В адрес республиканского бизнес-омбудсмена поступило письменное обращение директора инвестиционной компании из г. Чебоксары с просьбой оказать содействие прирассмотрении 5-ти дел об административных правонарушениях, возбужденных Отделением – Национальным банком по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по статье 19.7.3 КоАП РФ «Непредставление информации в Банк России».
При этом санкции по названной статье предусматривают жесткую ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 700 тыс. рублей. Кроме того, коммерческая организация в связи с выявленными нарушениями могла быть включена в «группу риска» профессиональных участников рынка ценных бумаг, в отношении которых осуществляются дополнительные надзорные мероприятия со стороны ЦБ РФ.
Компании вменялось в вину нарушение срока представления в Банк России отчетности (в составе пяти отчетов). Как выяснилось, указанная отчетность была направлена ею через электронный портал, однако по причине технического сбоя заполненные и выгруженные сведения не отразились в файле с отчетностью, который был направлен в Банк России. Позднее, по выявлению ранее допущенной ошибки, закрепленным сотрудником организации исправленная отчетность, без ожидания предписаний со стороны Центробанка, незамедлительно была продублирована. Тем не менее, по мнению, надзорного органа, формальные основания для административного реагирования имелись.
В этих условиях, приняв в работу данное обращение в рамках ведомственной компетенции, Уполномоченный поручил сотруднику своего аппарата и общественному эксперту, действующему в системе «probono», установить фактические обстоятельства дела и выявить практические возможности оказания помощи субъекту предпринимательства.
27 декабря 2018 г. надзорным органом было организовано рассмотрение пяти административных дел.В данном процессе, совместно с ответственными работниками компании, в качестве представителя (по доверенности) в защиту ее интересов принял участие сотрудник аппарата омбудсмена, который довел мотивированную позицию института омбудсмена относительно создавшейся ситуации. В числе заявленных им аргументов значились следующие: ситуация являла собой казус, поскольку даже программным обеспечением не была выдана ошибка на этапах загрузки файла и его проверки; пять определений (по количеству отчетов) территориального учреждения Центробанка РФ содержат в себе идентичность, поэтому должны быть приравнены к единой ошибке, имеющей незначительный характер; исправленная отчетность не представила угрозы интересам клиентов, не повлияла на содержание отчетов и не привела к непреодолимым последствиям; совершенное правонарушение по сути обладает признаками малозначительности (формально хоть и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений).
Представителем омбудсмена также подчеркивалось, что предполагаемый административный штраф в крупном размере будет явно несоразмерен вменяемому нарушению, является весьма значительным для субъекта малого бизнеса и не отвечает общепризнанному принципу справедливости наказания.
Результатом рассмотрения стали постановления надзорного органа о прекращении всех 5-ти дел об административных правонарушениях в связи с малозначительностью деяний с объявлением устного замечания. Руководство компании выразило благодарность Уполномоченному за содействие в благоприятном исходе спорной ситуации и приложенные усилия для защиты прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
Для сведения:
В Докладе о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике за 2017 года уже звучала тематика избыточно больших размеров штрафов за административные правонарушения, связанные с представлением отчетности в Центробанк РФ кредитными организациями, банковскими группами и некредитными финансовыми организациями.
В интересах защиты снижения регулятивной нагрузки и соблюдения баланса интересов участников правоотношений в области деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг бизнес-омбудсменом в адрес ряда субъектов законодательной инициативы были направлены соответствующие обращения.
В частности, им предлагалось внести в КоАП РФ назревшие изменения.
Так, на его взгляд, необходимо исключить часть 12 статьи 15.29 КоАП РФ, поскольку, по его мнению, норма по существу «размыта». Отсутствие в ней конкретного перечня правонарушений может привести к неправильному толкованию и применению закона, риску неоднозначной оценки надзорным органом любых действий (бездействия) подконтрольного субъекта.
При составлении или заполнении объемных по количеству представляемых надзорному органу отчетов действительно возможны технические ошибки (описки, опечатки, сбои в передаче данных). Банком России названные «технические ошибки» трактуются, ни много ни мало, как представление недостоверной информации, за что, статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрен административный штраф для юридических лиц, достигающий колоссального размера в 700 тысяч рублей, что чрезмерно завышено для субъектов малого бизнеса и закономерно может привести к их банкротству. При этом замена штрафа на предупреждение, в соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ, лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, возможна только за впервые совершенное административное правонарушение.
В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.01.2013 № 1-П отмечал, что «применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу положений Конституции РФ, и противоречит общеправовому принципу справедливости».