Янтиковский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Александр Георгиевич Васильев

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://yantik.cap.ru/

Александр Георгиевич Васильев родился 9 января 1948 г в селе Турмыши Янтиковского района Чувашской АССР в семье учителей. Там же получил неполное сред­нее образование. В 1967 г. окончил теоретическое отде­ление Чебоксарского музыкального училища, где сочинением занимался у В. А. Ходяшева, а в 1972 г. - Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу композиции Г. И. Литинского. Работает преподавателем теоретических дисциплин в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова. Член Союза композиторов СССР с мая 1974 г. Награжден Почетной грамотой обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР (1976).  Лауреат III Всесоюзного смотра-конкурса молодых композиторов (1969). В 1977 г. избран членом правления Союза композиторов Чувашской АССР.

В Институт им. Гнесиных А. Васильев поступил, представив приемной комиссии свои ранние произведе­ния — трехчастную Сонату для фортепиано и четырех­частную Симфониетту для струнного оркестра. В первые же месяцы пребывания в вузе он показал исключитель­ное трудолюбие, упорство в учебе, смелость в творче­стве.

1969 год. Александр Васильев — студент второго кур­са. Немало произведений успел он написать за два учеб­ных года. Среди них: Соната для виолончели и форте­пиано, Концертино для гобоя с камерным оркестром, два квартета для струнно-смычковых инструментов. Автор в них показал хорошее владение инструментальной фактурой. Специалисты обратили внимание на его второй струнный квартет, с которым А. Васильев участ­вовал сначала на всероссийском, затем на всесоюзном конкурсах. За это произведение он удостоился премии и звания лауреата III Всесоюзного смотра-конкурса молодых композиторов.

Второй струнный квартет был исполнен во Всесоюз­ном Доме композиторов в отчетном концерте чувашских музыкантов, проведенном в честь 50-летия Чувашской АССР. Квартет произвел на слушателей хорошее впе­чатление, особенно понравилась его вторая часть, сое­диняющая теплую элегичность с драматизмом в разви­тии образа. Исполнение этого произведения в Москве дважды отмечалось на страницах журнала «Советская музыка» (№ 3 и 4 за 1971 г.)

Исключительно плодотворны были последующие годы учебы. Достаточно назвать несколько сочинений этого периода, чтобы убедиться в интенсивности творче­ской работы студента-композитора. Это — Третий квар­тет, цикл пьес для фортепиано, Сонатина для гобоя и фортепиано, романсы из цикла «Песни Тилли», оркест­ровые Поэма и Увертюра, Концерт-рапсодия для оркест­ра и фортепиано, фортепианный Квинтет-поэма и, нако­нец, большая трехактная опера «Чакка». Последние три произведения были представлены в качестве дип­ломной работы. В произведениях молодого чувашского композитора ярко ощущалось плодотворное влияние крупных мастеров русской инструментальной музыки, в частности Д. Д. Шостаковича. В партитуре оперы проявлялись новаторские черты, на что обратили вни­мание многие чувашские композиторы.

В основу сюжета оперы «Чакка» положена известная поэма народного поэта Чувашии С. Эльгера. В опере показана борьба чувашского народа против угнетения и бесправия в XVIII веке. Действие происходит после по­давления пугачевского восстания в одной из чувашских деревень. Основным героем является народ, а от имени его выступает Чакка, ставший вожаком угнетенных кре­стьян и сумевший поднять их на восстание против про­извола помещиков и местных богачей, Чакка —это настоящий народный бунтарь, который готов пожертво­вать собой во имя счастья бедняков.

Здесь выведен ряд интересных образов: жены Чакки Тайпи, старика-мудреца Тевенеша, главаря пугачевцев Пахома, бурмистра, воеводы и др. В числе действующих лиц мы видим также крестьян, сельских парней и деву­шек, уездную знать. Либреттист (Георгии Краснов) не копирует поэму С. Эльгера, а творчески подходит к созданию сюжетной линии и композиции, обогащает об­разы. Им написала, например, в дополнение к поэме совершенно новая, пятая картина, умело использованы образцы устного народного творчества. Особенностью либретто является построение его главным образом на речитативах.

Работать над этим произведением композитор начал еще в конце 1969 года. Менее чем за год клавир был готов. Писать оперу на третьем курсе музыкального вуза может быть доверено далеко не каждому. Для этого, кроме таланта, требуется солидный багаж знаний и сво­бодное владение композиторской техникой.

А. Васильев успешно справился со сложной задачей создания музыкально-сценического произведения. Многопланово и в развитии показан образ народа — глав­ного героя оперы. Страдающий под тяжким ярмом эк­сплуатации, народ поднимается на активную борьбу с угнетателями. Героико-драматические сцены чередуются с жанрово-бытовыми элементами, раскрывающими ду­ховную красоту народа, мудрую простоту его обычаев и нравов. Яркие портретные музыкальные характеристики и их симфоническое развитие, логичность и естествен­ность музыкальной драматургии, свежесть интонацион­ного и гармонического языка, богатство фактуры — по­ложительные качества оперы.

В репертуар исполнителей вошли фортепианные пре­людии, привлекающие интересными гармониями, «чем-то от Дебюсси», как отмечала критика, а также Вторая соната для фортепиано, написанная уже после окончания консерватории. В последнем сочинении «своеобразно и талантливо воссоздан мир сложной, напряженной и стремительной жизни нашего современника» (газ. «Коммунист», г. Саратов). Соната отличается серьезностью замысла, оригинальностью музыки, в которой очень много колористических находок, звучащих свежо, совре­менно. В использовании красок фортепиано чувствуется плодотворное влияние традиций композиторов XX века — С. Рахманинова, С. Прокофьева, Б. Бартока. В то же время А. Васильев во многом напоминает талантливей­шего чувашского композитора 30-х годов Г. Воробьева. Это заметно и в эпическое звучании музыки, и в творче­ском использовании народно-песенного материала, и в поисках красочного гармонического языка.

Из симфонических произведений с успехом исполня­лась (в Чебоксарах, Саратове) «Праздничная увертю­ра», музыка которой торжественна, блестяща, действи­тельно празднична. В ее партитуре точно распределены оркестровые тембры, передающие авторский замысел. В конце 1975 года выполнена фондовая запись этой увертюры. Похоже, что симфонической музыке компози­тор стал уделять больше внимания: в последние годы написаны, кроме Увертюры, Интродукция и Токката. По-прежнему значительная активность проявляется в создании камерно-инструментальной музыки (Четвертый струнный квартет и др.).

А. Васильев — самый молодой среди современных чувашских композиторов. Но в его творческом портфеле уже столько опусов, сколько удалось бы написать да­леко не каждому зрелому автору. Впереди у пего боль­шой и интересный творческий путь.

 

Сочинения

Опера «Чакка», в трех действиях, 6 карт. с эпилогом; либретто Георг. Краснова по поэме С. Эльгера «Под гнетом», 1969—1971. Для симфонического оркестра: Поэма, 1969; Чувашская увертюра (к 50-летию ЧАССР), 1969; Праздничная увертюра, 1974 (Чебоксары, 26 сентября 1975, дир. В. Важоров); Интродукция и Токката, 1974; Для симфонического ор­кестра и фортепиано. Концерт-рапсодия, в 4 ч., 1971 (Чебоксары, 28 февраля 1977, солист Л. Полежаев, дир. В. Важоров). Для фортепиано с оркестром. Концерт, в 3 ч., 1977. Для струнного оркестра с ударными. Симфо­ниетта, в 4 ч., 1966. Для двух скрипок, альта, виолонче­ли и фортепиано. Квинтет-поэма до-диез минор, один части., 1971  (Москва, Институт им. Гнесиных, май 1972). Для двух скрипок, альта и виолончели: Первый квартет, в 4 ч., 1968 (Москва, Институт им. Гноенных, 1968); Второй квартет, в 4 ч., 1969 (там же, 1969); Тре­тий квартет, в 3 ч., 1971 (там же, январь 1971); Четвер­тый квартет, в 3 ч., 1976. Для гобоя с камерным оркест­ром. Концертино, в 3 ч., 1968—69 (Москва, Институт им. Гнесиных, 1969). Для скрипки и фортепиано. Сона­та, в 3 ч., 1967. Для виолончели и фортепиано. Сона­та, в 3 ч., 1968 (Москва, Институт им. Гнесиных, 1968). Для гобоя и фортепиано. Сонатина, в 3 ч., 1971. Для фортепиано. Сонатина, в 3 ч., 1966; Первая соната, в 4 ч., 1967: Вторая соната, в 3 ч., 1974; Цикл из 11 пьес, 1970; «Девичий танец», «Вздохи» («Советская музыка», 1972, № 5, стр. 36—37). Вокальные сочинения: Шесть смешанных хоров на слова чувашских поэтов, 1967; Два хора на сл. Г. Ефимова, 1970; цикл романсов «Песни Тилли» на сл. П. Хузангая, 1971; обработки.

Литература о жизни и деятельности

Творчество молодых: Справочник / Изд. Всесоюзного бюро пропаганды советской музыки СК СССР.- М., 1977.- стр. 100.

Статьи Ю. Илюхина: Профессор о своем ученике // Совет­ская Чувашия.- 1967.- 28 ноября; Растущий // Молодой коммунист.- 1969.- 20 февраля; А. Васильев — лауреат конкурса // Советская Чувашия.- 6 ноября; |амр'к композитор'н произведений=сем (Произведения молодого композитора) // Коммунизм ялав=.- 1970.- 2 июля; Опера молодого композитора //  Советская Чувашия.- 1970.- 6 сентября; Прослушиваются новые произведения  // Советская Чувашия.- 1972.- 2 марта; Новые чувашские оперы // Советская Чувашия.- 1972.- 11 ноября; С|мр'к композитор пултарул'х= (Творчество молодого ком­позитора) // Коммунизм ялав=.- 1974.- 2 октября.

Д. Фришман. Новинки камерного репертуара // Советская музыка.- 1971.- № 4.- С. 23.

Д. Финко. Слушая инструментальную музыку // Советская Чувашия.- 1973.- 17 октября.

М. Кешин. Еще одна чувашская опера // Советская Чувашия.- 1974.- 25 сентября

Т. Эррэ. Национальные истоки музыкального языка чувашской опе­ры // Вопросы истории, теории музыки и музыкального вос­питания. Сб. 3.- Казань, 1975.- С. 64—73.

А. Иконников. Желаю творческих радостей... // Советская Чувашия.- 1975.- 1 октября.

М. Кондратьев. Музыкальная жизнь Чувашии в сезон 1974/75 гг. // Чувашское искусство / Труды ЧНИИ.- Вып. 70.- Чебоксары, 1976.- С. 118.

Л. Иконников. Снова в Чебоксарах // Советская му­зыка.- 1976.-  № 4.- С. 18.

А. Демченко. Дни чувашской музыки в Саратове // Коммунист (г. Саратов).- 1976.- 4 мая.

Е. Долинская. Звучит музыка композиторов Поволжья // Музыкальная жизнь.- 1977.- № 15.- С. 4—5. М. А. Встречи с чувашскими друзья­ми // Советская музыка.- 1971.- № 3, стр. 52—53.

М. Кондратьев. Музыкальная жизнь Чувашии сезона 1973/74 года // Чувашское искусство / Труды ЧНИИ.- Вып. 57.- Чебоксары, 1975.- С. 239—243.

 

Система управления контентом
429290 с.Янтиково, пр.Ленина, д.13
Телефон: 8(83548) 2-12-15
Факс: 8(83548) 2-12-15
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика