Янтиковский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Максимов Степан Максимович

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://yantik.cap.ru/

Жизнь и деятельность

Есть деятели искусства, творческое наследие кото­рых не только остается вечно живым, но и служит не­исчерпаемым материалом для развития других талан­тов. Таким был в музыкальной культуре Чувашии Сте­пан Максимович Максимов — композитор, фольклорист и педагог. Его имя всегда называют в числе первых дея­телен чувашской профессиональной музыки. Талантли­вый музыкант, рожденный в простой крестьянской семье, он неразрывно связал свой творческий труд и всю свою жизнь с развитием культуры родного народа.

Степан Максимович Максимов родился 12 ноября 1892 г. в селе Яншихово-Норваши (ныне Яншиховского района Чувашской Республики). Успешно окончив Яншиховское двухклассное училище, он в 1907 г. поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Вскоре его родители — крестьяне-бедняки — переселились в Си­бирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершать образование. В каникулярное время он ежегодно батрачил за хлеб у кулаков своей деревни.

В Симбирской чувашский школе С. Максимов учился в одном классе с Ф. Павловым и И. Максимовым-Кошкинским. По сложившейся традиции воспитанники этой школы издавна обучались не только хоровому пению, но и скрипичной игре. «Игра на скрипке способствует ус­пешному пению»,—говорили преподаватели. В 1910— 1911 учебном году скрипичной игре С. Максимов учился у опытного педагога Н. П. Лыбина, виолончелиста, окон­чившего Петербургскую консерваторию. Он выделил среди учащихся наиболее одаренных в музыкальном от­ношении Ф. Павлова и С. Максимова и особо занимал­ся с ними.

Симбирскую чувашскую школу С. Максимов окончил в 1911 г. К этому времени скончался учитель пения И. М. Дмитриев. Озабоченный подготовкой национальных музыкальных кадров, инспектор школы И. Я. Яков­лев предложил Ф. Павлову и С. Максимову провести летние месяцы в Симбирске, чтобы заняться совершен­ствованием знаний в скрипичной игре, теории музыки и гармонии.

К началу нового учебного года Ф. Павлов был назначен учителем пения, а С. Максимов – учителем скрипичной игры.

Летом 1914 г. С. Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий композитор начинает интересоваться народными песнями.

Очарованный красотой собранных среди крестьян мелодий, С. Максимов пишет первые гармонизации, практически проверяет их звучание в хоровом исполнении.

Первый сборник его песен, отпечатанный шапирографом в количестве 150 экземпляров, вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»).

Преподавателем Симбирской чувашской школы С. Максимов был вплоть до 1925 г.

Осенью 1925 г. С. Максимов переезжает в Чебоксары. В первое время он возглавляет отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г. – музыкальную школу, а с 1929 г. – Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф.П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.

В 20-е годы, являясь одним из активных членов Чувашского общества изучения местного края, он руководит музыкально-этнографической секцией. В различных районах республики он выявил много талантливых пев­цов и музыкантов-самоучек, от которых записал десятки народных мелодий. Его стараниями были организованы этнографические концерты — в 1926 г. в Чебоксарах, в 1927 г. — в Москве.

Много сделал С. Максимов в области музыкального образования в республике, пропаганды чувашской му­зыки, песен других народов СССР. Он был ревностным поборником подготовки национальных музыкальных кадров. Многие известные композиторы, дирижеры, му­зыканты и певцы вашей республики, ныне составляющие гордость музыкальной Чувашии, —ученики Степана Мак­симовича Максимова. Для учащихся чувашских школ он подготовил и издал в Москве несколько песенных сбор­ников, в том числе: «Чувашские песни» в двух выпусках (изд. 1924 и 1926 гг.), «Сборник революционных песен» (1926), «Школьные песни» (1928). Позднее, в 1935 г., в Чебоксарах вышел на чувашском языке «Учебник нот­ной грамоты».

С. Максимов — композитор-фольклорист, выдающий­ся собиратель чувашской народной музыки. Он объехал почти все районы Чувашии, десятки селений с чуваш­ским населением в Ульяновской и Куйбышевской об­ластях, Татарии и Башкирии, на Урале, в Сибири с целью отбора и записи лучших образцов народных на­певов. Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.

Его записи опубликованы в широко известных сбор­никах, изданных в Москве и Чебоксарах: «Чувашские песни» (1924 и 1926 гг.). «Песни верховых чуваш» (1932), «146 чувашских народных песен», «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные пес­ни» (1964).

С. Максимову принадлежит заслуга «открытия» та­кого выдающегося знатока народных песен, каким был Гаврил Федоров (1878—1962). Только от одного Г. Фе­дорова им записано свыше 600 песен, большинство ко­торых вошло в сборник «Чувашские народные песни», изданный в 1969 г. в Чебоксарах.

Записи С. Максимова во всех случаях получали вы­сокую оценку. Друг композитора Ф. П. Павлов писал о них: «Что мелодия - то красота, что мотив - шедевр. Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока на­родной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гро­теск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...».

Не потому ли фольклорные сборники С.. Максимова стали для композиторов республики своего рода энци­клопедией чувашской народной музыки. Кто не обра­щался к мелодиям, опубликованным в них? Их исполь­зовали В. Кривоносов и И. Люблин, Г. Воробьев и В. Ходяшев, Г. Хирбю и Г. Лебедев, Ф. Лукин и Т. Фандеев, А. Орлов-Шузьм и Ф. Васильев, А. Токарев и А. Асламас, А. Петров и М. Алексеев. Они звучат и в творчестве русских советских композиторов — А. Касьянова, В. Бе­лого, С. Фейнберга, М. Коваля, И. Пустыльника и других.

Собирая народные песни и обрабатывая их, С. Мак­симов вел также публицистическую и исследовательскую работу. Начиная с 1918 года, он регулярно выступал в периодической печати со статьями на музыкальные темы. Большой интерес представляют его работа о Г. Ф. Федорове (предисловие к сборнику 1934 года), ис­следование «Чувашская народная песня» (в сборнике 1964 года), монография «Песенное творчество чуваш­ского народа» (1936), написанная в соавторстве с В. Кривоносовым и И. Люблиным. Свои взгляды па яв­ления музыкальной и общественной жизни композитор выразил в таких статьях, как «Чувашская песня» (1927), «Чувашская музыка», «Симбирская чувашская школа в первые годы революции», «Обучение пеняю» (1928), «Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде» (1929), «Музыкальная работа за 10 лет» (1930), «Подготовка музыкальных кадров» (1937) и др. 

Богатейшие сокровища чувашского музыкального фольклора С. Максимов любовно и умело использовал в своем творчестве. В его обработке получили качествен­но новое, еще более выразительное звучание десятки на­родных песен, пользующихся исключительной популяр­ностью. Среди них выделяются хоры: «Кӗреке юрри» (Застольная), «Атьӑр, хӗрсем, выляма» (Пойдемте, де­вушки, хоровод водить), «Ан авӑн, шӗшкӗ» (Не гнись, орешник), «Вӗҫ, вӗҫ, куккук» (Лети, лети, кукушка), «Мулкач юрри» (Песня о зайце); песни для голоса с фортепиано: «Пирӗн атте — сазан пул» (Наш отец, как сазан-рыба), «Анатран хӑпарать шурӑ пӑрахут» (Снизу идет белый пароход), «Юри кайрӑм вӑрмана» (Я нарочно в лес пошел), «Уй варринче» (В чистое поле), «Ямпах урам» (Улицы Ямбаха) и другие.

Композитор написал также много оригинальных пе­сен, лучшие из них   «Ҫӑпата» (Лапти), «Колхозниксен ӗҫ юрри» (Колхозная трудовая), «Ҫуллахи пек» (Летний ветерок), симфоническую «Увертюру», «Марш» для ду­хового оркестра, сонатину для фортепиано, произведе­ния камерно-инструментального жанра, фуги на чуваш­ские темы. Его песни на современную тематику печата­лись в сборниках «Ҫӗнӗ юрӑсем» (Новые песни, 1927), «25 массӑллӑ юрӑ» (25 массовых песен, 1933), «Хорпа тата пӗччен юрламалли юрӑсем» (Песни для хорового и соль­ного исполнения, 1960).

С. Максимов был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование (в члены Союза композиторов СССР принят в 1933 г.). Его педа­гогами в Московской консерватории были Р. М. Глиэр и А. П. Александров. После окончания консерватории С. Максимов был директором и преподавателем Чуваш­ского музыкального техникума (1935—1937), а в послед­ние годы жизни (1947—1951) работал артистом симфо­нического оркестра в Чебоксарах.

Умер С. М. Максимов 25 августа 1951 г. в Чебокса­рах. Похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого.

Творческое наследие С. Максимова далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества народов СССР, а сбор­ники музыкального фольклора получили всемирную из­вестность. С. М. Максимову было присвоено почетное зва­ние заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1934). Ныне его именем названы Чебоксарская музы­кальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.

Пройдут годы, но не сотрется в памяти образ неуто­мимого труженика, так много сделавшего для расцвета чувашской советской музыки.

 

Сочинения

Обработки (для хора без сопровож­дения, для голоса с фортепиано). Чувашские народные песни (около 100). Песни на слова Н. Васянки, В. Дол­гова (Хударсем), И. Ивника, А. Отачкина (|-л=\), В. Дмитриева (М=три Ва\лей=), М. Аттая, А. Артемьева, Л. Эсхеля и др.Авторские сборники: Ч'ваш хал'х юррисем (Чувашские народные нести). Изд. автора на шапирографе. Симбирск, 1918; Ч'ваш к=ввисем (Сборник чувашских песен, ч. II). М., 1926; Шкул юррисем (Пес­ни для школьников). М.—Чебоксары, 1928; Ч'ваш ачисен юррисем (Три детские чувашские песни). М., Музгиз, 1933; 13 чувашских песен нового быта. М., 1934; Три массовых чувашских песни. М., Музгиз, 1934; Хорпа тата п=ччен юрламалли юр'сем (Песни для хорового и соль­ного исполнения). Чебоксары, 1960; в соавторстве с Ф. Павловым и В. Воробьевым: «|=н= юр'сем» (Новые песни). Чебоксары, 1927; «|=н с'рнай» (Новая волын­ка. Чувашские песни для хора). Чебоксары, 1931. Сборник «Революци юррисем» (Революционные песни). М., 1926.Записи. Чувашские народные песни (св. 2000), опубликованные в сборниках: «Ч'ваш к=ввисем» (Чу­вашские песни). М., 1924; «Тури ч'вашсен юррисем» (Песни верховых чуваш). Чебоксары, 1932; «13 чуваш­ских песен нового быта». М., 1934; «146 песен, записан­ных от Гаврила Федорова». Чебоксары—М., 1934; «Чу­вашские народные песни». М., 1964; «Чувашские народ­ные песни». Чебоксары, 1969.Для симфонического ор­кестра: Чувашская сюита, в 3 ч., 1935 (Чебоксары, дир. С. Габер); Увертюра, 1935 (Чебоксары, дир. С. Габер). Для духового оркестра: Чувашский марш (оркестровка С. Габера). 1927. Чебоксары, 1934.Для струнного квартета: «Па свадьбе в чувашской деревне (плач невесты и песня дружки)», 1932—1935; «Атте пахчи» (Батюшкин сад), 1935.Для скрипки, альта и виолончели: Фуга ми минор.Для фортепиано: Сонатина (одночастн.), 1935. Для скрипки с фортепиано: Легкие пьесы.Для гобоя с фортепиано: Пьеса.Для кларнета с фортепиано: Пьеса.Музыка к спектаклям: «Аленький цветочек» но С. Аксакову (Чебоксары, ТЮЗ), 1948; «Слава» В. Гу­сева (Чебоксары, Русский драмтеатр) и др.Оркестров­ки: музыкальная комедия А. Орлова-Шузьм «Когда рас­цветает черемуха», 1948; опера А. Орлова-Шузьм «Звездный путь» (I акт) и др.; переложение для малого симфонического оркестра Симфонии Г. Воробьева, 1949. Исследования: Чувашская народная песня. В кн.: «Чу­вашские народные песни», под ред. В. Беляева. М., 1964, стр. 9-82; Предисловие к сборнику «146 чуваш­ских народных песен, записанных от Гаврила Федоро­ва». Чебоксары—М., 1934, стр. 3—16; Песенное творче­ство чувашского народа. Монография с приложением 450 примеров мелодий и текстов (рукопись), 1936. Учебник. Музыка \ыруне в=ренмелли к=неке (Учебник нотной грамоты для чувашских начальных, неполных средних, средних школ и педтехникумов). Чебоксары, 1935.Статьи: Предисловие к сборнику «Ч'ваш хал'х юррисем» (Чувашские народные песни). Симбирск, 1918; Ч'ваш юрри (Чувашская песня). «Сунтал», 1927„ № 2; Лини ноч=сем (Ноты линейной системы). «Сунтал», 1927, № 6, стр. 22—23; Ч'ваш хор= кирл= (Создать чувашский хор). «Канаш», 1927, 14 сентября, № 209; Юрлама в=рентес =\ (Обучение пеняю). «Хал'ха в=рентес =\», 1928, № 9, стр. 26—29; Ч=мп=рти ч'ваш шкул= револю­ции малтанхи \ул=сенче (Симбирская чувашская школа в первые годы революции). «Сунтал», 1928, № 10, стр. 5—6; Юр' 'сти Гаврил Федоров (Народный певец Гав­рил Федоров). «Сунтал», 1929, № 4, стр. 15—16; Ч'ваш хоре Мускавпа Чулхулара (Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде). «Сунтал», 1929, № 8, стр. 18—20; Ирма Яунзем концерч= ум=н (Накануне концерта Ирмы Яунзем). «Канаш», 4 июня, № 104; Ирма Яунзем кон­церч= (Концерт Ирмы Яунзем). «Канаш», 1930, 7 июня, № 106; Юр'–музыка =\= 10 \ул хушшинче (Музыкаль­ная работа за 10 лет). «Хал'ха в=рентес =\», 1930, №6 стр. 41- 15; Советские композиторы работают над чувашской музыкой. «Красная Чувашия», 1935, 30 января. № 25; Музыка кадр=сене хат=рлес =\ (Подготовка му­зыкальных кадров). «Канаш», 1937, 30 марта, № 73 и другие.

 

Библиография

Музыкальная энциклопедия. Т. III.- М., 1976.- С. 410—411

Театральная энциклопедия. Т.III.- М., 1964.- С. 636

 Советские композиторы: Краткий биографический справочник.- М., 1957.- С. 363—364

 Бернандт Г., Ямпольский И.. Кто писал о му­зыке (био-библиографический словарь). Т. II.- М., 1974.- С. 177

 История Чувашской АССР. Т. II.- Чебоксары, 1967.- С. 206.

Статьи Ф. Лукина: Талантливый чувашский композитор // Советская му­зыка.- 1956.- № 11.- С. 86—87; Памяти талантливого композитора // Советская Чувашия.- 1957.- 31 октября; С. М. Максимов // Чувашский календарь на 1958 год.- Чебоксары, 1957.- С. 132—133; Предисловие к сб. С. М. Максимова «Песня для хорового и сольного исполнения». Чебоксары, 1960;   Ч'вашсен палл' композитор= (Выдающийся чувашский композитор) // Коммунизм ялав=.- 1956.- 25 августа; Степан Максимович Максимов // С. Макси­мова. Чувашские народные песни.- М., 1964.- С. 5—7; Чувашские песни // Музыкальная жизнь.- 1966.- № 23.- С. 24; Видный деятель чувашской культуры // Советская Чувашия.- 1967.- 12 ноября.

К. Пайраш. «Революци юррисем». «Ч'ваш к=ввисем», II пай=. С. Максимов \ырн' («Революционные песни», «Сборник чувашских песен», ч. II С. Максимова) // Канаш.- 1926.- 20 августа.

Ф. Павлов. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество.- Че­боксары, 1927.- С. 49—52; Степан Максимович Максимов (Биогра­фия). // Канаш.- 1928.- 8 декабря.

Т. Парамонов. Юр' к=некисем пирки // Сунтал.- 1929.- № 4.- С. 17—18.

И. Люблин. Предисло­вие к сборнику «Песни верховых чуваш». Чебоксары 1932, стр. III—XIII; его же: Советская музыка в Чувашии. В кн.: «Советская Чувашия». М., 1933. Без подп.: Чувашские песни в Париже // Крас­ная Чувашия.- 1936.- 9 марта; Без подп.: Первый всесоюзный радиофестиваль // Советская музыка.- 1936.- № 8.- С. 36—40.

В. Беляев. Предисловие к сборнику С. Максимова «Чувашские на­родные песни». М., 1964.

М. Максимова, Л. Максимов. С. М. Макси­мов композитор \инчен аса илсе (Воспоминание о композиторе С. М. Максимове) // Чувашский календарь на 1967 год.- Чебоксары, 1966.- С. 133.

Л. Жирнова. С. Максимов. Чувашские народные пес­ни (нотографическая заметка) // Советская музыка.- 1966.- № 4.- С. 144.

Статьи Ю. Илюхина: Музыкальная культура Чувашской АССР. В кн.: «Музыкальная  культура  автономных республик РСФСР» М., 1957, стр. 319; С. М. Максимов. «Чувашский календарь» на 1962 год. Чебоксары, 1961, стр. 165; С. М. Максимов // Ялав.- 1962.- № 11.- С. 23; Выдающийся деятель чувашской музыки // Советская Чувашия.- 1962.- 11 ноября; Ч'вашсен палл' композитор= (Выдающийся чувашский композитор) // Коммунизм ялав=».- 1962.- 11 ноября; «Ч'ваш хал'х юррисем» («Чувашские народные песни») // Ялав.- 1964.- № 12.- С. 21; Ч'ваш музыкин палл' дея­теле (Выдающийся деятель чувашской музыки) // Ялав.- 1966.- №8.- С. 30-31; Педагог, фольклорист, композитор // Коммунизм ялав=.- 1967.- 11 ноября; Развитие чувашской советской музыки в 1917— 1945 годах // Ученые записки ЧНИИ.- Вып. 35.- Чебоксары, 1967.- С. 67—68; Композитор, фольклорист, педагог // Советская Чува­шия.- 1972.- 12 ноября; Композитор'н пархатарл' =\= (Благо­родный труд композитора) // Коммунизм ялав=.- 1972.- 12 ноября; И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников. Чебоксары, 1008, стр. 84-86; И. Константинов. Шур'мпу\ ш'пч'к=сем (Чувашские соловьи). Рассказы. Чебоксары, 1971.

Л. Жирнова. Чувашская хоровая литература.- Чебоксары, 1976.- С. 33—35.

 

Система управления контентом
429290 с.Янтиково, пр.Ленина, д.13
Телефон: 8(83548) 2-12-15
Факс: 8(83548) 2-12-15
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика