МБУ "Городская централизованная библиотечная система" г. ШумерляОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

«Библиотека и специалист XXI века: изучение кадрового потенциала библиотек республики»

МУ ГЦБС г. Шумерля в период с декабря 2007 года по январь 2008 года провела социо­логическое исследование «Библиотека и специалист XXI века: изучение кадрового по­тенциала библиотек республики».

Цель исследования: организация перспективной кадровой политики и формирование системы непрерывного библиотечного образования.

Всего было роздано 20 анкет, анкеты включали 36 вопросов. Объектом исследования стали сотрудники городской библиотечной системы. В ходе исследования выяснилось, что респонденты охотно отвечали на вопросы анкет, выбирали несколько вариантов ответов на один вопрос. На основе собранной информации сложилась достаточно ясная картина о значимости библиотечной профессии, что позволило сделать определенные выводы и за­ключения.

На вопросы анкет были получены следующие варианты ответов:

1. Укажите, пожалуйста, факторы, которые повлияли на выбор профессии библиотекаря.

Самостоятельный выбор - 70%,

Получение специального образования связано с условиями работы - 5%,

Любовь к чтению - 30%,

Возможность общаться с людьми - 20%,

Поддержал(а) семейную традицию - 5%,

Не было другого выбора - 10,

2. Вы удовлетворены тем, что избрали профессию библиотекаря?

Да, это мое призвание - 40%,

Удовлетворен(а) частично - 50%,

 Нет, не удовлетворен(а) - 5%,

 Считаю свой выбор ошибкой - 5%

3. Если представится удобный случай, то Вы поменяете профессию?

Нет, никогда - 25%,

Возможно (напишите, чем это вызвано) - 40% (низкой зарплатой)

Поменяю с радостью (на какую, укажите) - 10% (психолог)

Трудно сказать - 25%

4.Каков, на Ваш взгляд, престиж библиотечной профессии в обществе?

Высокий- 10%,

Средний - 40%,

Низкий - 40%,

Крайне низкий -10%

5.Назовите, пожалуйста, достоинства библиотечной профессии?

Интересная, творческая - 60%,

Возможность общения с людьми - 50%,

Интеллектуальная работа - 30%,

Владение источниками поиска информации - 25%,

Знакомство с новыми книгами - 30%

6.Укажите недостатки библиотечной профессии?

Низкая заработная плата - 95%,

Непрестижность профессии - 40%,

Отсутствие льгот - 35%,

Длинный рабочий день - 5%,

Вредные условия труда - 20%,

Отсутствие перспектив в будущем - 25%

7. Оцените качество трудовой атмосферы в Вашем коллективе?

Творческая - 85%

Делова-35%,

8.Какова, на Ваш взгляд, психологическая атмосфера в Вашем коллективе?

Доброжелательная, спокойная - 70%,

Бывает по-разному - 30%

9.Есть ли для Вас в библиотеке реальные перспективы продвижения по службе?

Да-25%,

Скорее да, чем нет -10%,

Скорее нет, чем да - 10%,

Нет - 30%,

Не знаю - 20%

10.Какую должность в библиотеке Вы хотели бы занимать?

Директор, зав. библиотекой - 20%,

Зав. отделом - 15%,

Методист-10%,

Сотрудник отдела комплектования и обработки - 5%,

Специалист по компьютерным технологиям - 5%,

Библиотекарь отдела обслуживания - 40%

11.Оцените, пожалуйста, степень своей профессиональной зрелости?

Чувствую себя на рабочем месте уверенно - 90%

 Использую в работе компьютер - 40%

Собираюсь повышать библиотечную квалификацию -10%

Затрудняюсь ответить - 5%

12.Как Вы считаете, Ваш личный профессиональный и творческий потенциал востребован в библиотеке?

Да, востребован -100%

13.Выступаете ли Вы инициатором каких-то новшеств в библиотеке?

Часто - 25%                              Иногда - 75%

14. Какие проекты Вы хотели бы реализовать в своей библиотеке?

Среди названных проектов были отмечены

  • проекты по возобновлению доброй традиции семейного чтения;

  • проекты по становлению библиотек залогом успешного развития нашего города;

  • проекты, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения,

  • проекты, направленные на привлечение самых юных читателей города,

  • проекты, связанные с экологическим просвещением подрастающего поколения,

  • проекты, направленные на создание творческих клубов для населения

15.Как часто Вы выступаете на конференциях, семинарах, совещаниях?

Очень часто -5%        Часто-25%         Редко-45%          Никогда- 15%

16. Публикуетесь ли Вы в профессиональной печати?

                       Редко-10%                                Нет-90%

17.Насколько регулярно Вы следите за профессиональным информационным потоком?

                                Регулярно - 85%                        Редко-15%

18.Какие профессиональные издания выписывает Ваша библиотека?

  • Библиотека и закон (приложение к журналу «Библиотека») - 25%

  • Справочник руководителя «Учреждения культуры» - 40%

  • Библиотековедение - 35%

  • Библиотека - 80%

  • Библиотечное дело - 5%

  • Библиотечная газета - 30%

  • Библиополе - 35%

19.Заинтересованы ли Вы в повышении своей квалификации?

Да, заинтересован(а) - 95%                          Безразличен(а) - 5%

20.Где Вы повышаете свою квалификацию?

  • В центральной районной (городской) библиотеке - 75%

  • На факультете дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) в г. Чебоксары - 40%

21.       Как Вы оцениваете необходимость непрерывного образования библиотекарей?

Необходимо обучаться постоянно - 100%

22.Назовите наиболее эффективные, на ваш взгляд, формы повышения квалификации

  • Научно-практические конференции - 20%

  • Курсы повышения квалификации - 65%

  • Межрегиональные семинары - 10%

  • Республиканские семинары - 50%

  • Районные (городские) семинары - 30%

  • Выезды в другие регионы по обмену опытом - 75%

  • Практические занятия - 35%

  • Тренинги - 25%

  • Деловые игры - 5%

23. По каким направлениям Вам необходима методическая помощь?

  • История края и библиотеки - 15%

  • Правовое, патриотическое воспитание - 25%

  • Экологическое воспитание - 5%

  • Информационное обслуживание - 40%

  • Справочно-библиографическая работа - 20%

  • Этика, правовое воспитание - 10%

  • Организация фондов, каталогов - 15%

  • Организация массовых мероприятий -10%

  • Организация обслуживания - 15%

  • Организация досуга населения - 5%

  • Программно-целевое планирование - 10%

  • Библиотека в помощь самоуправлению - 5%

  • Краеведческая деятельность библиотеки - 5%

  • Рекламная деятельность - 5%

  • Новые формы работы - 35%

  • Автоматизация библиотек - 25%

  • Стандартизация услуг и повышение их качества в области библиотечного дела - 20%

  • Организация внестационарного библиотечного обслуживания - 5%

24. Ваши предложения по совершенствованию системы повышения квалификации

Среди основных мероприятий выступают: выезды в другие регионы по обмену опытом, курсы для молодых специалистов, семинарские занятия.

25.       Чувствуете ли Вы себя справедливо оцененным за свой труд?

Да, очень часто - 15%      Часто - 25%       Почти никогда - 45%          Затрудняюсь ответить - 5%

26. Какие формы социальной поддержки работников, поощрения и стимулирования труда есть в Вашей библиотеке? (премии, льготы, гарантии и т.д.). Укажите их

Нет - 75%, дополнительные дни к отпуску согласно коллективному договору - 20%, пре­мия 2 раза в год в размере оклада - 5%

27. По вашему мнению, Вы работаете в эффективной, успешной библиотеке?

Да- 70% Нет-10%

28.  Считаете ли Вы, что Ваша библиотека нуждается в существенных преобразованиях?

Да, нуждается - 35% Нуждается частично - 30% Нет, не нуждается - 20% Трудно сказать -15%

29.  На Ваш взгляд, какие специалисты в настоящее время нужны библиотекам?

Программисты - 90%

Инженеры-электронщики- 10%

Менеджеры информационных ресурсов - 20%

Психологи -10%

Юристы - 5%

30. Ваше видение библиотечного специалиста XXI века

Библиотекарям представилась возможность раскрыть образ современного специалиста, наши сотрудники представляют его как исключительно человека образованного, грамотного, творческого, тактичного, энергичного, владеющим навыками работы с современной оргтехникой, умением пользоваться услугами сети Интернет.

В любом исследовании представляется важным дифференциация по таким показателям как пол, возраст, образование.

В области библиотечного дела нашей системы работает исключительно женский коллектив. Сотрудники библиотек имеют образование:

Высшее библиотечное - 15%

Высшее техническое - 5%

Высшее не библиотечное, гуманитарное - 15%

Среднее специальное библиотечное - 50%

Среднее специальное не библиотечное - 5%

Обучаюсь в ВУЗе (укажите в каком) - 10%

Данная динамика свидетельствует о том, что к библиотечным кадрам с профессиональ­ным образованием вливаются специалисты других сфер занятости.

Возрастной состав библиотекарей МУ ГЦБС г. Шумерли достаточно репрезентативен и соответствует: До 20 лет - 5% 26-30 лет-15% 35 лет -30% 36-40 лет- 10% 41-45 лет-15% 46-50 лет-15% 51-55 лет-5% 56-60 лет-5%

Стаж работы библиотекарей составляет:

а)  Общий стаж библиотечной работы

от 1 до 5 лет-45%, от 5-до 15 лет - 25%, свыше 15 лет - 30%

б)  Стаж работы в данной библиотеке

от 1 до 5 лет- 70%, от 5-до 15 лет -10%, свыше 15 лет - 20%

Полученные цифры свидетельствуют о привлечении новых сотрудников, переводе биб­лиотекарей из библиотечной системы района в город.

При изучении должностного состава библиотек города были получены данные: Заведующий, директор, зам. директора - 25% ,Зав. отделом обслуживания - 5% ,Библиотекарь читального зала - 20% ,Библиотекарь абонемента - 15%, Методист- 10%,Библиотекарь отдела комплектования и обработки - 5%,Библиограф - 20%. По полученным в исследовании результатам были выдвинуты гипотезы: Большинство библиотекарей при выборе профессии ориентировались преимущественно самостоятельным выбором (90%) и любовью к чтению (30 %).

Несмотря на низкую заработную плату (95 %), непрестижность профессии (40%),отсутствие льгот (35%) работу библиотекаря считают своим призванием (40%) и никогда не поменяли бы свою профессию (25%), но в свою очередь 40% респондентов при случае возможно (по причине низкой заработной платы) сменили бы свою профессию. Среди достоинств библиотечной профессии выделяют:

интересная, творческая (60%),

возможность общения с людьми (50%),

доброжелательная и спокойная атмосфера в трудовом коллективе (70%).

Среди положительных моментов следует отметить, что среди библиотекарей наблюдается 100%-ная востребованность личного профессионального и творческого потенциала, многие чувствуют себя уверенно на рабочем месте (90%), все сотрудники на 100% довольны занимаемым должностям. Большинство опрошенных (85%) стремятся регулярно следить за профессиональным информационным потоком и выписывают большинство из перечисленных в анкете профессиональных изданий. Существенная часть библиотекарей (90%) заинтересована в повышении своей квалификации, которую они повышают в городской центральной библиотеке (75%) и на факультетах дополнительного профессионального образования в г. Чебоксары (40%). Необходимость непрерывного об­разования подтверждают единогласно все сотрудники нашей библиотечной системы, среди наиболее эффективных форм повышения квалификации отмечают: курсы повышения квалификации (65%), республиканские семинары (50%), стажировки (65%), выезды в другие регионы по обмену опытом (75%)

Одним из отрицательных моментов в профессии библиотекаря является то, что примерно половина сотрудников (45%) почти никогда не чувствует себя справедливо оцененными за свой труд, не имеют никаких поощрений - 75% библиотекарей, 25% сотрудников пользуются дополнительными днями за выслугу лет к очередному отпуску, принятыми во внимание согласно коллективному договору.

Несмотря на то, что сами библиотекари считают престиж библиотеки в обществе как средний (40%) и низкий (40%),   потребность библиотек в специалистах как программист (90%), отсутствием социальной (материальной) поддержки указали,что работают в эффективной, успешной библиотеке.

Таким образом, моно сказать, что несмотря на все социальные проблемы библиотекари МУ ГЦБС г. Шумерля занимают активную жизненную позицию, пытаются качест­венно вести свою работу, повышая профессиональную квалификацию. Мы не можем про­сто констатировать сложившееся положение и как профессионалы обязаны влиять на со­держание и организацию работы как библиотекарей, так и библиотек в целом.

Яндекс.Метрика

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика