандартов общего среднего образования.
Для учреждений профессионального образования пока еще нет четких и конкретных общенациональных предложений. В условиях складывающегося рынка образовательных услуг, когда получение лицензии на образовательную деятельность в сфере профессионального образования пока носит лишь заявительный характер, наиболее существенными являются вопросы качества и строгого соблюдения учебных планов и программ в соответствии с действующими образовательными стандартами.
В этом вопросе на первый план выходит задача организации независимой государственной сертификации (аттестации) специалистов и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Такая служба выполняла бы важную социально-экономическую функцию для предприятий и организаций республики, кадровые службы которых давно запутались в различных формах и типах удостоверений, сертификатов, свидетельств и дипломов государственных и, особенно, негосударственных образовательных учреждений.
Выпускники всех учреждений профессионального образования (государственных и негосударственных) будут проходить оценку своих профессиональных знаний, а предприятия будут принимать специалистов на работу не просто по дипломам-свидетельствам образовательного учреждения, но и на основании сертификата, выданного государственной службой сертификации, что будет гарантировать их трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией. Результаты сертификации определят рейтинг учреждений, работающих на рынке образовательных услуг.
Работу по созданию такой службы следует начать уже сейчас, тем более, что ряд начальных позиций в этом направлении дан в проекте «Реформа системы образования», реализация которого началась в Чувашской Республике в рамках займа Международного банка реконструкции и развития.
Одним из приоритетов государственной молодежной политики является развитие творческого и интеллектуального потенциала молодежи. С этой целью ежегодно проводятся Республиканская конференция-фестиваль творчества студентов «Excelsior», Всероссийская конференция-фестиваль творчества студентов «Юность Большой Волги» (в 2002 г. в нем приняли участие более 600 человек).
Особое внимание уделяется вовлечению в кружки и секции учащихся учреждений начального профессионального образования. В 2002 году в 439 кружках и секциях учреждений начального профессионального образования было занято 7649 учащихся (47,8% от общего контингента), в том числе:
в 58 спортивных секциях – 1510 (9,4%),
в 138 кружках технического творчества – 2070 (13%),
в 188 кружках художественного прикладного творчества – 2704 (16,9%),
в 55 кружках художественного самодеятельного творчества – 1365 (8,5%).
В целях дальнейшего развития системы общего и профессионального образования в Чувашской Республике необходимо:
считать главной задачей в 2003 году реализацию идей Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года – продолжить оптимизацию сети учреждений образования республики, создание системы базовых (кустовых) школ как в сельской, так и в городской местности для введения гибкой системы профилей обучения, в том числе путем интеграции старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; разработать и начать реализацию программы «Дорога к школе»;
расширить прием выпускников школ в высшие учебные заведения республики по результатам Единого государственного экзамена, повысить ответственность участников эксперимента по введению ЕГЭ и ГИФО для получения эффективных результатов и создания государственной независимой системы оценки качества образования;
разработать и приступить к реализации республиканской и муниципальных программ «Развитие единой информационной среды»;
начать работу по созданию ресурсных центров в системе начального профессионального образования, разработать предложения по корректировке учебных планов и программ учреждений образования в соответствии с потребностями рынка труда в высококвалифицированных специалистах;
сохранить и развить положительные тенденции развития учебно-материальной базы образовательных учреждений, нового организационно-экономического механизма, расширить юридическую и экономическую самостоятельность учреждений образования.
Студенчество, как одна из социальных групп молодежи, находится в стадии личностного, профессионального и гражданского становления в системе профессионального образования.
При этом студенчество является наиболее активной составляющей частью молодежи и на современном этапе ее общественная активность постоянно растет. В этом контексте особенно важны вопросы организации воспитательной работы в учебных заведениях республики, которая, в свою очередь, неразрывна с вопросами студенческого самоуправления.
Социальное развитие личности будущего специалиста немыслимо вне коллективной самоорганизации в студенческой среде. В той или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодежи, независимо от того, приобретала она реальный статус студенческого самоуправления или нет. К сожалению, не всегда самоорганизация студентов получала адекватное проявление в самоуправлении, а самоуправление, инициируемое сверху, не всегда выражало интересы самоорганизации студентов.
Главное в изменении смысла студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.
В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются сейчас три начала:
студенческое самоуправление как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;
студенческое самоуправление как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;
студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.
В целом, студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
На современном этапе студенческое движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных формах. Студенческое движение Российской Федерации и Чувашской Республики представлено, с одной стороны, общественным движением студентов, с другой стороны, профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако, профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально-значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.
На сегодняшний день в большинстве высших учебных заведений Чувашской Республики сложилась определенная система работы со студенческой молодежью. Это студенческие советы, профсоюзные комитеты, клубы, научные общества. Основной их задачей является организация досуга и творчества студентов в целях повышения интеллектуального, творческого уровня.
Наиболее активными в деле реализации государственной молодежной политики являются Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чувашский государственный университет им. И.Н. Улья-нова, Чебоксарский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации, Чувашская государственная сельскохозяйствен-ная академия. В 2002 году значительные успехи в этом направлении были сделаны Чебоксарским филиалом Московского государственного социального университета, филиалом Санкт-Петербургского государственного технического университета – Чебоксарским институтом экономики и менеджмента, Чебоксарским филиалом Московского гуманитарно-экономического института, Волжским филиалом Московского автомобильно-дорожного института.
Система воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях отличается стабильностью и высоким уровнем организации. В данных учреждениях сложилась система работы с заместителями директоров по воспитательной работе. Немалую роль в координации работы играет базовый методический кабинет по ссузам Чувашской Республики, который ведет систематическую работу по повышению профессионального педагогического мастерства заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, принимает комплексный план работы по вопросам межссузовского сотрудничества.
Наиболее активными в системе воспитательной работы со студенческой молодежью являются Чебоксарский экономико-технологический колледж, Чебоксарский электромеханический колледж.
Продолжает свое развитие и межрегиональное сотрудничество между студентами. Этому способствовали Всероссийские соревнования по компьютерному моделированию предприятий «Дельта» (г. Екатеринбург), Международный фестиваль команд КВН «КиВиН-2002» (г. Сочи), Международный фестиваль молодежной культуры «Кофемолка» (г.Чебоксары), Всероссийский фестиваль бардовской песни (г.Чебоксары), XIV Международный фестиваль эсперанто-культуры «Эсперанто – язык искусства» (г.Чебоксары), II Межвузовская конференция «Вузовские и студенческие СМИ: возможности, задачи и перспективы» (г. Москва), Всероссийский фестиваль студенческого творчества «Студвесна-2002» (г.Самара), Всероссийский фестиваль молодежных инициатив (г.Москва), Межрегиональная акция «Волга против наркотиков», II Международная экспедиция старшеклассников и студентов финно-угорского мира, IX Международный фестиваль юношеской прессы «Золотая осень Славутича»
(г. Славутич) и др.
Среди наиболее значимых мероприятий лета 2002 года, в которых также приняли участие студенты вузов и ссузов Чувашии: Всероссийская «Вахта памяти» (Новгородская область), Международный молодежный эсперанто-лагерь «OKSEJT» (Нижегородская область), Фестиваль молодых журналистов Республики Татарстан «Золотое перо», Международные соревнования по образовательной программе «Дебаты» (Санкт-Петербург). Команда Чувашской Республики показала высокий результат на IV Всероссийском слете юных геологов, который прошел в Ленинградской области (6-е место). Традиционным стало участие команды Чувашии в Межрегиональном фестивале команд КВН «Бендериана» (Марий Эл).
80 молодых людей прошли стажировку в летних лагерях США по программе «Camp Caunselors USA».
Успешным опытом в расширении межвузовских связей является издание газеты «Мы – студенты» Чувашской республиканской молодежной общественной организации «Студенческий совет». В ее подготовке принимают участие студенты различных вузов и ссузов республики. В течение 2002 года тираж газеты вырос с 500 до 2000 экз.
К мерам по развитию органов студенческого самоуправления можно отнести:
организационную поддержку (поддержку создаваемых и существующих органов самоуправления со стороны администраций учебных заведений, органов по делам молодежи);
материально-техническую поддержку (предоставление помещения, связи, финансирование программ и мероприятий, текущей деятельности);
информационную поддержку (создание банка данных),
научно-методическую поддержку (социологические исследования, трансляция передового опыта работы),
все виды кадровой поддержки (обучение студенческого актива, стажировки).