Социологическое исследование «Библиотека и экология» проводилось в III квартале 2013 года в библиотеках МБУ «ГЦБС». Его цель – определить роль библиотеки в предоставлении экологической информации и необходимость ведения эко-образования и развитие экологической культуры молодым людям.
Объектом исследования являлись учащиеся 8-11 классов школ города, учащиеся системы профессионального образования. Предмет исследования – роль библиотеки в экологическом просвещении молодежи. Для проведения исследования был применен метод анкетного опроса; инструментом исследования являлся текст анкеты.
Анкетный опрос проводился с 1 по 20 сентября 2013 года в 4 библиотеках МБУ «ГЦБС» города Шумерля.
Всего в ходе исследования было заполнено и обработано 98 анкет, 7 анкет оказались не годными к обработке, таким образом, общее количество респондентов составило 91 человек. В результате выборки были получены следующие данные: 60 человек (65,9 %) – представительницы женского пола, 31 человек (34,1 %) – представители мужского пола.
Возрастной состав респондентов представлен в диаграмме:
Таким образом, наибольший процент респондентов – 47,3% (43 чел.) составляет возраст 15–16 лет, 28,6% (26 чел.) составляют респонденты в возрасте 13–14 лет. Преобладание данных возрастных групп можно объяснить тем, что основную часть опрошенных составляли учащиеся общеобразовательных школ города учебные заведения, которых географически расположены вблизи библиотек. Они являются постоянными пользователями библиотек. 17,6 % (16 чел.) респонденты в возрасте 17-18 лет, 6,5% (6 чел.) составляет возраст 19-20 лет.
Анкета для читателей включала в себя вопросы, которые можно условно разбить на блоки:
ü Отношение респондентов к экологическим проблемам
ü Круг читательских интересов и тематика запросов
ü Источники получения информации по экологии
ü Библиотечные услуги и обслуживание в рамках экологического просвещения
1. На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что проблемы экологии, на сегодня, особенно актуальны?»:
Полностью согласились – 59 человек (64,8%) – это, в основном, старшеклассники, учащиеся училища и техникума. Скорее согласны – 18 человек (19,8); скорее не согласны – 14 человек (15,4) данные категории разнородны и по возрасту, и по половой принадлежности. Возможно, некоторая прямолинейность вопроса вызвала подобную расстановку ответов. Тем не менее, ответивших положительно по данному пункту – большинство.
2. Ответы на второй вопрос анкеты распределились следующим образом:
№
|
Проблемы экологии
|
Важны
|
Незначительно
|
Не интересуют
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
Глобальная экология
|
73
|
14
|
2
|
2
|
2
|
Экология человека
|
68
|
11
|
3
|
9
|
3
|
Социальная экология (взаимодействие общества с природной средой)
|
41
|
23
|
13
|
14
|
4
|
Агроэкология
|
_
|
11
|
23
|
57
|
5
|
Экология города
|
63
|
19
|
4
|
5
|
6
|
Промышленная экология
|
35
|
28
|
15
|
13
|
7
|
Геоэкология
|
_
|
4
|
86
|
1
|
8
|
Экология Чувашии
|
88
|
3
|
_
|
_
|
Таким образом, наибольший интерес у респондентов вызывают глобальные проблемы экологии (80,2%), экология человека (74,7%) и экология города (69,2%). Вне конкуренции экологические проблемы Чувашии, 96,7 % респондентов отметили важность данной проблемы для них. Такой большой процент можно объяснить «личной» заинтересованностью, усилением краеведческого аспекта в образовательной деятельности учебных заведений. Незначительно ребята интересуются социальной экологией (45%) и промышленной экологией (38,5%). Наименьший интерес вызывают агроэкология и геоэкология.
3. На вопрос анкеты: Что Вы думаете об экологической ситуации по стране в целом?
53,8 % опрошенных респондентов отметили критичность экологической обстановки; 29,7% указали на некоторые существующие проблемы по стране и 16,5% - никогда об этом не задумывались.
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
Экологическая обстановка критическая
|
49
|
53,8
|
Существуют некоторые проблемы, но в основном по стране все в порядке
|
27
|
29,7
|
Я никогда об этом не задумывался
|
15
|
16,5
|
4. На следующий вопрос: Как Вы можете охарактеризовать экологическую ситуацию в Вашем городе?
Большинство респондентов 52 человека (57,1%) отметили сразу несколько пунктов, это и проблемы, связанные с питьевой водой, с вывозом мусора, эрозией почвы и недостаточностью зеленых насаждений. 29 человек (31,9%) отметили проблему, связанную с вывозом мусора; по 5 человек (5,5%) отметили – эрозийность почвы, проблему чистой питьевой воды.
5. На пятый вопрос: Читаете ли Вы литературу экологического содержания?
54 человека (59,3 %) опрошенных положительно ответили на этот вопрос, 37 человек (40,7%) - ответили отрицательно.
6. Шестой вопрос звучал так: Какую именно литературу читают респонденты?
Мы попытались выяснить какую литературу по экологии предпочитают наши респонденты. 73 человека (80,2%) отдали предпочтение справочной литературе, в основном, это учащиеся 8–9 классов и профессиональных училищ, 11 человек (12,1%) выбрали научно-популярную литературу, 7 человек (7,8%) ответили, что предпочитают художественную литературу, затрагивающие проблемы экологии.
7. На седьмой вопрос: Пользуетесь ли Вы информацией по экологии из других источников информации?
Большинство респондентов 76 человек (83,5) отметили Интернет, 10 (11%) человек видео – фильмы, 1 человек (1,1%) СД – РОМ – диски, 4 человека (4,4 %) отметили СМИ
8. Частота обращения к экологической информации представлена в таблице
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
1 раз в неделю
|
23
|
25,2
|
1 раз в месяц
|
35
|
38,5
|
1 раз в квартал
|
16
|
17,6
|
1 раз в год
|
17
|
18,7
|
9. Цели обращения к экологической информации распределились, следующим образом:
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
Подготовка рефератов
|
28
|
30,7
|
Подготовка к учебным занятиям
|
43
|
47,3
|
Участие во вне учебных занятиях
|
3
|
3,3
|
Получение новой информации
|
11
|
12,1
|
Самообразование
|
6
|
6,6
|
Наиболее частой причиной обращения к литературе экологической тематики, как и ожидалось, стала подготовка к учебным занятиям (47,3%) и подготовка рефератов: (30,7%) респондентов отметили эти позиции анкеты, в основном это школьники. Получение новой информации и самообразование по экологии характерно для, ребят, проанкетированных непосредственно в библиотеке (12,1%) и (6,6%). Для школьников так же характерным мотивом обращения является – участие во вне учебных мероприятиях (3,3%).
Большой блок вопросов был посвящен выяснению роли библиотек в области экологического образования и просвещения.
10. На вопрос «Если Вам нужна информация по экологии обращаетесь ли Вы в библиотеку?». Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
Да
|
39
|
42,8
|
Нет
|
17
|
18,7
|
Иногда
|
35
|
38,5
|
Из 91 человека, принявших участие в опросе – все являются читателями библиотек. Для респондентов характерно обращение в библиотеку (42,8%). Лишь 18,7% опрошенных не обращаются в библиотеку за информацией по экологии. Наиболее активны в своих обращениях школьники 10–11 классов.
11. Насколько часто ребята получают отказы на свои запросы, данный аспект освещен в таблице
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
Очень часто
|
5
|
5,5
|
Иногда
|
28
|
30,7
|
Очень редко
|
54
|
59,4
|
Всегда
|
4
|
4,4
|
Иногда получают отказы – 28 человек. Очень редко – 54 человека. Мы считаем, что такое число ответов можно объяснить высокой квалификацией сотрудников библиотек города, которые помимо элементарной выдачи литературы по требованиям, часто проводят углубленные консультации для наших читателей. Очень часто получают отказы 5 респондентов. 4 человека отметили позицию «Всегда». Нас заинтересовали эти 4 человека, они оказались студентами машиностроительного техникума; в позиции «Как часто обращаетесь за экологической информацией» оба отметили 1 раз в год. Возможно, именно отказы повлияли на подобную частоту обращений. Возможно, ребятам просто не повезло: не было необходимой литературы.
12. На вопрос «Ваше отношение к фонду библиотеки по экологии» ответы представлены в диаграмме:
13. Назовите мероприятия по экологии, которые Вы посещали
№
|
Варианты ответа
|
Количество ответов
|
%
|
1.
|
Беседы
|
7
|
7,7
|
2.
|
Обзоры
|
8
|
8,8
|
3.
|
Вечера
|
9
|
9,9
|
4.
|
Игровые программы
|
29
|
31,8
|
5.
|
Викторины
|
18
|
19,8
|
6.
|
Круглые столы, конференции
|
5
|
5,5
|
8.
|
Выставки
|
4
|
4,4
|
9.
|
Акции
|
11
|
12,1
|
Большинство респондентов предпочитают активные формы мероприятий, т.е. те, где они могут проявить себя, показать свои знания: игровые программы – 31,8%, викторины – 19,8%, акции –12,1%. Меньше интересуют традиционные формы такие как: обзоры – 8,8%, беседы - 7,7% и вечера – 9,9%, где приходится выступать в лице пассивных слушателей. Такие формы как конференции и круглые столы почти не вызвали интереса – 5,5%. Менее всего респондентов интересуют выставки – 4,4%. Из этого следует сделать вывод, что необходимо к организациям выставок подходить более серьезно, использовать больше инновационных форм.
14. Проводя исследование, нам было важно знать: Кто проводил эти мероприятия:
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
Учителя
|
24
|
26,4
|
Библиотекари
|
67
|
73,6
|
Специалисты – экологи
|
0
|
0
|
Другие
|
0
|
0
|
67 респондентов (73,6%) отметили, что мероприятия, которые они посещали, проводили библиотекари. В основном это учащиеся близлежащих школ, преподаватели которых приводили своих учеников на массовые мероприятия библиотеки. 24 человека (26,4%) посещали школьные мероприятия.
15. На просьбу выразить свое отношение к мероприятиям библиотеки по экологическим проблемам мы получили следующие ответы:
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
Помогают развитию общеобразовательного уровня
|
59
|
64,8
|
Ничего не дают
|
7
|
7,7
|
Неожиданно, получил интересные сведения
|
25
|
27,5
|
64,8% респондентов отметили положительный момент в посещении массовых мероприятий, 27,5% ответили, что получили неожиданно для себя интересные сведения – мы считаем это достаточно отрадный факт. И лишь 7,7% наши мероприятия ничего не дали.
16. «Ваше отношение к книжным выставкам по экологии». Ответы распределились следующим образом:
Вариант ответа
|
Кол-во ответов
|
%
|
Очень нужны, нахожу на них полезную информацию
|
65
|
71,4
|
Редко обращаюсь к ним
|
17
|
18,7
|
Не обращаю внимания
|
9
|
9,9
|
Высокий процент обращений к книжным выставкам (более 60%) объясняется большой активностью библиотек в Год охраны окружающей среды. Информация о новых книжных выставках регулярно звучали в СМИ: в местной печати, на сайте города, сайте МБУ «ГЦБС». Организовывались экскурсии, на которых проводились обзоры книжных выставок, презентации новых выставок. Выставки также организовывались и экспонировались на массовых мероприятиях, проводимых библиотеками. Те ребята, которые не обращают внимания на книжные выставки, отметили свое нечастое обращение к литературе по экологии (1 раз в год).
Несколько вопросов анкеты были призваны определить отношение наших читателей к массовым мероприятиям, проводимыми библиотекарями.
17. Итоговым вопросом стал: «Как Вы оцениваете деятельность библиотеки по экологическому просвещению, в целом?»
Большинство респондентов положительно оценили деятельность библиотек по экологическому просвещению. Такая высокая оценка вызвана действительно большим объемом работы библиотек по экологии. Наши библиотеки использует в своей работе новые инновационные формы работы. Мы по праву гордимся Днями и Неделями экологии, тематическими Днями экологии, экологическими лекториями, видеолекториями. Активная и плодотворная работа специалистов библиотек по организации различных массовых мероприятий, информационная, методическая и издательская деятельность библиотеки не осталась без внимания. Большая работа ведется по рекламе деятельности библиотеки в СМИ, это естественно, влияет на информированность населения о нашей деятельности. 6 человека не смогли ничего сказать, ввиду того, что редко были в библиотеке.
ВЫВОДЫ
1. Проблемы экологии, показало исследование, актуальны и важны для основной группы респондентов. Многие молодые люди озабочены состоянием экологии как по стране в целом, так и в нашем регионе, и если даже это инспирировано учебным процессом, тем не менее, факт остается отрадным. Мы надеемся, что, и деятельность библиотек МБУ «ГЦБС» повлияла на отношение подрастающего поколения к проблемам экологии, что малая толика нашего труда по защите природы, нашла свое место в душах наших читателей. Радует, что учащиеся читают литературу по экологии, многие пользуются другими источниками информации, такими, как Интернет, видео – кассеты, СД – диски.
2. Отношение респондентов к деятельности библиотек МБУ «ГЦБС» по экологическому просвещению в целом положительное. Читатели активно пользуются фондом, посещают наши мероприятия, получаю новые сведения, полезную информацию и просто проводят свободное время. Анкетирование выявило наиболее посещаемые наши мероприятия, показало их высокую оценку респондентами.
3. Анализ результатов исследования позволяет высказать мнение о правильности взятых библиотеками города ориентиров, можно сделать вывод, что деятельность библиотек по экологическому просвещению важна и необходима. Обладая уникальными возможностями приобщения молодежи к экологической информации и будучи общедоступными – библиотеки являются действенным звеном в системе экологического просвещения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
По совершенствованию работы библиотекарей в области экологического просвещения молодежи рекомендуется:
Улучшить работу по рекламной деятельности, больше уделять внимание раскрытию фонда, пропаганде периодических изданий по экологии посредством нетрадиционных книжных выставок.
Внедрять в деятельность по экологическому просвещению молодежи инновационные формы работы.
Заключать Договора о творческом сотрудничестве с экологическими организациями.
Разработать программы, которые позволят улучшить работу по обслуживанию пользователей библиотеки.
Подготовила:
ведущий методист по работе с детьми МБУ «ГЦБС» Н. А. Смирнова