НОВЫЙ СЕРВИС
ФНС России запустила сервис «Прозрачный бизнес», в котором можно найти контрагента по названию или ИНН, сделать выборку по компаниям, имеющим налоговые долги и другие нарушения.
Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 НК РФ. С июля 2017 года любой желающий может зайти в сервис «Прозрачный бизнес». Кликнуть на вкладку «Расширенный поиск» и начать поиск по разным параметрам (например, по сфере деятельности – отрасли) и узнать сумму налоговой недоимки.
Сведения об организациях размещены по блокам:
- о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
- о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
- о специальных налоговых режимах;
-об участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
- о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
- об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.
Информация о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, а также об участии в консолидированной группе налогоплательщиков будет размещаться на сайте ФНС России ежемесячно.
О среднесписочной численности работников организации, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов – ежегодно.
У некоторых компаний в списке, который выдает система, может стоять пометка «Есть признаки недостоверности». Это означает, что данные в ЕГРЮЛ могут не соответствовать действительности. С 1 сентября 2017 г. юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через 6 месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению ФНС России, без суда.
Сервис «Прозрачный бизнес» создан не только для проверки контрагентов, но и себя. При обнаружении ошибки записи по своей компании следует сообщить об этом. Сделать это может не каждый, а только тот, у кого есть соответствующая электронная цифровая подпись.
НОВЫЕ ПРАВИЛА
С 19 августа 2017 года вступили в силу новые правила налоговых проверок. Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение не обходится без упоминания о необоснованной налоговой выгоде, которая повлекла ущерб для бюджета. Это понятие было введено Постановлением Высшего арбитражного суда № 53 от 12.10.2006 года. Выработанная концепция продолжает действовать и на сегодня, была внесена соответствующими положениями в Налоговой кодекс РФ.
18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом РФ, родилась новая статья 54.1.
Новые правила начнут применяться к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года. Это означает, что все операции за период 2014-2016 и последующих годов могут быть оценены с учетом новых критериев.
В закон внесены положения, отражающие смысл привычного уже поиска «деловой цели», доказывания обоснованности налоговой выгоды, чтобы исключить оценочный подход к суждениям о поведении налогоплательщика. Предположим, что суды постепенно перейдут от цитирования Постановления № 53 к ссылкам на закон. Как это отразится на статистике рассмотрения налоговых споров – покажет время.
Вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности закон констатирует: «Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) сумме подлежащего уплате налога в результате искажений сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/ или бухгалтерском учете. Говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/ или суммы налога, законодатель имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.
Если все сведения в отчетности указаны верно, следующим текстом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий (п.2 ст. 54.1): снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки, и обязательство по сделке должно быть исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемста и т.п.). Первое условие не что иное, как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств. Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным. Второе условие крайне важное, так как может переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль. Еще в 2012 году Высший арбитражный суд постановил: «... реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применимых по аналогичным сделкам. Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль…» (Постановление Президиума ВАС РФ № А71 – 13079/2010-А17 от 03.07.2012)
Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. После вступления в силу изменений, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Только практика применения новых положений покажет, сможет ли налогоплательщик по-прежнему ссылаться на то, что сырье (материалы, комплектующие) действительно было и действительно использовано при производстве, строительстве или оказании услуг, несмотря на недоказанность взаимоотношений с конкретным поставщиком. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит налогоплательщику выйти победителем из налогового сора.
Чтобы это сделать проще, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.4 ст.54.1 НК РФ). Рассмотрим их подробнее.
- ПОДПИСАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ НЕУСТАНОВЛЕННЫМ ИЛИ НЕУПОЛНОМОЧЕННЫМ ЛИЦОМ
Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
- НАРУШЕНИЕ КОНТРАГЕНТОМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам.
- ВОМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ТОГО ЖЕ РЕЗУЛЬТАТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИНЫХ НЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СДЕЛОК (ОПЕРАЦИЙ).
Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной да и другие поставщики были на рынке, налоговый инспектор не вправе.
Выяснение вопроса о том, насколько правильно рядовой налогоплательщик определил налоговую базу в соответствии с изложенными правилами, будет осуществляться в ходе обычных выездных и камеральных налоговых проверок. Иными словами, налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы. Ни о каком одностороннем вменении нарушения или о создании отдельной проверочной процедуры речь не идет.
ПРАВО ПОДПИСИ
Закон запретил доначислять компаниям налоги и отказывать в налоговых вычетах только на том основании, что учетные документы подписаны неуполномоченным или неустановленным лицом. Налоговый орган теперь должен проверить не кто подписывал документы, а кто исполнил сделку.
Поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся подписей на документах (№163-ФЗ), подписал Президент РФ.
«Предприниматели жаловались, что при проведении проверок в некоторых регионах налоговые инспекторы доначисляли десятки миллионов рублей налогов или отказывали в возмещении НДС, если счет-фактура, товарная накладная, договор или иной документ подписаны неуполномоченным лицом – например, менеджером отдела реализации. Это случается, когда руководитель в отъезде или в отпуске, - рассказывает президент «Опоры России» Александр Калинин. – ФНС и Госдума согласились с бизнесом, что главное – это факт
поставки или оказания услуги, а не то, с кем подписаны сопроводительные документы. При этом если не та подпись вызывает у инспектора подозрения, что за этим стоит попытка уйти от налога, то бремя доказывания ложится на налоговую инспекцию, а не на налогоплательщика». Налоговый орган теперь должен проверить, не кто подписывал документы, а кем исполнена сделка.
Закон запрещает отражать в налоговых целях мнимые операции, основной целью которых выступает налоговая экономия. При этом процедура доказывания не регулируется.
В законе прямо не ограничиваются притворные операции, формальная сторона которых противоречит их экономической сути, но налоговые органы, вероятно, продолжат переквалифицировать операции по принципу «существо над формой», выдвинутой судами ранее.
«Закон также устанавливает новое условие признания расходов и вычетов, по которому сделку должен исполнить надлежащий контрагент, то есть непосредственно сторона договора или иное лицо, получившее полномочия в силу закона или договора. Если читать текст закона буквально, то есть уйти от риска нельзя даже через проверку полномочий в цепочке поставщиков, - отмечает Петр Попов, ведущий юрист «Пепеляев Групп».
«Налоговая инспекция, имея более широкий доступ к информации и доказав проблемы в цепочке поставщиков, может не принимать во внимание, что налогоплательщик не мог получить ту же информацию, и неважно будет даже, что в цепочке поставщиков уплачены все налоги. Кроме того, нужно законодательно закрепить субсидиарность налоговых претензий к покупателю – требование к налоговым органам сначала принимать меры по взысканию налога с «проблемного» поставщика и только потом с покупателя, считает Петр Попов.
Источник: Журнал «Бизнес-омбудсмен» №7 (сентябрь 2017)