Жизнь и деятельность
Есть деятели искусства, творческое наследие которых не только остается вечно живым, но и служит неисчерпаемым материалом для развития других талантов. Таким был в музыкальной культуре Чувашии Степан Максимович Максимов — композитор, фольклорист и педагог. Его имя всегда называют в числе первых деятелен чувашской профессиональной музыки. Талантливый музыкант, рожденный в простой крестьянской семье, он неразрывно связал свой творческий труд и всю свою жизнь с развитием культуры родного народа.
Степан Максимович Максимов родился 12 ноября 1892 г. в селе Яншихово-Норваши (ныне Яншиховского района Чувашской Республики). Успешно окончив Яншиховское двухклассное училище, он в 1907 г. поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Вскоре его родители — крестьяне-бедняки — переселились в Сибирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершать образование. В каникулярное время он ежегодно батрачил за хлеб у кулаков своей деревни.
В Симбирской чувашский школе С. Максимов учился в одном классе с Ф. Павловым и И. Максимовым-Кошкинским. По сложившейся традиции воспитанники этой школы издавна обучались не только хоровому пению, но и скрипичной игре. «Игра на скрипке способствует успешному пению»,—говорили преподаватели. В 1910— 1911 учебном году скрипичной игре С. Максимов учился у опытного педагога Н. П. Лыбина, виолончелиста, окончившего Петербургскую консерваторию. Он выделил среди учащихся наиболее одаренных в музыкальном отношении Ф. Павлова и С. Максимова и особо занимался с ними.
Симбирскую чувашскую школу С. Максимов окончил в 1911 г. К этому времени скончался учитель пения И. М. Дмитриев. Озабоченный подготовкой национальных музыкальных кадров, инспектор школы И. Я. Яковлев предложил Ф. Павлову и С. Максимову провести летние месяцы в Симбирске, чтобы заняться совершенствованием знаний в скрипичной игре, теории музыки и гармонии.
К началу нового учебного года Ф. Павлов был назначен учителем пения, а С. Максимов – учителем скрипичной игры.
Летом 1914 г. С. Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий композитор начинает интересоваться народными песнями.
Очарованный красотой собранных среди крестьян мелодий, С. Максимов пишет первые гармонизации, практически проверяет их звучание в хоровом исполнении.
Первый сборник его песен, отпечатанный шапирографом в количестве 150 экземпляров, вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»).
Преподавателем Симбирской чувашской школы С. Максимов был вплоть до 1925 г.
Осенью 1925 г. С. Максимов переезжает в Чебоксары. В первое время он возглавляет отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г. – музыкальную школу, а с 1929 г. – Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф.П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
В 20-е годы, являясь одним из активных членов Чувашского общества изучения местного края, он руководит музыкально-этнографической секцией. В различных районах республики он выявил много талантливых певцов и музыкантов-самоучек, от которых записал десятки народных мелодий. Его стараниями были организованы этнографические концерты — в 1926 г. в Чебоксарах, в 1927 г. — в Москве.
Много сделал С. Максимов в области музыкального образования в республике, пропаганды чувашской музыки, песен других народов СССР. Он был ревностным поборником подготовки национальных музыкальных кадров. Многие известные композиторы, дирижеры, музыканты и певцы вашей республики, ныне составляющие гордость музыкальной Чувашии, —ученики Степана Максимовича Максимова. Для учащихся чувашских школ он подготовил и издал в Москве несколько песенных сборников, в том числе: «Чувашские песни» в двух выпусках (изд. 1924 и 1926 гг.), «Сборник революционных песен» (1926), «Школьные песни» (1928). Позднее, в 1935 г., в Чебоксарах вышел на чувашском языке «Учебник нотной грамоты».
С. Максимов — композитор-фольклорист, выдающийся собиратель чувашской народной музыки. Он объехал почти все районы Чувашии, десятки селений с чувашским населением в Ульяновской и Куйбышевской областях, Татарии и Башкирии, на Урале, в Сибири с целью отбора и записи лучших образцов народных напевов. Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.
Его записи опубликованы в широко известных сборниках, изданных в Москве и Чебоксарах: «Чувашские песни» (1924 и 1926 гг.). «Песни верховых чуваш» (1932), «146 чувашских народных песен», «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные песни» (1964).
С. Максимову принадлежит заслуга «открытия» такого выдающегося знатока народных песен, каким был Гаврил Федоров (1878—1962). Только от одного Г. Федорова им записано свыше 600 песен, большинство которых вошло в сборник «Чувашские народные песни», изданный в 1969 г. в Чебоксарах.
Записи С. Максимова во всех случаях получали высокую оценку. Друг композитора Ф. П. Павлов писал о них: «Что мелодия - то красота, что мотив - шедевр. Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока народной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гротеск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...».
Не потому ли фольклорные сборники С.. Максимова стали для композиторов республики своего рода энциклопедией чувашской народной музыки. Кто не обращался к мелодиям, опубликованным в них? Их использовали В. Кривоносов и И. Люблин, Г. Воробьев и В. Ходяшев, Г. Хирбю и Г. Лебедев, Ф. Лукин и Т. Фандеев, А. Орлов-Шузьм и Ф. Васильев, А. Токарев и А. Асламас, А. Петров и М. Алексеев. Они звучат и в творчестве русских советских композиторов — А. Касьянова, В. Белого, С. Фейнберга, М. Коваля, И. Пустыльника и других.
Собирая народные песни и обрабатывая их, С. Максимов вел также публицистическую и исследовательскую работу. Начиная с 1918 года, он регулярно выступал в периодической печати со статьями на музыкальные темы. Большой интерес представляют его работа о Г. Ф. Федорове (предисловие к сборнику 1934 года), исследование «Чувашская народная песня» (в сборнике 1964 года), монография «Песенное творчество чувашского народа» (1936), написанная в соавторстве с В. Кривоносовым и И. Люблиным. Свои взгляды па явления музыкальной и общественной жизни композитор выразил в таких статьях, как «Чувашская песня» (1927), «Чувашская музыка», «Симбирская чувашская школа в первые годы революции», «Обучение пеняю» (1928), «Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде» (1929), «Музыкальная работа за 10 лет» (1930), «Подготовка музыкальных кадров» (1937) и др.
Богатейшие сокровища чувашского музыкального фольклора С. Максимов любовно и умело использовал в своем творчестве. В его обработке получили качественно новое, еще более выразительное звучание десятки народных песен, пользующихся исключительной популярностью. Среди них выделяются хоры: «Кӗреке юрри» (Застольная), «Атьӑр, хӗрсем, выляма» (Пойдемте, девушки, хоровод водить), «Ан авӑн, шӗшкӗ» (Не гнись, орешник), «Вӗҫ, вӗҫ, куккук» (Лети, лети, кукушка), «Мулкач юрри» (Песня о зайце); песни для голоса с фортепиано: «Пирӗн атте — сазан пул» (Наш отец, как сазан-рыба), «Анатран хӑпарать шурӑ пӑрахут» (Снизу идет белый пароход), «Юри кайрӑм вӑрмана» (Я нарочно в лес пошел), «Уй варринче» (В чистое поле), «Ямпах урам» (Улицы Ямбаха) и другие.
Композитор написал также много оригинальных песен, лучшие из них «Ҫӑпата» (Лапти), «Колхозниксен ӗҫ юрри» (Колхозная трудовая), «Ҫуллахи пек» (Летний ветерок), симфоническую «Увертюру», «Марш» для духового оркестра, сонатину для фортепиано, произведения камерно-инструментального жанра, фуги на чувашские темы. Его песни на современную тематику печатались в сборниках «Ҫӗнӗ юрӑсем» (Новые песни, 1927), «25 массӑллӑ юрӑ» (25 массовых песен, 1933), «Хорпа тата пӗччен юрламалли юрӑсем» (Песни для хорового и сольного исполнения, 1960).
С. Максимов был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование (в члены Союза композиторов СССР принят в 1933 г.). Его педагогами в Московской консерватории были Р. М. Глиэр и А. П. Александров. После окончания консерватории С. Максимов был директором и преподавателем Чувашского музыкального техникума (1935—1937), а в последние годы жизни (1947—1951) работал артистом симфонического оркестра в Чебоксарах.
Умер С. М. Максимов 25 августа 1951 г. в Чебоксарах. Похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого.
Творческое наследие С. Максимова далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества народов СССР, а сборники музыкального фольклора получили всемирную известность. С. М. Максимову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1934). Ныне его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.
Пройдут годы, но не сотрется в памяти образ неутомимого труженика, так много сделавшего для расцвета чувашской советской музыки.
Сочинения
Обработки (для хора без сопровождения, для голоса с фортепиано). Чувашские народные песни (около 100). Песни на слова Н. Васянки, В. Долгова (Хударсем), И. Ивника, А. Отачкина (|-л=\), В. Дмитриева (М=три Ва\лей=), М. Аттая, А. Артемьева, Л. Эсхеля и др.Авторские сборники: Ч'ваш хал'х юррисем (Чувашские народные нести). Изд. автора на шапирографе. Симбирск, 1918; Ч'ваш к=ввисем (Сборник чувашских песен, ч. II). М., 1926; Шкул юррисем (Песни для школьников). М.—Чебоксары, 1928; Ч'ваш ачисен юррисем (Три детские чувашские песни). М., Музгиз, 1933; 13 чувашских песен нового быта. М., 1934; Три массовых чувашских песни. М., Музгиз, 1934; Хорпа тата п=ччен юрламалли юр'сем (Песни для хорового и сольного исполнения). Чебоксары, 1960; в соавторстве с Ф. Павловым и В. Воробьевым: «|=н= юр'сем» (Новые песни). Чебоксары, 1927; «|=н с'рнай» (Новая волынка. Чувашские песни для хора). Чебоксары, 1931. Сборник «Революци юррисем» (Революционные песни). М., 1926.Записи. Чувашские народные песни (св. 2000), опубликованные в сборниках: «Ч'ваш к=ввисем» (Чувашские песни). М., 1924; «Тури ч'вашсен юррисем» (Песни верховых чуваш). Чебоксары, 1932; «13 чувашских песен нового быта». М., 1934; «146 песен, записанных от Гаврила Федорова». Чебоксары—М., 1934; «Чувашские народные песни». М., 1964; «Чувашские народные песни». Чебоксары, 1969.Для симфонического оркестра: Чувашская сюита, в 3 ч., 1935 (Чебоксары, дир. С. Габер); Увертюра, 1935 (Чебоксары, дир. С. Габер). Для духового оркестра: Чувашский марш (оркестровка С. Габера). 1927. Чебоксары, 1934.Для струнного квартета: «Па свадьбе в чувашской деревне (плач невесты и песня дружки)», 1932—1935; «Атте пахчи» (Батюшкин сад), 1935.Для скрипки, альта и виолончели: Фуга ми минор.Для фортепиано: Сонатина (одночастн.), 1935. Для скрипки с фортепиано: Легкие пьесы.Для гобоя с фортепиано: Пьеса.Для кларнета с фортепиано: Пьеса.Музыка к спектаклям: «Аленький цветочек» но С. Аксакову (Чебоксары, ТЮЗ), 1948; «Слава» В. Гусева (Чебоксары, Русский драмтеатр) и др.Оркестровки: музыкальная комедия А. Орлова-Шузьм «Когда расцветает черемуха», 1948; опера А. Орлова-Шузьм «Звездный путь» (I акт) и др.; переложение для малого симфонического оркестра Симфонии Г. Воробьева, 1949. Исследования: Чувашская народная песня. В кн.: «Чувашские народные песни», под ред. В. Беляева. М., 1964, стр. 9-82; Предисловие к сборнику «146 чувашских народных песен, записанных от Гаврила Федорова». Чебоксары—М., 1934, стр. 3—16; Песенное творчество чувашского народа. Монография с приложением 450 примеров мелодий и текстов (рукопись), 1936. Учебник. Музыка \ыруне в=ренмелли к=неке (Учебник нотной грамоты для чувашских начальных, неполных средних, средних школ и педтехникумов). Чебоксары, 1935.Статьи: Предисловие к сборнику «Ч'ваш хал'х юррисем» (Чувашские народные песни). Симбирск, 1918; Ч'ваш юрри (Чувашская песня). «Сунтал», 1927„ № 2; Лини ноч=сем (Ноты линейной системы). «Сунтал», 1927, № 6, стр. 22—23; Ч'ваш хор= кирл= (Создать чувашский хор). «Канаш», 1927, 14 сентября, № 209; Юрлама в=рентес =\ (Обучение пеняю). «Хал'ха в=рентес =\», 1928, № 9, стр. 26—29; Ч=мп=рти ч'ваш шкул= революции малтанхи \ул=сенче (Симбирская чувашская школа в первые годы революции). «Сунтал», 1928, № 10, стр. 5—6; Юр' 'сти Гаврил Федоров (Народный певец Гаврил Федоров). «Сунтал», 1929, № 4, стр. 15—16; Ч'ваш хоре Мускавпа Чулхулара (Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде). «Сунтал», 1929, № 8, стр. 18—20; Ирма Яунзем концерч= ум=н (Накануне концерта Ирмы Яунзем). «Канаш», 4 июня, № 104; Ирма Яунзем концерч= (Концерт Ирмы Яунзем). «Канаш», 1930, 7 июня, № 106; Юр'–музыка =\= 10 \ул хушшинче (Музыкальная работа за 10 лет). «Хал'ха в=рентес =\», 1930, №6 стр. 41- 15; Советские композиторы работают над чувашской музыкой. «Красная Чувашия», 1935, 30 января. № 25; Музыка кадр=сене хат=рлес =\ (Подготовка музыкальных кадров). «Канаш», 1937, 30 марта, № 73 и другие.
Библиография
Музыкальная энциклопедия. Т. III.- М., 1976.- С. 410—411
Театральная энциклопедия. Т.III.- М., 1964.- С. 636
Советские композиторы: Краткий биографический справочник.- М., 1957.- С. 363—364
Бернандт Г., Ямпольский И.. Кто писал о музыке (био-библиографический словарь). Т. II.- М., 1974.- С. 177
История Чувашской АССР. Т. II.- Чебоксары, 1967.- С. 206.
Статьи Ф. Лукина: Талантливый чувашский композитор // Советская музыка.- 1956.- № 11.- С. 86—87; Памяти талантливого композитора // Советская Чувашия.- 1957.- 31 октября; С. М. Максимов // Чувашский календарь на 1958 год.- Чебоксары, 1957.- С. 132—133; Предисловие к сб. С. М. Максимова «Песня для хорового и сольного исполнения». Чебоксары, 1960; Ч'вашсен палл' композитор= (Выдающийся чувашский композитор) // Коммунизм ялав=.- 1956.- 25 августа; Степан Максимович Максимов // С. Максимова. Чувашские народные песни.- М., 1964.- С. 5—7; Чувашские песни // Музыкальная жизнь.- 1966.- № 23.- С. 24; Видный деятель чувашской культуры // Советская Чувашия.- 1967.- 12 ноября.
К. Пайраш. «Революци юррисем». «Ч'ваш к=ввисем», II пай=. С. Максимов \ырн' («Революционные песни», «Сборник чувашских песен», ч. II С. Максимова) // Канаш.- 1926.- 20 августа.
Ф. Павлов. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество.- Чебоксары, 1927.- С. 49—52; Степан Максимович Максимов (Биография). // Канаш.- 1928.- 8 декабря.
Т. Парамонов. Юр' к=некисем пирки // Сунтал.- 1929.- № 4.- С. 17—18.
И. Люблин. Предисловие к сборнику «Песни верховых чуваш». Чебоксары 1932, стр. III—XIII; его же: Советская музыка в Чувашии. В кн.: «Советская Чувашия». М., 1933. Без подп.: Чувашские песни в Париже // Красная Чувашия.- 1936.- 9 марта; Без подп.: Первый всесоюзный радиофестиваль // Советская музыка.- 1936.- № 8.- С. 36—40.
В. Беляев. Предисловие к сборнику С. Максимова «Чувашские народные песни». М., 1964.
М. Максимова, Л. Максимов. С. М. Максимов композитор \инчен аса илсе (Воспоминание о композиторе С. М. Максимове) // Чувашский календарь на 1967 год.- Чебоксары, 1966.- С. 133.
Л. Жирнова. С. Максимов. Чувашские народные песни (нотографическая заметка) // Советская музыка.- 1966.- № 4.- С. 144.
Статьи Ю. Илюхина: Музыкальная культура Чувашской АССР. В кн.: «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» М., 1957, стр. 319; С. М. Максимов. «Чувашский календарь» на 1962 год. Чебоксары, 1961, стр. 165; С. М. Максимов // Ялав.- 1962.- № 11.- С. 23; Выдающийся деятель чувашской музыки // Советская Чувашия.- 1962.- 11 ноября; Ч'вашсен палл' композитор= (Выдающийся чувашский композитор) // Коммунизм ялав=».- 1962.- 11 ноября; «Ч'ваш хал'х юррисем» («Чувашские народные песни») // Ялав.- 1964.- № 12.- С. 21; Ч'ваш музыкин палл' деятеле (Выдающийся деятель чувашской музыки) // Ялав.- 1966.- №8.- С. 30-31; Педагог, фольклорист, композитор // Коммунизм ялав=.- 1967.- 11 ноября; Развитие чувашской советской музыки в 1917— 1945 годах // Ученые записки ЧНИИ.- Вып. 35.- Чебоксары, 1967.- С. 67—68; Композитор, фольклорист, педагог // Советская Чувашия.- 1972.- 12 ноября; Композитор'н пархатарл' =\= (Благородный труд композитора) // Коммунизм ялав=.- 1972.- 12 ноября; И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников. Чебоксары, 1008, стр. 84-86; И. Константинов. Шур'мпу\ ш'пч'к=сем (Чувашские соловьи). Рассказы. Чебоксары, 1971.
Л. Жирнова. Чувашская хоровая литература.- Чебоксары, 1976.- С. 33—35.