Предметом обращения к бизнес-омбудсмену Чувашии Александру Рыбакову стал неразрешенный спор между предприятием «К.» и Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии, приведший к значительным сложностям в строительстве пристроя к существующему производственному корпусу из-за проблемы получения разрешительной документации.
С апреля 2019 года компания безуспешно пыталась получить в городской администрации разрешение на новое строительство для расширения производства, обращаясь с соответствующим заявлением. Однако муниципалитет не выдавал разрешение, обосновывая свой отказ отсутствием решения территориального органа Роспотребнадзора об изменении санитарно-защитной зоны.
Как выяснилось, специализированный надзорный орган, при наличии у предприятия расчетного (предварительного) проекта санитарно-защитной зоны, трижды отказывал в выдаче решения об ее изменении, требуя дополнить пакет представленных документов также и окончательным проектом данной зоны.
С такой позицией государственного органа руководство компании «К.» категорически не соглашалось, заявляя, что затребованный документ представить не могут, «ввиду того, что объект еще не построен, не введен в эксплуатацию и физические замеры выбросов в атмосферу технически сделать невозможно. Проект окончательной санитарно-защитной зоны может быть сделан только после фактического запуска производства и на основании результатов реальных натурных наблюдений и инструментальных измерений. Расширительное узковедомственное толкование действующего законодательства не способствует нахождению баланса между интересами бизнеса и государства».
По этой причине страдал добросовестный бизнес, предприятие не могло начать процесс освоения больших иностранных инвестиций. Тем самым создавались предпосылки к негативной перспективе их ухода в другой регион.
Омбудсмен, приняв к производству жалобу компании, включился в работу по отстаиванию прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Это явилось основанием для его мотивированных обращений в адрес Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии и Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека. Также Уполномоченным на разных площадках неоднократно проводились медиативные процедуры с участниками спора для нахождения компромисса.
По инициативе Минэкономразвития Чувашии и регионального омбудсмена в июле 2019 года было проведено рабочее совещание у Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики с заинтересованными участниками процесса для обсуждения сложившейся ситуации и определению перспектив выхода из нее. Одним из предложенных вариантов разрешения спора явилось предложение обратиться в прокуратуру Чувашской Республики, не доводя дело до длительных судебных разбирательств.
Поскольку в бездействии специализированного надзорного органа усматривались признаки нарушения законодательства, Александром Рыбаковым было направлено аргументированное письмо в прокуратуру Чувашской Республики с ходатайством о проведении проверки доводов руководства компании на предмет соблюдения законности и возможности принятия необходимых мер прокурорского реагирования. Уполномоченным акцентировалось внимание на том, что территориальный орган Роспотребнадзора необоснованно отклоняет заявления предприятия, предъявляя завышенные, по сравнению с положениями нормативных актов, требования к соискателю разрешительного документа. В его письме особо подчеркивалось, что правовая норма, на которую ссылаются в ведомстве, распространяется на уже существующие промышленные производства и объекты, но никак не на проектируемые.
Должное понимание было найдено. Результатом рассмотрения обращения бизнес-омбудсмена стало внесенное в августе 2019 года в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, ущемляющих права хозяйствующего субъекта на своевременное получение законных и обоснованных решений от органов государственной власти. Одновременно в акте прокурорского реагирования был поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Получение предприятием «К.» 4 сентября 2019 г. искомого решения об изменении санитарно-защитной зоны свидетельствовало о преодолении административного препятствия для строительства промышленного корпуса. В тяжелом споре, наконец, была поставлена точка, что означало восстановление законных интересов бизнес-субъекта, готового к инвестиционной деятельности и расширению современного производства.