Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://yantik.cap.ru/
ВАСИЛЬЕВ Александр Георгиевич родился 9 января 1948 года с. Турмыши Янтиковского района. Композитор, деятель музыкального искусства. Окончил Чебоксарское музыкальное училище (1967 г.), музыкально-педагогич. институт им. Гнесиных (1972 г.).
Член Союза композиторов СССР (1972). Председатель правления Союза композиторов Чувашии (1982–98). Преподаватель Чебоксарского музыкального училища (с 1974). С 1995 преподавал композицию и теоретич.еские дисциплины на кафедре искусств Чувашского государственного университета, доцент.
Его жанровые пристрастия меняются на разных этапах творчества. В ранний период (1970-е гг.) он ориентируется на сонатно-симфонические традиции европейской музыки как в жанровой сфере, так и в принципах мышления и создаёт преимущественно инструментальную музыку – поэмы, симфонические увертюры, пьесы, циклы, сонаты для фортепиано и других инструментов, ансамблей, камерного оркестра. Наиболее крупное сочинение этого периода – опера «Чакка» на сюжет поэмы С.В. Эльгера «Под гнётом» (1969–71, премьера – 1983, Чебоксары). В эти годы Александр Васильев активно экспериментирует. Этапными сочинениями являются Струнный квартет №2 (1969), Вторая соната для фортепиано (1974).
В следующий (2-й) период (1980-е гг.) Александр Васильев обращается к хору и создаёт ряд произведений. Толчком к их появлению стала работа по заказам хоровых коллективов: Чувашского государственного ансамбля песни и танца, Чувашской государственной хоровой капеллы. Первым опытом в этом направлении были «Две рекрутские песни для мужского хора с барабанами» (1977). Наиболее ярко отличительные черты стиля хоровой музыки Васильева обозначились в произведениях, которые по тематике можно разделить на две группы. Первая связана с воспроизведением народных обычаев, обрядов и с опорой на народные тексты и мелодии: кантата «Уяв» (1979–80), «Масленичные хоры» (1982), «Песенные игры» (1992), кантата «Алран кайми аки-сухи» (Поклонение земле и предкам, 1995–96). Вторая группа объединяет произведения углубленно-психологического плана: поэма «Тухья мерченĕ тăкăнчĕ» (Осыпались с тухьи кораллы, 1981), сюита «Тăри» (Жаворонок, 1983–87), концерт «Çĕлен эрни» (Бабье лето, 1991), обработка чувашской народной песни «Вĕç, вĕç, куккук» (Лети, лети, кукушка, 1994), кантата «Атăлпа тинĕс хушшинче» (От Волги до моря, 1994), цикл «Эс çук та – юррăм та савăк мар» (Без тебя песнь моя печальна, 1996–97). Используются стихи чувашских поэтов П.П. Хузангая, Г.Ф. Юмарта, В.П. Большовой, П.Е. Эйзина, И.А. Дмитриева.
Во 2-й пол. 1990-х гг. обозначился новый (3-й) период. Александр Васильев тяготеет к созданию многочастных концептуальных композиций в различных жанрах. Это хоровые сочинения – сюита «Ухинкель» (2000), вариации «Шапăртăк» (2002), поэма «Аттепе сывпуллашни» (Памяти отца, 1999), кантата «Хал ил» (Укрепись в духе, 2001). В других жанрах наиболее яркими сочинениями периода стали фантазия «Приношение Фёдору Павлову» для симфонического оркестра (1992), «Музыкальное приношение Ю. Васильеву» (1996) и «Эпитафия памяти Георгия Степанова» (2000) для струнного оркестра.
Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1981), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат премии Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1982), Государственной премии Чувашской Республики (1997).
Умер 7 декабря 2012 года в Чебоксарах.