Биография
Моисей Спиридонович Спиридонов (1890—1981)—старейший советский художник, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автор широкоизвестных ныне произведений живописи. Выходец из дальней чувашской деревни, глубоко воспринявший древнейшие традиции культуры родного народа, воспитанник школы, основанной и курируемой И. Я. Яковлевым, он получил специальное образование в Казанской художественной школе и Академии художеств в Петербурге, утвердился в реалистическом искусстве страны, будучи учеником Н. И. Фешина, П. П. Бенькова, Н. С. Самокиша и других крупных мастеров русского и мирового искусства начала XX века, сторонником и последователем художественно-педагогической системы П. П. Чистякова и И.Е. Репина. Встретив победу Великого Октября как решающее условие для национального возрождения и культурного расцвета ранее угнетенных народов царской России, он предложил оригинальную концепцию успешного художественного развития своей республики, возглавил повседневную работу по консолидации творческих сил, разбуженных революцией, на основе овладения всем богатством культуры человечества, на позициях реализма, правды жизни, преобразуемой «по законам красоты». За долгие годы творческой деятельности им созданы сотни произведений, ставшие своеобразной летописью социалистического строительства, красочно и верно раскрывающие историческое прошлое и современность обновляемого края.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
М. С. СПИРИДОНОВА
1890 год, 24 августа — родился М. С. Спиридонов в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чувашской АССР, в крестьянской семье. Чуваш. Родители: отец — Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать — Варвара Александровна Лаврентьева.
1899—1905 годы—учеба в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах, построенной И. Я. Яковлевым. Учителя — М. Т. Тимофеев, С. В. Воронцов. Занятия рисованием под руководством Т. В. Васильева. Держит экзамен для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию.
1905—1906 годы—занятия в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ села Шушары. Подготовка к поступлению в Казанскую художественную школу.
1906—1912 годы—учеба в Казанской художественной школе. Учителя по специальности Г. А. Медведев, X. Н. Скорняков, П. П. Беньков, Н. И. Фешин. Участие в выполнении декораций к спектаклям в оперном театре Казани, выполнение росписей в частных домах. Первые картины на темы жизни чувашской деревни. Окончание школы по Первой категории с правом поступления в Академию художеств вне конкурса.
1912—1918 годы—учеба в Высшем художественном училище Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Самокиша, Солдат Лейб-Гвардии Измайловского полка на фронтах Первой мировой войны.
Учитель рисования гимназий и других школ в Петрограде.
1913—1915 годы—занятия на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств (руководитель курсов — А.В. Маковский).
1918—1920 годы—возвращение в Чувашию, в Яншихово-Норваши, занятие крестьянским трудом. Работа на Педагогических курсах в г. Шихране (Канаше). Обращение в правительство Чувашской Коммуны с предложением об устройстве художественной жизни родного парода.
1920—1926 годы—руководство работой секции изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского облнаробраза.
1926—1932 годы—председатель Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России. Проведение в 1927 году первой выставки произведений чувашских художников в Чебоксарах, участие в выставках искусства народов СССР в Москве.
1921—1950 годы—заведующий Центральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудник Чувашского научно-исследовательского института, директор Чувашской государственной художественной галереи, депутат Верховного Совета Чувашской АССР.
1937—1955 годы—председатель правления Союза чувашских художников.
1935 год — присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР».
1940 год — присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
1940—1941 годы—преподаватель Чебоксарского художественного училища.
1948—1954 годы—преподаватель Чебоксарского художественного училища.
1950 год — награжден орденом Ленина.
1960 год—присвоено почетное звание «Народный художник Чувашской АССР». Награжден Почетной Грамотой Верховного Совета РСФСР.
1970 год — награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Постановлением Бюро Чувашского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Чувашской АССР занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.
1980 год — награжден орденом Дружбы народов.
1981 год — 31 марта умер. Похоронен в Чебоксарах.
Жизнь и деятельность художника
В начале XX века, в момент, когда иные великодержавные шовинисты утверждали, что чувашской культуры «не бывало и не будет», внучка великого русского поэта Е. А. Баратынского — К. Н. Баратынская собрала в своей школе в Шушарах близ Казани группу «инородцев», таланты которых в «науках и художествах» она великолепно угадала. Среди них был и Моисей Сниридонович Спиридонов, крестьянский сын из Яншихово-Норвашей, ставший одним из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства.
Чувашская культура, богатая и многообразная, своими корнями уходит в глубь веков. И до М. С. Спиридонова она знала художников, деятельностью которых вправе гордиться родной народ. Правда, не всем из них удавалось сохранить в творчестве национальное лицо, выявить и развить самобытные традиции предков. Созданное же М. С. Спиридоновым, как было отмечено уже в начале 20-х годов, выражает «целиком жизнь чувашского народа», его быт и нравы, прошлое и настоящее. Прозванный «академиком» и «патриархом» в тридцатилетнем возрасте, он стал «народным художником» но духу, по способности удовлетворять историко-эстетические потребности соплеменников.
Любовь к прекрасному, желание посвятить себя художественному творчеству были связаны у М. С. Спиридонова с учительской работой в родной школе, которую в Яншихово-Норвашах открыл и построил И. Я. Яковлев. Учитель в дореволюционной деревне всегда оставался мерилом высокой нравственности, образцом служения обществу и просвещению трудового народа. На родине будущего художника их повседневность напрямую соединялась с демократическими устремлениями, революционной пропагандой, работой по формированию национального самосознания. На этой почве, захваченный идеей культурного подъема чувашей, в окружении людей, знавших и ценивших художественное наследие края, а атмосфере Первой русской революции, обучаясь в Казанской художественной школе, призванной всемерно способствовать развитию своеобразных культур народов Поволжья, пришел в мир большого искусства страны М. С. Спиридонов.
Художественные идеалы М. С. Спиридонова формировались под воздействием искусства мастеров вышивки на ткани, узорного ткачества и резьбы но дереву, получивших издавно мировое признание. Любовь к ним он пронес через всю жизнь, отдал все годы и силы на изучение и пропаганду этих сокровищ, на то, чтобы цветовой строй, неповторимый рисунок и ритмика, выраженные в них, определили своеобразие чувашского профессионального искусства, особенно станковой живописи. Стремление к овладению мировой художественной культурой пришло к нему через воспитанников Чувашской учительской школь в Симбирске, где изоискусство преподавали художники с высшим образованием, по системе, принятой в лучших Академиях Европы. Среди них были ученики П. П. Чистякова, И. Е. Репина, В. А. Серова, К. А. Коровина, других мастеров, известных своими передовыми взглядами на пути развития мирового сообщества. Не случайно ученики Симбирской школы, участвуя на кустарно-промышленных и художественных выставках России, неоднократно отмечались как выразители души своего народа, творческие потенции которого далеко еще нс выявлены.
Творческое становление М. С. Спиридонова проходило в период крутой ломки в жизни страны и мира. Русско-японская война 1904— 1905 годов. Первая империалистическая война, на фронтах которой он сражался. Февральская революция 1917 года и Великий Октябрь, встреченный им с надеждами на коренное переустройство мира, наложили на его искусство глубокий отпечаток. Он становится художником острой социальной направленности, в картинах которого, через приметы неторопливой жизни крестьян, предстают судьбы народа, его древность, бытовая устойчивость и повсеместные изменения, наступление нового, революционное развитие современности.
Академия художеств в Петербурге, где М. С. Спиридонов обучался после ее известной реформы 1894 года, сделала его мастером, твердо стоящим на позициях реализма и гражданственности. Он воспитан на принципах искусства русского передвижничества и французского импрессионизма, которые нашли качественно новое воплощение в образах чувашской жизни. Сохраняя творческую индивидуальность и неповторимость, он выступил против индивидуализма и эгоизма в искусстве, поставил превыше всего общественную деятельность. художественное образование и эстетическое воспитание каждого человека средствами искусства, доступного и понятного всем, всей массе трудящихся. На это была направлена его учительская работа в гимназиях столицы страны в дооктябрьское время, на педагогических курсах (техникуме) в Канаше, в разных студиях в Чебоксарах, ставших как бы фундаментом для создания национального художественного училища в Алатыре и Чебоксарах, воспитанники которого и поныне составляют основное ядро коллектива мастеров изобразительного искусства Чувашии. Его широкая организаторская и воспитательная работа началась с той памятной записки, которую он, совместно с Н. К. Сверчковым, подал на имя Центрального правительства Чувашской Трудовой Коммуны, предлагая радикальные меры организации художественной жизни всего края,
подъема его культуры на уровень мировой цивилизации. Его работа в качестве руководителя изосекции Чувашского облнаробраза, председателя Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России, директора Центрального чувашского музея и художественной галереи, председателя правления Союза чувашских художников составляет неповторимую историческую ценность, важнейшую веху в истории культуры нашего века.
Творческая деятельность М. С. Спиридонова неотрывна от практической культурной работы республики в ходе социалистического строительства в стране. Начиная с пособий и программ по изоискусству в общеобразовательной школе, от которой он не отделял свою творческую судьбу, и кончая плакатами по ликвидации безграмотности среди населения, книгами и брошюрами по борьбе с трахомой и иными болезнями, которые он иллюстрировал, изучая все явления в действительности, в районах и селениях республики, М. С. Спиридонов идеалы прекрасного искал и находил в реальной жизни, реальную жизнь стремился поднимать до уровня прекрасной мечты. Свое искусство он понимал как действенное средство пропаганды образа будущего общества добра и справедливости, потому всем сердцем воспринял ленинскую идею монументальной пропаганды, установив в 1921 году в Чебоксарах памятник Степану Разину, предприняв обширным круг работ по художественному оформлению города и районов Чувашии, но созданию среды, способной стать фактором коммунистического воспитания трудящихся. Все, что ежедневно создавал М. С. Спиридонов на холсте и бумаге, стало документальным выражением деяний нашей эпохи, высоких устремлений, оптимизма людей, безоглядно кинувшихся в борьбу за торжество идеалов социализма, своими повседневными — большими и малыми — делами пытавшихся воплотить их в действительности. Искусство художника, в его взлетах и падениях, это добросовестная, честная, неприкрашенная летопись светлой и полной драматизма жизни своего времени.
Основное внимание художника направлено на стыки жизни уходящей и жизни новой, побеждающей, торжествующей. Уходящее, отмирающее он воспринимает как свидетельство былой культуры, судеб прежних поколений, чьи дела не могут быть преданы забвению. В народной культуре ничто не уходит бесследно, без того, чтобы естественно входить в культурную жизнь современности. Для мастера все, чем жили повседневно предки, составляет предмет истинного искусства. Каждый предмет крестьянского быта, явления жизни, неприметный и никак неосознанной, изображенные мастером, входят в историю народа, страны, мира, становятся их неотъемлемой частью навсегда.
Восторженность вовсе не характеризует изображения художником новой жизни, он ею живет, просто и непринужденно. Он не сочиняет красоту, а находит ее в действительности, как для нее типическое, непременное проявление в образах. Он успевает во все уголки республики, где поднимаются новые заводы, фабрики, где прокладываются дороги, строятся колхозы, вырастают в труде новые люди, каких но знала прежде история. И увиденное, не мудрствуя лукаво, переносит на холст, старается передать «в точности как было и есть». И это — верно, в этом сила художника, для которого правда жизни неотделима от правды в искусстве. Начиная в числе немногих профессиональное искусство своего народа, М. С. Спиридонов утверждался в нем, повышал свое мастерство в тесном единении с его жизнью, не льстя ей и любя ее во все дни неустанного творчества.