Муниципальное бюджетное учреждение "Информационно-ресурсный центр культуры Шумерлинского района"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

 

Ссылка на новый сайт МБУ "ИРЦК ШМО"

 

 

 

Край мой хлебосольный, край ты мой раздольный,

Где в черемухе весною птичий перезвон.

Песенный, задорный, бедам непокорный,

Шумерлинский, близкий сердцу – мой родной район.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий ко Дню народного единства

Методические рекомендации по подготовке и

проведению мероприятий ко Дню народного единства.

 

 

Уважаемые коллеги!

 

     4 ноября в России отмечается день народного единства. В преддверии этого праздника направляем Вам методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых этой дате.

     День народного единства был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в 17 веке.

 

Историческая справка.

     Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года. Это были нелёгкие для Российского государства 30 лет. Время, когда на русском престоле воцарился первый царь из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Первые годы 17 столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод и, как следствие, народные недовольства, восстания. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло 120 тысяч человек. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей. Во всём обвинили царя Бориса Годунова, который пришёл к власти после смерти Ивана Грозного. Бояре считали его незаконным царём, не из Рюриковичей.

     Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного – Дмитрия. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.

     Пришедшие с Лжедмитрием поляки держали себя в Москве заносчиво. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Всё это не могло не вызвать взрыва возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре ворвались в царские покои и убили самозванца.      Через несколько дней тело Лжедмитрия сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши. Заговор по свержению Лжедмитрия возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царём.

      В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошёл к Москве. Самозванец расположился в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более чем в 20-ти русских городах, но, как и первого самозванца, его постигла трагическая участь: он был убит.

    Разгневанные поражением русских войск под Тушином, бояре и дворяне под угрозой смерти потребовали от Василия Шуйского, чтобы он отрёкся от престола. Против собственной воли Шуйский был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а времена с 1610- по 1613 годы окрестили «Междуцарствием». Эти действия и послужили сигналом к объединению Россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя.

    Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Фёдором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III.

    В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за дом Пресвятой Богородицы» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

 

В сентябре 1611 года в нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал, привезённую из Троицкого монастыря, грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество. На лобное место быстро поднялся «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин и обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело».

     По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

     По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело – изгнание захватчиков.

     Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

     Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

     Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде. А в конце октября уже все кремлёвские ворота были открыты настежь.

     С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

     В конце февраля 1613 года земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царём 16-летнего Михаила Романова (сына Митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

     Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери, была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственный деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября дня благодарности Пресвятой богородице за её помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошёл как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

     Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

     20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса) – один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды. На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами).

     На первой картине изображено, как граждане нижнего Новгорода несут своё имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.

     Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Князь Пожарский изображён сидящим, он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Превозмогая боль. Он пытается встать, правой рукой опираясь на меч, а левой – на щит. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу и просит возглавить народное ополчение. Минин – правой рукой показывает на Кремль, у него облик былинного богатыря: могучие плечи, широкая грудь. Он уговаривает князя превозмочь недуги и выйти на битву. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

     В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день первый памятник Москвы находится у Покровского Собора (Собора Василия Блаженного).

     Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

    Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

    29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году Россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», - заявил Патриарх Алексий.

     23 ноября 2004 года на рассмотрение думы был внесён законопроект, предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ: введение нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта – Валерий Богомолов, Олег Еремеев и Владимир Жириновский.

     На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. 27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом.

     Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».

     4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью.

     «Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть». Это цитата Патриарха Всея Руси Алексия II.

     В День народного единства в разных городах нашей страны организуются митинги, шествия, концерты, благотворительные акции и другие массовые мероприятия. И библиотеки тоже не остаются в стороне.

 

Мы предлагаем Вам провести детский библиотечный форум «Едино государство, когда един народ, когда великой силой он движется вперёд!»

 

 

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф. И. Тютчев

 

Во время проведения форума предполагается работа двух секций:

 

- «О прошлом память сохраняя» (историческая секция)

- «Будущее России – в единстве» (современные дни).

 

В фойе или читальном зале библиотеки можно оформить информационные стенды: «Родина и единство», «О прошлом для будущего».

Кроме уже предложенных стендов можно оформить «Дерево Единства» или «Цветок Единства». На стволе дерева или серединке цветка написать слово «ЕДИНСТВО». Предложить детям самим ответить на вопрос: «Что такое единство?» (как они сами понимают это) и написать свои ответы на листьях дерева или лепестках цветка. Для малышей, которые будут затрудняться с определением, можно заготовить листья и лепестки с готовыми ответами (согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта и др.), и пусть они выберут то, что им понравится и сами прикрепят листочки к дереву или лепестки к цветку. Девизом этой акции могут стать слова: «Один посадит дерево, а все вместе сад».

     В ходе работы секций рекомендуем провести следующие мероприятия.

 

Секция «О прошлом память сохраняя»

Книжно-иллюстративные выставки: «Навеки в памяти народной», «Славный день в истории России», «Россия – Родина святая», «Духом славные, народные сыны», «Ты всё смогла, моя Россия», «Славься ты, Русь моя!»

Неделя патриотической книги: «В веках твоё величие, Россия!», «За землю русскую», «Единым духом мы едины!», «Во славу Отечества!»

Тематические вечера: «Живи и здравствуй, Русь святая!», «С поклоном русскому народу», «Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!», «На Руси большой не бывать врагу», «Под звон колоколов единство обрели».

 

Вечера-портреты: «Славные сыны державы», «Спасители земли русской: Минин и Пожарский», «Храни себя, Россия, Русь!: Чудотворные иконы», «Герои смутного времени».

Литературно-музыкальный турнир: «И славит стих былых героев», «Победой вписана строка»

Презентации книг:

Истомин С. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси.- Москва: Белый город, 2006

Соколов А. Род Мининых и князь Пожарский.

Соловьёв В. М. Минин и Пожарский: рассказ.- Москва: детская литература, 2005.- (Книга за книгой).

Исторические чтения: «Они пришли из глубины веков, чтоб сделать жизнь единой и счастливой», «Россия начиналась не с меча», «О днях великой смуты», «Про нашу Родину, про нас».

Исторические брейн-ринги: «Летопись русской славы», «Ушли в историю года», «Имя России».

Викторины: «Загадки истории», «Путь через века», «Дни великой Смуты».

Краеведческие часы: «Легенда земли Костромской: Подвиг И. Сусанина», «Символ верности Родине: Русский крестьянин И. Сусанин», «Они повторили подвиг Сусанина».

Исторические часы: «Не бывать в России смуты», «Подвиг во имя России», «Сыны Отечества, освободившие Россию», «Нас покориться никто не заставит», «Великий гражданин – Кузьма Минин», «Под звон грядущих перемен».

Исторический экскурс: «Один в поле не воин…», «Коронованная самозванка», «Освобождение: герои Смутного времени», «Конец смутного времени», «И поднималась Русь с колен в руках с иконой перед битвой».

Видео-знакомства, видео-путешествия по страницам истории России: «День народного единства через летопись веков», «Лишь тот достоин уваженья, кто чтит историю свою», «Защитники земли русской», «Герои в бронзе: История одного памятника», «И матушка Россия будет помнить вас».

Беседы с показом слайд-презентаций: «День народного единства: к истории праздника», «Истоки человеческой мудрости: История мировых религий», «Предков чтить, дела их помнить», «Минин и Пожарский – защитники земли русской».

Патриотический час: «О чём рассказали потомки»

Секция «Будущее России – в единстве»

 

Книжно-иллюстративные выставки: «Когда мы вместе – мы едины!» «Родина моя – Россия!», «Сила народа в единстве!», «С Россией в сердце навсегда!», «Во славу Отечества».

Выставка-панорама, выставка-фотогалерея: «И я с тобой, Россия, навсегда!», «Уголок России – Отчий дом».

Тематические вечера: «День справедливости, единства и сплочения», «Мы вместе!», «Мир дому твоему: традиции и обычаи народов, населяющих Костромскую область /свой район/», «Мы разные, но мы вместе», «От Древней Руси к новой России», «В единстве – великие наши дела», «Едино государство, когда един народ».

Краеведческий вечер-презентация «Родина – родные, близкие, семья» (Презентации семейных творческих работ «Как возникла моя фамилия»).

Литературно-музыкальный батл: «Пою тебе, моя Россия!», «Мы – вместе!».

Поэтический вечер: «Родной земли многоголосье».

Дни творчества: «Единства день провозглашая», «Будущее России в единстве», «Я люблю свою Россию».

В программе:

- Книжно-иллюстративные выставки: «Единый народ – единая история», «Мы один народ – у нас одна страна»

- Литературное театрально-игровое путешествие по культурам народов России: «Единство разных», «Если будем вместе, если в доме лад! Будет наша Родина настоящий клад!»

- Час письма «И я Россией дорожу! Я здесь учусь, я здесь живу!» (Дети пишут письма-пожелания «Что бы я хотел сказать всем людям нашей страны», затем все эти письма будут прикреплены к воздушным шарам, которые в конце Недели толерантности «Един народ и в этом сила» будут запущены в воздух)

- Минуты вдохновения: «Дадим шар земной детям», «Дом крепок дружбой людей, в нём живущих!», «Родная Отчизна, родная страна, ты на планете единством сильна!» (Детям предлагают представить, что им на время в руки дали земной шар. Пока звучат песни «Дадим шар земной детям», «Я, ты, он, она – вместе целая страна…» Д. Тухманова, «Сколько нас?» О. Хромушина и другие подобной тематики, ребята должны нарисовать, какой бы они хотели видеть нашу планету. Затем на ленточках, при помощи разноцветных бельевых скрепок, сразу же оформляется своеобразный вернисаж. Название выставки готовится заранее.)

 

- Творческие мастерские, мастер-классы: «Дружба народов», «Наш любимый край родной», «Праздник к нам приходит», «Дом идей – дом затей».

Неделя толерантности: «Един народ и в этом сила», «Если будет Россия, значит, буду и я», «Люблю тебя, моя Россия!», «От единства народов к единству душ».

В программе:

- День уважения и терпения (Обычаи и традиции разных народов) «Вместе мы – Россия!», «Дружба без границ»;

- День конфессий (Национальные религии и верования) «Без веры жить нельзя»;

- День национальных культур «Земли родной многоголосье»;

- День национальной кухни «Щедрый стол»;

- Праздник национального костюма «Все краски солнца»;

- Акция «Ты лети, воздушный шар» (дети прикрепляют к шарам письма-пожелания «Что бы я хотел сказать людям нашей страны», которые они написали на Часе письма и со словами:

«Главное – вместе! Главное – дружно!

Главное с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь прогони!» отпускают эти шары в воздух).

Школа дискуссий (Обмен мнениями на «лобном месте») - круглые столы, открытые микрофоны, детские рассуждения: «В единстве народа вся сила России», «Россия. Родина. Единство», «Величайшее событие века», «Что мы празднуем 4 ноября», «Нам есть, чем гордиться, нам есть, что беречь», «С историей не спорят, с историей живут».

Примерные вопросы для обсуждений:

- Что же означает название этого праздника?

- Когда ещё в истории нашего государства народ демонстрировал своё единство против захватчиков?

- Какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин?

- Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства?

- Почему, как вы думаете, Государственная Дума приняла решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?

- Почему возникла необходимость возродить его?

- Почему днём празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября?

 

- Родина и единство. Как вы понимаете это словосочетание?

- Какую опасность несут национальные распри и конфликты?

- В чём проявляется современное единство России?

- В чём и с кем мы должны объединяться?

- Хороший ли ты друг?

- Кто мы? Кем мы хотим стать?

- Что бы вы сделали для укрепления национального единства в обществе?

Беседы с показом слайд-презентаций: «Мы будем все едины», «Судьба России в свете православия», «Россия – территория единства!».

Викторины: «Примером сильны и сердцем отважны», «Нет в мире краше Родины нашей: Пословицы и поговорки разных народов».

Патриотические часы: «Все мы разные, а Родина одна», «Мы непобедимы, если мы едины», «Россия – страна единства и согласия», «Во благо России – о прошлом для будущего», «Гражданское служение России», «В ответе за прошлое, настоящее и будущее», «Их подвиг жив и вечен».

Информационные часы: «Что нас объединяет?», «Отчизна наших надежд», «России славные сыны: Наши современники», «От раздоров к единению».

Час интересных сообщений «Россия – страна единства и согласия».

Выставка творческих работ «В семье единой».

Можно открыть импровизированный кинозал, в котором демонстрировать фильмы и мультфильмы исторической тематики: «1612» (реж. В. Хотиненко), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин), «Русская смута. История болезни» (реж. А. Денисов), «Минин и Пожарский» (учебный фильм, 1939), «Князь Владимир» (м\ф, реж. Ю. Кулаков), «Александр Невский. Победа над смертью» (м\ф, реж. И. Мишуков), «Пересвет и Ослябя» (м\ф, реж. С. Подивилов) и другие (при этом обязательно учитывать возрастные ограничения).

По возможности при подготовке мероприятий обязательно использовать краеведческий материал.

 

Все предложенные мероприятия должны быть направлены на формирование знаний об истории праздника, о его необходимости, о современном понятии единения народов России, на воспитание в детях чувства взаимопонимания, милосердия, заботы о людях, гордости за нашу Родину и её героев.

 

Желаем творческих удач и успехов!

Система управления контентом
Юридический адрес: 429125, г. Шумерлинский район, д Шумерля, ул. Энгельса, 58б. Фактический адрес: 429122 Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Октябрьская, д.24
Телефон: 8(83536) 2-13-15 .125
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика