В целях повышения эффективности библиотечного обслуживания читателей было проведено исследование "Ваши взаимоотношения с окружающими". В качестве метода исследования было выбрано тестирование библиотечных сотрудников (на основе готовых психологических тестов "Познай себя и других: популярные тесты"). Это было обусловлено тем, что именно от библиотекаря в первую очередь зависит налаживание общения посредством установления контактов с пользователями. Тестирование состояло из трех тестов: "Умение слушать", "Конфликтная личность", "Коммуникабельны ли вы?". В каждом тестовом вопросе испытуемым библиотекарям необходимо было выбрать один из предложенных вариантов ответа. Проведенное тестирование помогло определить уровень коммуникабельности каждого сотрудника библиотеки, оценить их умение говорить и слушать, вести диалог, установить степень конфликтности в коллективе.
В ходе обработки данных первого теста "Умение слушать" было выявлено следующее:
Большая часть опрошенных набрали сумму более 62 баллов. Эта цифра означает, что отвечающий - слушатель "выше среднего уровня". Только у двоих тестируемым не хватало терпения, не перебивая, дослушать собеседника до конца.
Второй тест "Конфликтная личность" показал, что большинство сотрудников библиотеки (63%) - люди тактичные, не любят конфликтов и стараются избегать критических ситуаций при общении.
Третий тест "Коммуникабельны ли вы?" дал следующие результаты:
- 37,5% респондентов обладают нормальной коммуникабельностью, любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости;
- еще 25 % общительны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, могут вспылить, но быстро отходят, им недостает усидчивости и терпения;
- 37,5 % достаточно общительны, но с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.
Таким образом, результаты тестирования "Ваши взаимоотношения с окружающими" показали, что почти всем протестированным библиотекарям хватает терпения при ведении разговора, почти всегда удается оставаться вежливыми и приветливыми. 89% респондентов оказались слушателями "выше среднего уровня" оказали. В то же время 62,5 % показали себя людьми тактичными и неконфликтными. Все библиотекари обладают нормальной коммуникабельностью, но при этом имеют как собеседники и некоторые недостатки. Одни излишне словоохотливы, что зачастую приводит к монополизации разговора, другие, наоборот, немного замкнуты и не очень охотно идут на контакт. Больше всего во время диалога библиотекарям не нравится, когда собеседник говорит без остановки, перебивает, искажает смысл сказанного. Хотя иногда они и сами совершают подобные ошибки.
В результате, исходя из полученных и обработанных данных, были подведены итоги и сделаны соответствующие выводы.