Янтиковский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Спиридонов Моисей Спиридонович

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://yantik.cap.ru/

Биография

Моисей Спиридонович Спиридонов (1890—1981)—ста­рейший советский художник, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искус­ства, автор широкоизвестных ныне произведений живо­писи. Выходец из дальней чувашской деревни, глубоко воспринявший древнейшие традиции культуры родного народа, воспитанник школы, основанной и курируемой И. Я. Яковлевым, он получил специальное образование в Казанской художественной школе и Академии худо­жеств в Петербурге, утвердился в реалистическом ис­кусстве страны, будучи учеником Н. И. Фешина, П. П. Бенькова, Н. С. Самокиша и других крупных мастеров рус­ского и мирового искусства начала XX века, сторонником и последователем художественно-педагогической системы П. П. Чистякова и И.Е. Репина. Встретив победу Вели­кого Октября как решающее условие для национального возрождения и культурного расцвета ранее угнетенных народов царской России, он предложил оригинальную концепцию успешного художественного развития своей республики, возглавил повседневную работу по консоли­дации творческих сил, разбуженных революцией, на основе овладения всем богатством культуры человечества, на позициях реализма, правды жизни, преобразуемой «по законам красоты». За долгие годы творческой дея­тельности им созданы сотни произведений, ставшие свое­образной летописью социалистического строительства, кра­сочно и верно раскрывающие историческое прошлое и сов­ременность обновляемого края.

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

М. С. СПИРИДОНОВА

1890 год, 24 августа — родился М. С. Спиридонов в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района Чу­вашской АССР, в крестьянской семье. Чуваш. Родители: отец — Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать — Вар­вара Александровна Лаврентьева.

1899—1905 годы—учеба в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах, построенной И. Я. Яков­левым. Учителя — М. Т. Тимофеев, С. В. Воронцов. Занятия рисованием под руководством Т. В. Васильева. Держит экзамен для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию.

19051906 годы—занятия в частной подготовительной школе К. Н. Бара­тынской под Казанью, в имении близ села Шушары. Подготовка к поступлению в Казанскую художест­венную школу.

1906—1912 годы—учеба в Казан­ской художественной школе. Учителя по специальности Г. А. Медведев, X. Н. Скорняков, П. П. Беньков, Н. И. Фешин. Участие в выполнении декораций к спектаклям в оперном театре Казани, выполнение росписей в частных домах. Первые картины на темы жизни чувашской деревни. Окон­чание школы по Первой категории с правом поступления в Академию художеств вне конкурса.

1912—1918 годы—учеба в Высшем художественном училище Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров    Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Само­киша, Солдат Лейб-Гвардии Измай­ловского полка на фронтах Первой мировой войны.

Учитель рисования гимназий и дру­гих школ в Петрограде.

1913—1915 годы—занятия на Выс­ших педагогических курсах при Пе­тербургской Академии художеств (ру­ководитель курсов — А.В. Маковский).

1918—1920 годы—возвращение в Чу­вашию, в Яншихово-Норваши, заня­тие крестьянским трудом. Работа на Педагогических курсах в г. Шихране (Канаше). Обращение в правитель­ство Чувашской Коммуны с предло­жением об устройстве художествен­ной жизни родного парода.

1920—1926 годы—руководство рабо­той секции изобразительного искус­ства в подотделе искусств Чуваш­ского облнаробраза.

1926—1932 годы—председатель Чу­вашского филиала Ассоциации худож­ников революционной России. Про­ведение в 1927 году первой вы­ставки произведений чувашских художников      в Чебоксарах, участие в выставках искусства народов СССР в Москве.

1921—1950 годы—заведующий Цент­ральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудник Чувашского на­учно-исследовательского института, ди­ректор Чувашской  государственной художественной галереи, депутат Вер­ховного Совета Чувашской АССР.

1937—1955 годы—председатель прав­ления Союза чувашских художников.

1935 год — присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чу­вашской АССР».

1940 год — присвоено почетное звание «Заслуженный   деятель   искусств РСФСР».

1940—1941 годы—преподаватель Че­боксарского художественного училища.

1948—1954 годы—преподаватель Че­боксарского художественного училища.

1950 год — награжден орденом Ленина.

1960 год—присвоено почетное звание «Народный художник    Чувашской АССР». Награжден Почетной Грамо­той Верховного Совета РСФСР.

1970 год — награжден юбилейной ме­далью «За доблестный труд. В озна­менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Постановлением Бюро Чувашского обкома КПСС, Прези­диума Верховного Совета и Совета Министров Чувашской АССР занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.

1980 год — награжден орденом Друж­бы народов.

1981 год — 31 марта умер. Похоронен в Чебоксарах.

 

Жизнь и деятельность художника

В начале XX века, в момент, когда иные великодержавные шовинисты утверждали, что чувашской культуры «не бывало и не будет», внучка великого русского поэта Е. А. Бара­тынского — К. Н. Баратынская собрала в своей школе в Шушарах близ Казани группу «ино­родцев», таланты которых в «науках и худо­жествах» она великолепно угадала. Среди них был и Моисей Сниридонович Спиридонов, крестьянский сын из  Яншихово-Норвашей, ставший одним из основоположников чуваш­ского профессионального изобразительного ис­кусства.

Чувашская культура, богатая и многообраз­ная, своими корнями уходит в глубь веков. И до М. С. Спиридонова она знала художников, деятельностью которых вправе гордиться род­ной народ. Правда, не всем из них удавалось сохранить в творчестве национальное лицо, выявить и развить самобытные традиции пред­ков. Созданное же М. С. Спиридоновым, как было отмечено уже в начале 20-х годов, выра­жает «целиком жизнь чувашского народа», его быт и нравы, прошлое и настоящее. Про­званный  «академиком»  и  «патриархом»  в тридцатилетнем возрасте, он стал «народным художником» но духу, по способности удов­летворять историко-эстетические потребности соплеменников.

Любовь к  прекрасному, желание посвятить себя художественному творчеству были связаны у М. С. Спиридонова с учительской работой в родной школе, которую в Яншихово-Норвашах открыл и построил И. Я. Яковлев. Учи­тель в дореволюционной деревне всегда оста­вался мерилом высокой нравственности, образ­цом служения обществу и просвещению трудо­вого народа. На родине будущего художника их повседневность напрямую соединялась с демократическими устремлениями, революци­онной пропагандой, работой по формированию национального самосознания. На этой почве, захваченный идеей культурного подъема чу­вашей, в окружении людей, знавших и ценив­ших художественное наследие края, а атмо­сфере Первой русской революции, обучаясь в Казанской художественной школе, призванной всемерно способствовать развитию своеобраз­ных культур народов Поволжья, пришел в мир большого искусства страны М. С. Спири­донов.

Художественные идеалы М. С. Спиридонова формировались под воздействием  искусства мастеров вышивки на ткани, узорного ткаче­ства и резьбы но дереву, получивших издавно мировое признание. Любовь к ним он пронес через всю жизнь, отдал все годы и силы на изучение и пропаганду этих сокровищ, на то, чтобы цветовой строй, неповторимый рисунок и ритмика, выраженные в них, определили своеобразие чувашского профессионального ис­кусства, особенно станковой живописи. Стрем­ление к овладению мировой художественной культурой пришло к нему через воспитанни­ков Чувашской учительской школь в Симбир­ске, где изоискусство преподавали художни­ки с высшим образованием, по системе, приня­той в лучших Академиях Европы. Среди них были ученики П. П. Чистякова, И. Е. Репина, В. А. Серова, К. А. Коровина, других мастеров, известных своими передовыми взглядами на пути развития мирового сообщества. Не слу­чайно ученики Симбирской школы, участвуя на кустарно-промышленных и художественных выставках России, неоднократно отмечались как выразители души своего народа, творческие потенции которого далеко еще нс выяв­лены.

Творческое становление М. С. Спиридонова проходило в период крутой ломки в жизни страны и мира. Русско-японская война 1904— 1905 годов. Первая империалистическая война, на фронтах которой он сражался. Февраль­ская революция 1917 года и Великий Октябрь, встреченный им с надеждами на коренное переустройство мира, наложили на его искус­ство глубокий отпечаток. Он становится ху­дожником острой социальной направленности, в картинах которого, через приметы нетороп­ливой жизни крестьян, предстают судьбы на­рода, его древность, бытовая устойчивость и повсеместные изменения, наступление нового, революционное развитие современности.

Академия художеств в Петербурге,    где М. С. Спиридонов обучался после ее известной реформы 1894 года, сделала его мастером, твердо стоящим на позициях реализма и гражданственности. Он воспитан на принци­пах искусства русского передвижничества и французского импрессионизма, которые нашли качественно новое воплощение в образах чу­вашской жизни. Сохраняя творческую инди­видуальность и неповторимость, он выступил против индивидуализма и эгоизма в искусстве, поставил превыше всего общественную дея­тельность. художественное образование и эсте­тическое воспитание каждого человека сред­ствами искусства, доступного и понятного всем, всей массе трудящихся. На это была направлена его учительская работа в гимназиях столицы страны в дооктябрьское время, на педагогиче­ских курсах (техникуме) в Канаше, в разных студиях в Чебоксарах, ставших как бы фунда­ментом для создания национального худо­жественного училища в Алатыре и Чебок­сарах, воспитанники которого и поныне состав­ляют основное ядро коллектива мастеров изо­бразительного искусства Чувашии. Его широ­кая организаторская и воспитательная работа началась с той памятной записки, которую он, совместно с Н. К. Сверчковым, подал на имя Центрального правительства Чувашской Тру­довой Коммуны, предлагая радикальные меры организации художественной жизни всего края,

подъема его культуры на уровень мировой цивилизации. Его работа в качестве руководи­теля изосекции Чувашского облнаробраза, пред­седателя Чувашского филиала Ассоциации ху­дожников революционной России, директора Центрального чувашского музея и художест­венной галереи, председателя правления Союза чувашских художников составляет неповтори­мую историческую ценность, важнейшую веху в истории культуры нашего века.

Творческая деятельность М. С. Спиридонова неотрывна от практической культурной работы республики в ходе социалистического строи­тельства в стране. Начиная с пособий и про­грамм по изоискусству в общеобразовательной школе, от которой он не отделял свою твор­ческую судьбу, и кончая плакатами по ликви­дации безграмотности среди населения, кни­гами и брошюрами по борьбе с трахомой и иными болезнями, которые он иллюстрировал, изучая все явления в действительности, в рай­онах и селениях республики, М. С. Спири­донов идеалы прекрасного искал и находил в реальной жизни, реальную жизнь стремился поднимать до уровня прекрасной мечты. Свое искусство он понимал как действенное сред­ство пропаганды образа будущего общества добра и справедливости, потому всем сердцем воспринял ленинскую идею монументальной пропаганды, установив в 1921 году в Чебокса­рах памятник Степану Разину, предприняв обширным круг работ по художественному оформлению города и районов Чувашии, но созданию среды, способной стать фактором коммунистического воспитания   трудящихся. Все, что ежедневно создавал М. С. Спиридо­нов на холсте и бумаге, стало документаль­ным выражением деяний нашей эпохи, высо­ких устремлений, оптимизма людей, безоглядно кинувшихся в борьбу за торжество идеалов социализма, своими повседневными — боль­шими и малыми — делами пытавшихся воп­лотить их в действительности. Искусство ху­дожника, в его взлетах и падениях, это добро­совестная, честная, неприкрашенная летопись светлой и полной драматизма жизни своего времени.

Основное внимание художника направлено на стыки жизни уходящей и жизни новой, побеждающей, торжествующей. Уходящее, от­мирающее он воспринимает как свидетельство былой культуры, судеб прежних поколений, чьи дела не могут быть преданы забвению. В народной культуре ничто не уходит бес­следно, без того, чтобы естественно входить в культурную жизнь современности. Для ма­стера все, чем жили повседневно предки, составляет предмет истинного искусства. Каж­дый предмет крестьянского быта, явления жизни, неприметный и никак неосознанной, изображенные мастером, входят в историю на­рода, страны, мира, становятся их неотъемле­мой частью навсегда.

Восторженность вовсе не характеризует изо­бражения художником новой жизни, он ею живет, просто и непринужденно. Он не сочи­няет красоту, а находит ее в действитель­ности, как для нее типическое, непременное проявление в образах. Он успевает во все уголки республики, где поднимаются новые заводы, фабрики, где прокладываются дороги, строятся колхозы, вырастают в труде новые люди, каких но знала прежде история. И уви­денное, не мудрствуя лукаво, переносит на холст, старается передать «в точности как было и есть». И это — верно, в этом сила ху­дожника, для которого правда жизни неотде­лима от правды в искусстве. Начиная в числе немногих профессиональное искусство своего народа, М. С. Спиридонов утверждался в нем, повышал свое мастерство в тесном единении с его жизнью, не льстя ей и любя ее во все дни неустанного творчества.

 

Система управления контентом
429290 с.Янтиково, пр.Ленина, д.13
Телефон: 8(83548) 2-12-15
Факс: 8(83548) 2-12-15
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика