Апелляционная коллегия Верховного Суда России признала не действующим пункт решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 о внесении изменений в Схему размещения НТО в городе Чебоксары: пунктом 1.1. предусматривалось исключение из схемы нескольких нестационарных торговых объектов. Для предпринимателей это обернулось бы сносом НТО, стало бы серьезным препятствием для развития бизнеса.
Владельцы НТО после отказа в удовлетворении иска в Верховном Суде Чувашии обратились с апелляцией в высший судебный орган. Интересы предпринимателей представлял юрист В. Данилов, позицию которого поддержал и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Александр Рыбаков.
Установлено, что НТО располагались на земельных участках, которые муниципалитет передал предпринимателям на основании договоров аренды, а также на основании договоров на право размещения НТО. Объекты включили в Схему города Чебоксары в ноябре 2013 года (решение Чебоксарского городского собрания депутатов № 1205). На 25 апреля 2017 года – дату внесения изменений в Схему, сроки аренды истекли. Администрация города Чебоксары уведомила владельцев НТО об отказе пролонгировать договоры и о необходимости освободить земли, без предоставления компенсационных мест.
Суд первой инстанции счел, что на момент принятия решения Чебоксарским городским собранием депутатов № 732 отношения по договорам аренды прекратились, законных оснований для пользования участками у владельцев НТО не имелось, поэтому их права нормативным правовым актом не нарушались.
С этим выводом не согласилась судебная коллегия Верховного Суда России. По ее мнению, истечение сроков договоров аренды земли и сроков договоров на право размещения НТО не могут быть основанием для произвольного исключения объектов из Схемы.
Коллегия сослалась на главу V.6 Земельного кодекса (введена ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171). После вступления в силу нового положения (с 1 марта 2015 года) появилась возможность использовать земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без заключения договоров аренды участков (за некоторым исключением).
Аналогичная позиция была изложена в письме Министерства экономического развития РФ (от 24 марта 2015 года №6786-ПК/Д23и). В нем пояснялось, что после изменений земельного законодательства разрешение на использование участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, под НТО не выдается. А киоски могут размещаться на основании уже утвержденных схем размещения НТО без оформления прав на землю.
Кроме того, Министерство промышленности и торговли РФ соответствующим приказом (от 25 декабря 2014 года № 2733) заявило о необходимости продлевать договоры (другие разрешительные документы) без проведения торгов в тех случаях, когда предприниматели хотят продолжать торговый бизнес и за ними не числятся системные нарушения правил торговли. Если же участки потребуются для государственных или муниципальных нужд, ведомство рекомендовало применять принцип «меняется место – сохраняется бизнес». Он подразумевает предоставление компенсационных мест владельцам нестационарных киосков.
Коллегия Верховного суда РФ также напомнила о положении 6 статьи 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, по которому изменение схемы размещения НТО не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения этой схемы.
В результате апелляционная коллегия Верховного Суда РФ отменила решение суда первой инстанции, определила принять новое и признать не действующим пункт 1.1. документа в части исключения из Схемы нескольких объектов, принятого Чебоксарским городским Собранием депутатов от 25 апреля 2017 года № 732.