«ЛЕТО. ТВОРЧЕСТВО. ДОСУГ»
Программа летнего досуга для детей и подростков
в учреждениях культуры Шумерлинского района.
2014 год.
Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала детей. С этими функциями успешно могут справиться учреждения культуры и библиотеки района. Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты в детей независимо от социально-экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка.
Актуальность и значимость программы.
Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Это имеет особое значение сегодня, когда в России происходит столь значительный рост асоциальных явлений в детской и подростковой среде. Сложная социально-экономическая ситуация, расслоение общества, все возрастающая алкоголизация семей ведут к росту числа детей социально дезадаптированных, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенно остро эта проблема проявляется в подростковом возрасте. У детей накапливается эмоциональное напряжение, которое разряжается в негативных поведенческих актах. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная профилактика правонарушений и детальное планирование летнего досуга детей.
Поэтому организация летнего отдыха детей – один из важных аспектов воспитательной деятельности учреждений культуры района. Содержанием летнего досуга, должен стать активно организованный отдых, способствующий снятию накопившегося за учебный год физического и психологического напряжения детского организма. Летние каникулы являются, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, с другой – пространством для оздоровления и развития ребенка. Учреждения культуры предоставляют детям возможность получить дополнительные знания и умения, с пользой расходовать свободное время улучшать здоровье.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащение духовного мира и интеллекта ребенка. Досуг, игры должны побуждать детей к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям. Поэтому создание комплексной программы летнего досуга детей Межпоселенческим социально-культурным объединением является значимым и актуальным.
Данная программа по своей направленности является комплексной, и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления и формы досуга и творчества.
Цель программы: организация разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков с использованием воспитательной и оздоровительной форм работ
Задачи:
- создать возможности для развития и раскрытия творческой активности каждого ребенка;
- организовать интересный познавательный и увлекательный досуг;
- привить навыки бережного отношения к природе;
- развить театральные способности через участие детей в творческом конкурсе;
Проект летнего досуга для детей и подростков в учреждениях культуры состоит из 3 этапов.
I ЭТАП
Июнь - Месячник «Чувашия – мой край родной».
Нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность. Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм в подрастающем поколении. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта.
Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Основной идеей является формирование у детей системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы.
Целью акции является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
Акция предполагает разнообразные формы работы:
- изучение краеведческой литературы о районе, поселке;
- организация выставки фотографий и открыток;
- сбор и систематизация пословиц и поговорок, отражающих разные стороны жизни русского народа, оформление альбомов чувашских местных национальных игр;
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Широко используются все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта национальности, присущие ей нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, приобщаем детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Через игру, систему занятий, организацию выставок поделок и рисунков передать детям представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.
II ЭТАП
Июль – Месячник «Святые имена Руси Великой».
Цель акции – определить место духовности в системе ценностей ребенка, пути и методы преображения духовного мира ребенка через творчество. Наша культура сохраняет Божественное начало – все действительно величайшие произведения культуры (музыки, живописи, литературы, науки и т.д.) славят Творца – Создателя Вселенной. Через посредство русского языка культуры народов, проживающих в нашем Отечестве, вливались в мировую культуру. Месячник предполагает фестиваль детского самодеятельного творчества «Духовность, нравственность и святость».
Задачи:
- Приобщение детей и подростков к православной культуре, к традициям народного
творчества;
- Развитие театрального и песенного творчества;
- Выявление талантливых и одаренных детей;
Акция предполагает разнообразные формы работы:
- Беседа и чтение Детской библии;
- Воскресный кинозал с просмотром фильмов духовной тематики;
- Круглый стол с участием священнослужителей;
- Час духовного общения с демонстрацией электронных презентаций о святых;
- Организация и проведение православных праздников;
- Виртуальная экскурсия по выставочным залам Эрмитажа с просмотром полотен библейского содержания;
- Прослушивание дисков с церковным песнопением;
- Проведение конкурсов на лучшую театральную постановку духовной тематики;
- Исполнение тематических песен и чтение стихов;
- Конкурсы и выставки рисунков духовной тематики;
III ЭТАП
Август – Месячник «Декоративно-прикладное искусство и художественное творчество в современном мире»
Месячник проводится с целью совместной деятельности ребёнка и его родителей, развития художественно-эстетического вкуса, формирование ручных навыков, развития фантазии и воображения.
Цель акции: Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества;
Задачи акции:
1. Содействие укреплению партнерских отношений учреждений культуры и семьи.
2. Развитие воображения и творческих способностей у детей.
3. Развитие эстетических качеств личности и художественного вкуса;
4. Расширение представлений у детей о формах декоративно-прикладного творчества;
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Развивать мелкую моторику рук детей;
- Обогащать словарный запас детей.
Акция предполагает разнообразные формы работы:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Виртуальные выставки и галереи изделий декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
- Просмотр видеофильмов и мастер-классов по ДПИ;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
- Использование физминуток;
- Создание альбомов по декоративно-прикладному искусству.