Основной целью настоящего доклада является представление органам государственной власти и общественности систематизированной информации о процессах, происходящих в молодежной среде, социальном положении молодежи Чувашской Республики, ее проблемах и перспективных направлениях развития молодежной политики в Чувашской Республике.
Доклад имеет аналитическую, информационную, управленческую и прогностическую функции, выявляет степень эффективности реализации государственной молодежной политики, деятельности уполномоченных органов по решению проблем молодежи в 2002 году.
В процессе работы над докладом использованы данные государственной статистики, информационно-аналитические материалы министерств и ведомств Чувашской Республики, а также научно-информационные материалы (доклады, данные научных исследований и др.), нормативные правовые акты, затрагивающие решение проблем молодежи.
Молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет. Она является объектом национально-государственных интересов, поскольку представляет собой стратегический ресурс развивающегося общества.
Государственная молодежная политика – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в жизни общества, для развития и самореализации личности.
В период молодости решаются две группы проблем. Первая из них – это личностные, которые молодые люди ставят для себя сами: взросление, самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Решение данных проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от ее активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности. Здесь происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются смысложизненные цели и создается потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально-значимых целей.
Вторая группа проблем связана с необходимостью освоения социальных ролей, достижением определенного социального статуса, формированием гражданских качеств.
Сознавая эти проблемы, общество должно обеспечивать ресурсами (временными, экономическими, информационными и т.п.) их решение в период «молодости», предопределяя тем самым жизнеспособность молодых поколений и свое самосохранение и развитие как целостного социально-исторического субъекта. Общество и государство должны ориентировать государственную молодежную политику на решение проблем социализации молодежи, направить социальный потенциал молодежи на благо и процветание России.
На сегодняшний день в Чувашской Республике действует ряд нормативных актов по осуществлению государственной молодежной политики:
Закон Чувашской Республики от 30 июля 1992 г. «О государственной молодежной политике в Чувашской Республике» (в ред. от 14 июня 1996 г. № 10, от 23 октября 2000 г. № 24, от 21 июня 2001 г. № 26);
Указ Президента Чувашской Республики от 17 апреля 1996 г. № 45 «О военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок» в Чувашской Республике»;
Указ Президента Чувашской Республики от 30 ноября 1996 г. № 129 «О Государственных молодежных премиях Чувашской Республики»;
Указ Президента Чувашской Республики от 1 февраля 2000 г. № 13 «О Государственном комитете Чувашской Республики по делам молодежи»;
Указ Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. № 30 «О республиканской программе «Дети Чувашии» на 2001-2003 годы»;
Указ Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. № 31 «О программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года»;
Указ Президента Чувашской Республики от 18 мая 2001 г. № 43 «О проведении республиканских фестивалей детских общественных объединений»;
Указ Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»;
Указ Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 52 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике»;
Указ Президента Чувашской Республики от 18 мая 2002 г. № 72 «О присуждении Государственных молодежных премий Чувашской Республики 2001 года»;
Указ Президента Чувашской Республики от 27 ноября 2002 г. № 131 «О Годе семьи»;
Указ Президента Чувашской Республики от 27 ноября 2002 г. № 132 «О внесении изменений в некоторые нормативные акты Президента Чувашской Республики»;
Указ Президента Чувашской Республики от 4 декабря 2002 г. № 137 «О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 марта 2000 г. № 42 «Вопросы Государственного комитета Чувашской Республики по делам молодежи»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 апреля 2000 г. № 66 «О республиканской целевой программе по совершенствованию наркологической помощи населению Чувашской Республики на 2000-2002 годы»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2000 г. № 227 «О создании государственного учреждения «Республиканская молодежная биржа труда»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 г. № 34 «О создании республиканского государственного унитарного предприятия «Оздоровительный центр для детей и молодежи «Лазурный»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 г. № 40 «О Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 апреля 2001 г. № 85 «О республиканской комиссии по молодежной политике»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2001 г. № 69 «О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2001-2003 годы»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 мая 2002 г. № 141 «О специальных стипендиях для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 июля 2002 г. № 188 «О ежегодном докладе «Положение молодежи и важнейшие направления государственной молодежной политики в Чувашской Республике»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 июля 2002 г. № 202 «Об утверждении Порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 г. № 274 «О республиканской программе «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на период с
2002 по 2010 годы»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. № 338 «Республиканская комплексная программа развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы»;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 января 2003 г. № 12 «О республиканской целевой программе: «Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 годы».
В республике сложилась следующая структура органов по делам молодежи. Численность Госкоммолодежи Чувашии составляет 10 человек, структурным подразделением является отдел по связям с общественностью, оргмассовой работы и социально-экономических программ.
Функционируют государственное учреждение «Республиканская молодежная биржа труда» и республиканское государственное унитарное предприятие «Оздоровительный центр для детей и молодежи «Лазурный». Численность сотрудников ГУ «Республиканская молодежная биржа труда» составляет 7 человек, в штате РГУП «Оздоровительный центр для детей и молодежи «Лазурный» - 65 человек.
В районах и городах Чувашской Республики реализация государственной молодежной политики чаще всего возлагается на управления культуры, физической культуры, спорта и по делам молодежи (в 10 районах и городах). Отдельные структуры по делам молодежи существуют в 4 муниципальных образованиях. В 3 районах работа с молодежью возложена на органы управления образованием. В 3 районах ведением молодежной политики занимаются объединенные органы по делам молодежи, физкультуры и спорта, в 4 районах – совмещенные отделы культуры и по делам молодежи, в Яльчикском районе – специалист администрации, в Вурнарском районе создано управление образования, физкультуры и спорта, по делам молодежи.
Настоящий доклад включает в себя анализ наиболее значимых молодежных социальных проблем и приоритетных направлений государственной молодежной политики, касающихся:
основных демографических характеристик молодежи;
здоровья подрастающего поколения;
тенденций распространенности преступности и девиантного поведения среди молодежи;
положения молодежи в сфере образования;
основных тенденций в сфере молодежной занятости;
ценностных ориентаций и досуга молодежи;
вовлечения молодежи в общественно значимую деятельность;
положения молодой семьи.