Александр Георгиевич Васильев родился 9 января 1948 г в селе Турмыши Янтиковского района Чувашской АССР в семье учителей. Там же получил неполное среднее образование. В 1967 г. окончил теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища, где сочинением занимался у В. А. Ходяшева, а в 1972 г. - Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу композиции Г. И. Литинского. Работает преподавателем теоретических дисциплин в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова. Член Союза композиторов СССР с мая 1974 г. Награжден Почетной грамотой обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР (1976). Лауреат III Всесоюзного смотра-конкурса молодых композиторов (1969). В 1977 г. избран членом правления Союза композиторов Чувашской АССР.
В Институт им. Гнесиных А. Васильев поступил, представив приемной комиссии свои ранние произведения — трехчастную Сонату для фортепиано и четырехчастную Симфониетту для струнного оркестра. В первые же месяцы пребывания в вузе он показал исключительное трудолюбие, упорство в учебе, смелость в творчестве.
1969 год. Александр Васильев — студент второго курса. Немало произведений успел он написать за два учебных года. Среди них: Соната для виолончели и фортепиано, Концертино для гобоя с камерным оркестром, два квартета для струнно-смычковых инструментов. Автор в них показал хорошее владение инструментальной фактурой. Специалисты обратили внимание на его второй струнный квартет, с которым А. Васильев участвовал сначала на всероссийском, затем на всесоюзном конкурсах. За это произведение он удостоился премии и звания лауреата III Всесоюзного смотра-конкурса молодых композиторов.
Второй струнный квартет был исполнен во Всесоюзном Доме композиторов в отчетном концерте чувашских музыкантов, проведенном в честь 50-летия Чувашской АССР. Квартет произвел на слушателей хорошее впечатление, особенно понравилась его вторая часть, соединяющая теплую элегичность с драматизмом в развитии образа. Исполнение этого произведения в Москве дважды отмечалось на страницах журнала «Советская музыка» (№ 3 и № 4 за 1971 г.)
Исключительно плодотворны были последующие годы учебы. Достаточно назвать несколько сочинений этого периода, чтобы убедиться в интенсивности творческой работы студента-композитора. Это — Третий квартет, цикл пьес для фортепиано, Сонатина для гобоя и фортепиано, романсы из цикла «Песни Тилли», оркестровые Поэма и Увертюра, Концерт-рапсодия для оркестра и фортепиано, фортепианный Квинтет-поэма и, наконец, большая трехактная опера «Чакка». Последние три произведения были представлены в качестве дипломной работы. В произведениях молодого чувашского композитора ярко ощущалось плодотворное влияние крупных мастеров русской инструментальной музыки, в частности Д. Д. Шостаковича. В партитуре оперы проявлялись новаторские черты, на что обратили внимание многие чувашские композиторы.
В основу сюжета оперы «Чакка» положена известная поэма народного поэта Чувашии С. Эльгера. В опере показана борьба чувашского народа против угнетения и бесправия в XVIII веке. Действие происходит после подавления пугачевского восстания в одной из чувашских деревень. Основным героем является народ, а от имени его выступает Чакка, ставший вожаком угнетенных крестьян и сумевший поднять их на восстание против произвола помещиков и местных богачей, Чакка —это настоящий народный бунтарь, который готов пожертвовать собой во имя счастья бедняков.
Здесь выведен ряд интересных образов: жены Чакки Тайпи, старика-мудреца Тевенеша, главаря пугачевцев Пахома, бурмистра, воеводы и др. В числе действующих лиц мы видим также крестьян, сельских парней и девушек, уездную знать. Либреттист (Георгии Краснов) не копирует поэму С. Эльгера, а творчески подходит к созданию сюжетной линии и композиции, обогащает образы. Им написала, например, в дополнение к поэме совершенно новая, пятая картина, умело использованы образцы устного народного творчества. Особенностью либретто является построение его главным образом на речитативах.
Работать над этим произведением композитор начал еще в конце 1969 года. Менее чем за год клавир был готов. Писать оперу на третьем курсе музыкального вуза может быть доверено далеко не каждому. Для этого, кроме таланта, требуется солидный багаж знаний и свободное владение композиторской техникой.
А. Васильев успешно справился со сложной задачей создания музыкально-сценического произведения. Многопланово и в развитии показан образ народа — главного героя оперы. Страдающий под тяжким ярмом эксплуатации, народ поднимается на активную борьбу с угнетателями. Героико-драматические сцены чередуются с жанрово-бытовыми элементами, раскрывающими духовную красоту народа, мудрую простоту его обычаев и нравов. Яркие портретные музыкальные характеристики и их симфоническое развитие, логичность и естественность музыкальной драматургии, свежесть интонационного и гармонического языка, богатство фактуры — положительные качества оперы.
В репертуар исполнителей вошли фортепианные прелюдии, привлекающие интересными гармониями, «чем-то от Дебюсси», как отмечала критика, а также Вторая соната для фортепиано, написанная уже после окончания консерватории. В последнем сочинении «своеобразно и талантливо воссоздан мир сложной, напряженной и стремительной жизни нашего современника» (газ. «Коммунист», г. Саратов). Соната отличается серьезностью замысла, оригинальностью музыки, в которой очень много колористических находок, звучащих свежо, современно. В использовании красок фортепиано чувствуется плодотворное влияние традиций композиторов XX века — С. Рахманинова, С. Прокофьева, Б. Бартока. В то же время А. Васильев во многом напоминает талантливейшего чувашского композитора 30-х годов Г. Воробьева. Это заметно и в эпическое звучании музыки, и в творческом использовании народно-песенного материала, и в поисках красочного гармонического языка.
Из симфонических произведений с успехом исполнялась (в Чебоксарах, Саратове) «Праздничная увертюра», музыка которой торжественна, блестяща, действительно празднична. В ее партитуре точно распределены оркестровые тембры, передающие авторский замысел. В конце 1975 года выполнена фондовая запись этой увертюры. Похоже, что симфонической музыке композитор стал уделять больше внимания: в последние годы написаны, кроме Увертюры, Интродукция и Токката. По-прежнему значительная активность проявляется в создании камерно-инструментальной музыки (Четвертый струнный квартет и др.).
А. Васильев — самый молодой среди современных чувашских композиторов. Но в его творческом портфеле уже столько опусов, сколько удалось бы написать далеко не каждому зрелому автору. Впереди у пего большой и интересный творческий путь.
Сочинения
Опера «Чакка», в трех действиях, 6 карт. с эпилогом; либретто Георг. Краснова по поэме С. Эльгера «Под гнетом», 1969—1971. Для симфонического оркестра: Поэма, 1969; Чувашская увертюра (к 50-летию ЧАССР), 1969; Праздничная увертюра, 1974 (Чебоксары, 26 сентября 1975, дир. В. Важоров); Интродукция и Токката, 1974; Для симфонического оркестра и фортепиано. Концерт-рапсодия, в 4 ч., 1971 (Чебоксары, 28 февраля 1977, солист Л. Полежаев, дир. В. Важоров). Для фортепиано с оркестром. Концерт, в 3 ч., 1977. Для струнного оркестра с ударными. Симфониетта, в 4 ч., 1966. Для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Квинтет-поэма до-диез минор, один части., 1971 (Москва, Институт им. Гнесиных, май 1972). Для двух скрипок, альта и виолончели: Первый квартет, в 4 ч., 1968 (Москва, Институт им. Гноенных, 1968); Второй квартет, в 4 ч., 1969 (там же, 1969); Третий квартет, в 3 ч., 1971 (там же, январь 1971); Четвертый квартет, в 3 ч., 1976. Для гобоя с камерным оркестром. Концертино, в 3 ч., 1968—69 (Москва, Институт им. Гнесиных, 1969). Для скрипки и фортепиано. Соната, в 3 ч., 1967. Для виолончели и фортепиано. Соната, в 3 ч., 1968 (Москва, Институт им. Гнесиных, 1968). Для гобоя и фортепиано. Сонатина, в 3 ч., 1971. Для фортепиано. Сонатина, в 3 ч., 1966; Первая соната, в 4 ч., 1967: Вторая соната, в 3 ч., 1974; Цикл из 11 пьес, 1970; «Девичий танец», «Вздохи» («Советская музыка», 1972, № 5, стр. 36—37). Вокальные сочинения: Шесть смешанных хоров на слова чувашских поэтов, 1967; Два хора на сл. Г. Ефимова, 1970; цикл романсов «Песни Тилли» на сл. П. Хузангая, 1971; обработки.
Литература о жизни и деятельности
Творчество молодых: Справочник / Изд. Всесоюзного бюро пропаганды советской музыки СК СССР.- М., 1977.- стр. 100.
Статьи Ю. Илюхина: Профессор о своем ученике // Советская Чувашия.- 1967.- 28 ноября; Растущий // Молодой коммунист.- 1969.- 20 февраля; А. Васильев — лауреат конкурса // Советская Чувашия.- 6 ноября; |амр'к композитор'н произведений=сем (Произведения молодого композитора) // Коммунизм ялав=.- 1970.- 2 июля; Опера молодого композитора // Советская Чувашия.- 1970.- 6 сентября; Прослушиваются новые произведения // Советская Чувашия.- 1972.- 2 марта; Новые чувашские оперы // Советская Чувашия.- 1972.- 11 ноября; С|мр'к композитор пултарул'х= (Творчество молодого композитора) // Коммунизм ялав=.- 1974.- 2 октября.
Д. Фришман. Новинки камерного репертуара // Советская музыка.- 1971.- № 4.- С. 23.
Д. Финко. Слушая инструментальную музыку // Советская Чувашия.- 1973.- 17 октября.
М. Кешин. Еще одна чувашская опера // Советская Чувашия.- 1974.- 25 сентября
Т. Эррэ. Национальные истоки музыкального языка чувашской оперы // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Сб. 3.- Казань, 1975.- С. 64—73.
А. Иконников. Желаю творческих радостей... // Советская Чувашия.- 1975.- 1 октября.
М. Кондратьев. Музыкальная жизнь Чувашии в сезон 1974/75 гг. // Чувашское искусство / Труды ЧНИИ.- Вып. 70.- Чебоксары, 1976.- С. 118.
Л. Иконников. Снова в Чебоксарах // Советская музыка.- 1976.- № 4.- С. 18.
А. Демченко. Дни чувашской музыки в Саратове // Коммунист (г. Саратов).- 1976.- 4 мая.
Е. Долинская. Звучит музыка композиторов Поволжья // Музыкальная жизнь.- 1977.- № 15.- С. 4—5. М. А. Встречи с чувашскими друзьями // Советская музыка.- 1971.- № 3, стр. 52—53.
М. Кондратьев. Музыкальная жизнь Чувашии сезона 1973/74 года // Чувашское искусство / Труды ЧНИИ.- Вып. 57.- Чебоксары, 1975.- С. 239—243.