История молодежной политики имеет два этапа и две ипостаси: история реальной молодежной политики в России, точкой отсчета которой можно считать 1991 год, когда распоряжением Президента Российской Федерации была введена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи; и история идеи и создания основ теории молодежной политики, насыщения этой теории научным смыслом, а также их внедрения в общественное сознание.
Реальную молодежную политику с момента создания первых организационных структур в этой сфере еще в советские времена творили сначала сотни, а теперь многие тысячи работников, которые трудились и трудятся в этих структурах – федеральных и региональных ведомствах, социальных службах для молодежи и т. д. В истории реальной молодежной политики есть главные действующие лица, которые следует назвать.
Прежде всего – это Е. Д. Катульский, который в 1990 году был назначен заместителем министра - начальником впервые созданного Управления по молодежной политике в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Это Управление существовало около года – до момента образования Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В. И. Цыбух. Жизнь этого Комитета длилась еще меньше, всего несколько месяцев.
После того, как был развален СССР, вопрос о молодежной политике повис в воздухе. Но вскоре была установлена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи, на которую назначили А. В. Шаронов. Затем он стал председателем Комитета Российской Федерации по делам молодежи. Весной 1997 года на этом посту его сменила Т. В. Новикова. В мае 1998 года этот комитет был упразднен. Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Все вернулось на круги своя… ... Однако вскоре Комитет был воссоздан. Председателем был назначен В. И. Деникин. В мае 2000 года Указом Президента Российской Федерации госкомитет был вновь упразднен, вновь создан Департамент по молодежной политике, но теперь уже в структуре Министерства образования Российской Федерации. Департаментом руководит Г. В. Куприянова, а «курирует» его деятельность заместитель министра образования Ю. В. Коврижных.
Возможно, когда-нибудь Е.Катульский, В. Цыбух и (что особенно важно) А. Шаронов, Т. Новикова, В. Деникин и Г. Куприянова расскажут о том, как невероятно трудно становилась на ноги и выживала реальная молодежная политика в катастрофических для России условиях 90-х годов и ее нынешних треволнениях. Вряд ли кто действительно по достоинству оценит их труд, но он стоит того. Ведь мы наблюдали феноменальное явление: в то время как все отрасли и направления деятельности российского государства в течение почти десятилетия рушились, государственная молодежная политика, несмотря ни на что, выживала, более того, развивалась. Всякий раз, когда затевалась очередная реорганизация Правительства России или сокращение управленческого аппарата, Комитет Российской Федерации по делам молодежи попадал «под нож» одним из первых. За шесть лет это случалось пять раз. И все пять раз у Президента Российской Федерации в конце концов хватало мудрости уступить протестам десятков общественных организаций, просьбам наиболее дальновидных политиков и сохранить Комитет.
Что важно: центральный орган управления молодежной политикой в России сохранялся, деятельность в этом направлении развивалась не по замыслу и вследствие дальновидности властей, а вопреки их планам и воле. Благодаря самой молодежи, давлению на федеральные и региональные органы власти со стороны ведущих молодежных организаций, региональных комитетов по делам молодежи и, разумеется, руководителей самого Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи.