Моргаушский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ деятельности муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки в Моргаушском районе Чувашской Республики

I.                    Основные положения.

Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки в Моргаушском районе Чувашской Республики (далее – Модельный стандарт) разработан с учетом специфики организации деятельности сети общедоступных библиотек и базируется на документах, носящих рекомендательный характер: «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (1986, 2002 гг.); «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2001 г.).

Основополагающим принципом деятельности муниципальных общедоступных библиотек в Чувашской Республике (далее – общедоступные библиотеки) является принцип открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан.

Общественная значимость общедоступных библиотек заключается в исполняемых ими функциях – информационной, культурной, образовательной, просветительской. Общедоступные библиотеки участвуют в формировании информационных ресурсов в соответствии с потребностями и интересами населения, создании культурной среды вместе с другими учреждениями культуры, поддерживают систему образования всех уровней, традиционно выполняют миссию просветительства и сохранения культурного наследия.

Органам местного самоуправления для организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения рекомендуется руководствоваться принципами и нормативами, изложенными в настоящем Модельном стандарте.

 

II. Пользователи и обслуживание.

Библиотечное обслуживание населения на территории Чувашской Республики является социально значимым видом деятельности.

Во всех общедоступных библиотеках рекомендуется обеспечивать права особых групп пользователей: детей, юношества, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда.

К бесплатным услугам общедоступных библиотек относятся:

получение во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

получение информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования, а также информации о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;

получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации.

Эффективность услуг общедоступной библиотеки оценивается в соответствии с прилагаемыми Методическими рекомендациями по оценке эффективности и качества работы общедоступной библиотеки.

Общедоступные библиотеки могут оказывать дополнительные платные библиотечные и сервисные услуги в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах.

Перечень дополнительных услуг, предоставляемых на платной основе, определяется правилами пользования библиотекой и может включать в себя:

составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам читателей;

копирование документов;

распечатку материалов, полученных по глобальным информационным сетям;

тематическую подборку материалов по запросам читателей;

организацию и проведение платных форм культурно-просветительской и информационной деятельности;

реализацию собственной интеллектуальной продукции;

другие виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня предоставляемых пользователям услуг.

 

III. Обеспечение доступности библиотечных услуг

Доступность библиотечных услуг для населения обеспечивается следующими факторами:

3.1. Рациональное размещение общедоступных библиотек.

В каждом сельском поселении рекомендуется иметь не менее одной общедоступной библиотеки, оснащенной современным информационно-коммуникационным оборудованием, электронными ресурсами, подключенной к сети Интернет. При этом учитываются социальные нормативы и нормы в сфере культуры, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р.

Если общедоступная библиотека ведет надомное обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, инвалидов, престарелых людей, то норматив численности населения на одну библиотеку может быть уменьшен по согласованию с учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений, являющиеся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать общедоступной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки.

 

Численность населения

в населенном пункте

Единица

измерения

1 Минимальная количественная величина

 

Муниципальные районы

межпоселенческая библиотека

1

 

 

детская библиотека

1

Сельские поселения с числом жителей до 500 человек, расположенные на расстоянии до 5 км от административного центра

внестационарное библиотечное

обслуживание

(пункт выдачи)

 

1

 

Сельские поселения с числом жителей до

500 человек, расположенные на расстоянии более 5 км от административного центра

 

филиал

общедоступной библиотеки

1

 

Административные центры сельских поселений с числом жителей до 1 тыс. человек

 

общедоступная библиотека

 

1

Административные центры сельских поселений с числом жителей свыше 1 тыс. человек

общедоступная библиотека

детская библиотека

1 на тыс. человек

1 на тыс. человек детей

 

 

3.2. Использование внестационарных (передвижных) форм библиотечного обслуживания.

При отсутствии стационарной библиотеки жителям населенного пункта предоставляется любая другая удобная форма библиотечного обслуживания (библиотечный пункт, передвижной читальный зал, библиобус и т.п.).

Внестационарное библиотечное обслуживание осуществляют общедоступные библиотеки, в зону обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных библиотек.

3.3. Режим работы общедоступной библиотеки.

Гибкий и удобный для населения режим работы определяется на основе данных мониторинга интенсивности посещений по согласованию с учредителем. Общедоступной библиотеке рекомендуется режим работы, при котором 20 процентов времени работы устанавливается в вечерние часы и выходные дни.

3.4. Удобное месторасположение общедоступной библиотеки – в центре села,  жилого квартала, микрорайона, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д.

 

IV. Ресурсное обеспечение.

Основными ресурсами общедоступных библиотек являются фонд документов (книги, газеты, журналы, издания на электронных носителях), справочно-информационный фонд, здания, помещения, оборудование, персонал, финансовые средства.

4.1. Библиотечные фонды.

Основными характеристиками библиотечного фонда являются оптимальный объем, информативность (соответствие запросам пользователей), обновляемость.

В соответствии с Законом Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» в фонде общедоступной библиотеки необходимо иметь издания на чувашском и русском языках.

Нормативный объем фонда общедоступной библиотеки определяется исходя из средней книгообеспеченности на 1 жителя, в том числе в сельском поселении – 6–8 томов на 1 жителя.

Фонд на бумажных носителях дополняется электронными и аудиовизуальными документами.

Центральная библиотека муниципального района располагает дополнительным фондом для обслуживания населения из расчета 0,5–2 тома на 1 жителя.

Для сохранения значимости библиотечного фонда необходимо его постоянное обновление. В нем должно содержаться до 50 процентов наименований новых изданий на различных носителях. Норматив ежегодного пополнения фонда составляет в среднем 250 книг в расчете на 1000 жителей.

Рекомендуется следующая структура библиотечного фонда:

справочные издания – не менее 10 процентов фонда;

документы для жителей в возрасте до 15 лет – не менее 30 процентов фонда, для библиотечного обслуживания детей рекомендуется иметь обучающие и развивающие электронные программы, игры и т.д.

В центральной общедоступной библиотеке сельского поселения с компактным проживанием национальных групп не менее 10 процентов фонда представляется документами на национальных языках. Ежегодное поступление таких документов составляет 1 том на 25 человек для населенных пунктов с численностью до 2000 человек и 1 том на 50 человек – для населенных пунктов с численностью свыше 2000 человек.

Объем фонда периодических изданий общедоступной библиотеки определяется из расчета не менее 10 изданий на 1000 жителей. В фонде общедоступной библиотеки рекомендуется иметь общегосударственные, республиканские, районные периодические издания.

Базовая обеспеченность центральной общедоступной библиотеки муниципального района периодическими изданиями составляет не менее 80 (60) наименований, библиотеки в сельском поселении – не менее 10 наименований.

В общедоступной библиотеке соблюдаются условия для обеспечения сохранности фондов и их эффективного использования.

4.2. Здания и помещения.

Общедоступная библиотека может размещаться в отдельном здании или в блоке-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в приспособленном помещении жилого или общественного здания с отдельным входом при соблюдении архитектурно-планировочных, строительных норм, соответствующих функциональному назначению библиотеки.

По размерам и состоянию помещения общедоступной библиотеки соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, пожарной безопасности, безопасности труда и защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.). В помещениях рекомендуется иметь лаконичные и понятные надписи и указатели о передвижении людей внутри здания.

Площади библиотечных помещений определяются из расчета 50–100 кв. метров на 1000 жителей.

В общедоступной библиотеке рекомендуется иметь не менее 5 посадочных мест для чтения.

Для проведения культурно-массовых мероприятий целесообразно иметь отдельное помещение.

4.3. Оборудование и техника.

Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов общедоступную библиотеку рекомендуется оборудовать предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.) и оснащать следующими техническими средствами:

компьютеры для информационного обслуживания населения, организации доступа к глобальным информационным сетям;

средства программного обеспечения и другие средства автоматизации библиотечных процессов;

средства связи;

копировальный аппарат для тиражирования документов;

теле-, аудио-, видеоаппаратура, презентационная техника;

транспортные средства;

средства для обработки и защиты документов.

Для поддержания оборудования в рабочем состоянии и модернизации технической базы библиотеки ежегодно на эти цели рекомендуется выделять не менее 8–10 процентов средств от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники.

4.4. Персонал.

В штате общедоступной библиотеки рекомендуется иметь не менее 85 процентов специалистов с библиотечным образованием.

Руководителям и специалистам рекомендуется не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по любой из установленных форм (профессиональная переподготовка – от 500 часов, стажировка – от 140 часов, курсы повышения квалификации – от 72 часов).

Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется основными показателями деятельности общедоступной библиотеки (количество читателей, диапазон предоставляемых услуг, количество структурных подразделений, внестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений и др.) и численностью населения в зоне обслуживания.

На директора центральной общедоступной библиотеки сельского поселения, работников отделов комплектования и обработки литературы, методической и библиографической работы, организации и использования единого фонда и межбиблиотечного абонемента, художника нормативы нагрузки по числу читателей, посещений и количеству жителей не устанавливаются.

В штатном расписании центральной общедоступной библиотеки рекомендуется предусматривать технических специалистов, обеспечивающих бесперебойную работу информационных сетей и программных средств.

Для участия в создании корпоративных сводных электронных каталогов в штат общедоступной библиотеки рекомендуется включать дополнительную ставку библиографа.

4.5. Финансовые ресурсы.

Финансирование общедоступных библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, а также из всех источников, не запрещенных законодательством.

Расходы бюджета общедоступной библиотеки с учетом всех источников его формирования могут осуществляться на следующие цели:

оплата труда работников (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);

комплектование, организация и сохранность библиотечных фондов (приобретение печатных и электронных изданий, обеспечение сохранности и безопасности фондов);

оснащение информационно-коммуникационным оборудованием, программными средствами;

оплата услуг связи (телефон, Интернет);

содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.);

проведение капитального ремонта;

другие затраты, связанные с основной деятельностью общедоступной библиотеки.

 

V. Общедоступная библиотека и местное население.

Общедоступная библиотека осуществляет свою деятельность на основе анализа потребностей населения. Она стремится к активному участию населения в библиотечных делах, создавая попечительские и наблюдательные советы, любительские объединения. Общедоступная библиотека информирует общественность о своих планах, целях, задачах, ресурсах, услугах, правилах и условиях их предоставления.

 

 

 

 

 

 

Система управления контентом
429530, с.Моргауши, ул.Мира, д.6
Телефон: 8(83541) 62-58-81, 62-2-36, 62-1-34
Факс: 8(83541) 62-1-64
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика