Рубрика «Вопрос - Ответ»
Разъясните, пожалуйста, имеет ли педагог-психолог образовательного учреждения заниматься обследованием детей при приеме их в начальную школу?
Правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», пп. 45, 46 Типового положения об образовательном учреждении в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 459).
Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
В связи с тем, что в ряде регионов имели место нарушения при приеме детей в первый класс, в органы управления образованием было направлено письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 марта 2003 г. № 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс», в котором было указано на то, что конкурсный отбор при приеме ребенка в первый класс запрещается. Собеседование педагога с ребенком возможно только после его зачисления в общеобразовательное учреждение с целью планирования индивидуальной учебной работы с каждым учащимся.
Для получения консультации по вопросам готовности ребенка к школе родители (законные представители) имеют право обратиться к педагогу-психологу школы или специалистам регионального (муниципального) ППМС-центра, деятельность которых регламентируется Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636), а также локальными актами образовательного учреждения.
Согласно пункту 10 указанного положения психологическая диагностика проводится специалистами с целью углубленного психолого-педагогического изучения обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
При этом согласно статье 54 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В соответствии со статьей 64 защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.
Вместе с тем, согласно п. 2.9.4. СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44, прием детей в первые классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
В соответствии с Примерным положением о психолого-медико-педагогической консультации, утвержденным приказом Гособразования СССР от 15 июля 1991 г. № 340, в состав ПМПК входят, наряду с другими специалистами, «консультанты-врачи по психиатрии».
Согласно статье 1 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» обследование психического здоровья граждан рассматривается как психиатрическая помощь. Оказание психиатрической помощи в соответствии со статьей 4 осуществляется при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.