Обеспечение безопасности библиотек в чрезвычайных ситуациях
О.В. Ветчанова,
заведующая научной библиотекой Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина
В любом учреждении культуры существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, и библиотека не исключение. Задача руководителя – предусмотреть все возможные меры для предотвращения ЧП или, если оно уже произошло, минимизации его последствий. В этом ему поможет служба безопасности. Разберемся, какие угрозы актуальны для библиотек и как грамотно создать такую службу.
По последним данным, библиотечная сеть страны насчитывает 47 тысяч общедоступных библиотек, в которых хранится 942 миллиона книг и экземпляров журналов. Библиотечные фонды являются важной составляющей культурного и исторического наследия страны, а также ценным информационным ресурсом, поэтому они нуждаются в надежной защите со стороны государства.
Нормативная база. Что подлежит охране
В ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) “О библиотечном деле” указано:
“1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают: 1) контроль за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда. <…>
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают: 1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек”.
Фонды библиотек подлежат охране, которую должны обеспечить органы государственной власти.
В 2000 г. была утверждена “Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации”. Она включает в себя, в частности, подпрограмму “Безопасность библиотечных фондов”, целью которой заявлено создание комплексной системы безопасности библиотек и библиотечных фондов на базе использования современных технологий и технических средств защиты. Под системой безопасности в данном случае подразумевается весь комплекс мер (правовых, организационно-управленческих, технических и пр.), направленных на качественную реализацию защиты библиотек от внешних и внутренних угроз.
Помимо фондов, охране подлежат и другие материальные и технические ресурсы библиотек, находящиеся на бухгалтерском балансе и, конечно же, жизнь и здоровье сотрудников.
В ст. 219 Трудового кодекса РФ указано, что каждый работник имеет право на:
■ рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
■ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
■ получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске для здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
■ обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
■ обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
■ отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности” и т. д.
Кроме того, закон обязывает работодателей создавать службы охраны труда. Работодатель обязан создать такую службу или ввести должность специалиста по охране труда, если численность работников организации превышает 50 человек. При этом специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если у работодателя нет службы охраны труда или соответствующей должности, то их функции осуществляет или сам работодатель – индивидуальный предприниматель лично, или руководитель организации / другой уполномоченный работодателем работник, или организация / специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Деятельность таких организаций подлежит обязательной аккредитации.
В учреждениях культуры, как правило, существует должность специалиста по охране труда. В централизованных библиотечных сетях этот сотрудник либо сам выезжает в филиалы и проводит инструктажи на местах, либо инструктирует работников удаленных филиалов в центральной библиотеке. Практика обращения к сторонним специалистам по охране труда не очень распространена из-за ограниченного финансирования бюджетных учреждений культуры.
В любом случае, лучше иметь штатного специалиста, который хорошо ознакомлен со всеми нюансами работы конкретной организации.
В 1995 г. вышло два документа Министерства культуры РФ, предназначенные непосредственно для библиотек. Первый из них – приказ “О службе безопасности в организациях культуры и искусства”, в котором говорится о необходимости создания в структуре организаций непосредственного ведения Минкультуры службы безопасности или введения должностей (должности) “сотрудник службы безопасности”. Второй – письмо “О направлении рекомендаций к разработке положений о службе безопасности музеев и библиотек”, в котором приводится Примерное положение о службе безопасности музеев и библиотек Российской Федерации (Приложение 1).
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Прежде чем переходить к вопросу обеспечения безопасности библиотек в условиях чрезвычайных ситуаций, следует в общих чертах рассмотреть общероссийскую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)была создана в 1994 г. на основании Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Ее основная цель – предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения – защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, а также окружающей среды от их последствий.
Общее руководство РСЧС осуществляется Правительством РФ. Непосредственное руководство возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Структура РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:
■ на федеральном уровне (включает территорию всей страны) – МЧС России;
■ на региональном уровне (включает территории нескольких субъектов РФ) – региональные центры по гражданской обороне (далее – ГО) и чрезвычайным ситуациям (далее – ЧС);
■ на территориальном уровне (территория отдельного субъекта РФ) – главные управления по делам ГО и ЧС, создаваемые в составе или при органе исполнительной власти субъектов РФ;
■ на местном уровне (территория города, района, населенного пункта) – управления по делам ГО и ЧС;
■ на объектовом уровне (в организациях) – отдел или специально уполномоченные лица (лицо) по решению вопросов ГО и ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ подготовка населения к действиям в ЧС;
■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ ликвидация ЧС;
■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации;
■ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) подразумевается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. В таблице 1 представлены виды чрезвычайных ситуаций. Ее данные основаны на постановлении Правительства РФ “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21.05.2007 № 304.
Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций
№
|
Масштаб ЧС
|
Зона ЧС
(территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей)
|
Количество пострадавших
(погибших или получивших ущерб здоровью)
|
Размер материального ущерба
|
1
|
Локальный
|
В пределах территории объекта
|
Не более 10 человек
|
Не более 100 тыс. руб.
|
2
|
Муниципальный
|
В пределах территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения
|
Не более 50 человек
|
Не более 5 млн. руб.
|
3
|
Межмуниципальный
|
Зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию
|
Не более 50 человек
|
Не более 5 млн. руб.
|
4
|
Региональный
|
В пределах территории одного субъекта РФ
|
Свыше 50 человек, но не более 500 человек
|
Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.
|
5
|
Межрегиональный
|
Зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ
|
Свыше 50 человек, но не более 500 человек
|
Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.
|
6
|
Федеральный
|
-
|
Свыше 500 человек
|
Свыше 500 млн. руб.
|
В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации делятся на природные и техногенные. К ЧС природного характера относятся опасные природные явления и процессы геологического, геофизического, атмосферного и другого происхождения, способные вызывать стихийные бедствия с разрушительными последствиями для людей и материальных объектов. К наиболее распространенным стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары, снежные заносы и пр.
ЧС техногенного характера – это аварии и катастрофы (крупные аварии, повлекшие человеческие жертвы и значительный материальный урон), возникающие на производстве (в различных отраслях промышленности) и на транспорте (автомобильном, железнодорожном, водном, авиационном). Причинами техногенных ЧС являются износ конструкций и инженерных коммуникаций, нарушение правил безопасности и эксплуатации оборудования и т. д. Техногенные ЧС могут возникать и вследствие природных ЧС. К примеру, землетрясения или ураганы могут вызвать нарушение целостности электропроводки, пожары, повреждение технических устройств, что, в свою очередь, становится причиной возникновения аварий.
Отдельно следует сказать об экологических бедствиях, масштабных изменениях в природе, вызванных антропогенными факторами и приводящих к необратимым изменениям среды обитания людей.
Чрезвычайные ситуации в библиотеках
Какие же виды чрезвычайных ситуаций наиболее характерны для библиотек? В первую очередь, это пожары. Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Для библиотечных учреждений они представляют особую опасность ввиду большого скопления легковоспламеняющихся и горючих материалов. Основными причинами возникновения пожаров являются:
■ неосторожное обращение с огнем;
■ нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
■ неисправность электрических сетей;
■ утечка газа;
■ грозовые разряды;
■ самовозгорание веществ и материалов;
■ поджоги.
В последнее время угроза пожаров многократно возросла из-за широкого применения при строительстве зданий и отделке помещений различных синтетических материалов, отличающихся повышенной пожароопасностью. Ситуация усугубляется еще и тем, что при их горении выделяются ядовитые для человеческого организма вещества.
Еще одной проблемой, свойственной большинству библиотек страны, является износ системы инженерных коммуникаций, в частности электропроводки. На фоне массовой компьютеризации библиотечной сети это также может стать причиной возникновения пожара.
Типичные нарушения правил пожарной безопасности в библиотеках:
■ курение в неположенных местах;
■ неисправная электропроводка (износившаяся система инженерных коммуникаций, отсутствие заземления, нарушение целостности изоляционного материала на проводах);
■ перегрузка электросети вследствие одновременного использования нескольких электроприборов с большой мощностью: СВЧ-печей, электрочайников, обогревателей и пр.;
■ применение электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, применение нестандартных (самодельных) приборов;
■ загромождение подвалов и чердаков (технических этажей) легковоспламеняющимися материалами (списанными книгами, мебелью, стеллажами и пр.);
■ загромождение эвакуационных выходов, труднооткрывемые запоры на дверях эвакуационных выходов;
■ глухие решетки на окнах;
■ отсутствие или неисправность систем пожаротушения и пожарной сигнализации;
■ отсутствие прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (важно не просто оборудовать помещения библиотек огнетушителями, пожарными шлангами и прочими средствами пожаротушения, но и научить персонал ими пользоваться).
Основные требования предотвращения пожаров на территории Российской Федерации определяются нормативными документами. Ключевой среди них: Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313. Приведем некоторые выдержки из этих Правил в таблице 2.
Таблица 2. Пояснения к правилам пожарной безопасности в РФ
Номер и текст пункта ППБ 01-03
|
Комментарии и разъяснения
|
Пункт 7. Все работники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа
|
На практике этот пункт зачастую выполняется формально. Должность инструктора по пожарной безопасности отсутствует в большинстве библиотек, особенно сельских
|
Пункт 13. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны
|
Нет специфики, работы проводятся на общих основаниях
|
Пункт 15. В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности режим, в т. ч.: определены и оборудованы места для курения, определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара.
|
В библиотеках, даже при наличии инструкции о мерах пожарной безопасности, мало кто из сотрудников ознакомлен с ее содержанием и, следовательно, совершенно не подготовлен к действиям во время чрезвычайной ситуации
|
Пункт 16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников
|
Данный пункт имеет особое значение для библиотек, среди посетителей которых много детей и пожилых людей. Очень важно, чтобы все сотрудники библиотеки (особенно отделов обслуживания) владели навыками грамотного поведения в нештатных ситуациях и могли оперативно вывести людей из горящего здания
|
Пункт 19. Устроители мероприятий с массовым участием людей (вечера, дискотеки, торжества вокруг новогодней елки, представления и т. п.) должны перед началом этих мероприятий тщательно осмотреть помещения и убедиться в их полной готовности в противопожарном отношении
|
Нет специфики, работы проводятся на общих основаниях
|
<Пункт 34. Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии
|
Специфика использования средств пожаротушения в библиотеках заключается в том, что на первый план выдвигаются требования их минимального разрушающего воздействия на книги. Как показывает практика, при возгорании наибольший ущерб фондам наносит не огонь, а реагенты, применяемые в автоматических установках пожаротушения (АУП). В связи с этим выбор средств пожаротушения должен быть строго регламентирован и основан на прогнозе последствий их воздействия на предметы хранения и интерьер помещений. Кроме того, применение АУП в читальных залах и других помещениях библиотек с низкой пожарной нагрузкой (в отличие от книгохранилищ) приводит к необоснованным финансовым затратам. Поэтому главное управление Государственной противопожарной службы МВД России разрешило оборудовать экспозиционные помещения учреждений культуры автоматической пожарной сигнализацией (взамен автоматического пожаротушения).
|
Пункт 36. Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т. п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования, должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год
|
Нет специфики, работы проводятся на общих основаниях
|
Пункт 39. Организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов
|
Нет специфики, работы проводятся на общих основаниях
|
Пункт 41. Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям<
|
Нет специфики, работы проводятся на общих основаниях
|
Пункт 42. В помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается
|
Библиотеки, особенно если они являются структурными подразделениями других учреждений, зачастую располагаются в подвальных и полуподвальных помещениях (на цокольных этажах зданий) и должны иметь как минимум один запасной выход (при количестве людей менее 50). Кроме того, запоры на дверях эвакуационных выходов должны свободно открываться изнутри без ключей
|
Специально для учреждений культуры были разработаны Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), введенные в действие приказом Министерства культуры РФ с 1 января 1995 г. (Приложение 2). В Правилах подобно описываются основные и специальные требования пожарной безопасности для различных видов учреждений культуры, в т. ч. памятников культуры и деревянного зодчества, пути эвакуации, меры пожарной безопасности при устройстве новогодних елок, средства пожаротушения и сигнализации, порядок действий при пожаре. В приложениях приведены требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности, нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения, а также описан порядок проведения пожароопасных работ (окрасочных, газосварочных, электросварочных).
Следующим серьезным фактором опасности для библиотечных учреждений, как, впрочем, и для других учреждений культуры, являются преступные посягательства (кражи, вандализм, угрозы террористических актов и пр.). Особенно уязвимыми оказываются небольшие библиотеки, не имеющие стационарных постов охраны и не оборудованные современными охранными системами.
Министерство культуры РФ выпустило ряд межведомственных нормативных актов, определяющих порядок оборудования объектов культуры техническими средствами безопасности и их эксплуатации. Основными документами являются “Инструкция по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации”(выдержки приведены в Приложении 3) и “Типовые требования по инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры” (ТТ-2000).
В ходе проверок состояния системы безопасности выявляется, что большинство руководителей музеев и библиотек не знакомы с межведомственными нормативными документами Минкультуры России о порядке оборудования объектов культуры техническими средствами безопасности.
Из-за неосведомленности руководителей, требования, изложенные в этих документах, не выполняются. Это является одной из причин низкого уровня безопасности учреждений культуры.
Наиболее характерны следующие нарушения:
■ оборудование техническими средствами безопасности (ТСБ) ведется без разработки проектной документации, что не позволяет производить надлежащую эксплуатацию систем;
■ в составе ТСБ не устанавливаются приборы, позволяющие документировать срабатывание извещателей и действия операторов (отсутствие в составе оборудования охранной сигнализации устройств, контролирующих действия дежурного, позволяет отключить сигнализацию и несанкционированно проникнуть в хранилище);
■ установка технически устаревших приборов (“Рубин-6”), запрещенных к применению указанием Министерства культуры РФ;
■ отсутствует контроль со стороны администрации учреждений за эксплуатацией ТСБ, не назначаются ответственные за состояние систем безопасности лица, не определен порядок хранения и пользования проектной и эксплуатационной документацией;
■ не выполняется указание Минкультуры РФ от 22.04.1997 № 01-75/16-16, согласно которому выбор проектных и подрядных организаций должен осуществляться на конкурсной основе.
Для обеспечения надлежащего уровня безопасности всем руководителям и ответственным за состояние безопасности учреждений культуры необходимо строго соблюдать требования вышеуказанных нормативных документов, а в процессе разработки технических заданий и проектной документации – составлять технико-экономическое обоснование выбранного оборудования и принимаемых решений.
Как обеспечить безопасность библиотеки
В рамках одной статьи нет смысла подробно рассматривать все виды чрезвычайных ситуаций, которые гипотетически могут возникнуть в библиотеке. Главное, чтобы в учреждении была построена эффективная система безопасности, представляющая собой комплекс правовых, организационных, финансовых, материально-технических и иных мер, направленных на защиту охраняемого объекта от возможных угроз и их последствий. Основным документом при построении такой системы является Концепция безопасности библиотеки. Примерная структура Концепции приведена в Приложении 4.
В 2001 г. Центром по безопасности культурных ценностей при Министерстве культуры РФ было выпущено практическое пособие “Безопасность библиотек и библиотечных фондов”. Кроме того, в разные годы Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) и Российская библиотечная ассоциация (РБА) также выпускали пособия, содержащие полезные советы и рекомендации по этому вопросу. Данные материалы могут помочь библиотекам при разработке собственных концепций безопасности.
Создание комплексной системы защиты учреждения – это трудоемкий и ответственный, но при этом полезный процесс. Хорошо продуманная и грамотно построенная система позволяет минимизировать все возможные риски и угрозы (как внешние, так и внутренние), адекватно и оперативно реагировать при возникновении внештатных ситуаций, сводить к минимуму их вредные последствия, обеспечивая тем самым полноценную защиту зданий и сооружений, книжных фондов, материальных ресурсов, жизни и здоровья сотрудников и посетителей библиотеки.