Уважаемые учителя! Дорогие гости!
Традиционно августовским педсоветам мы придаем важное значение, так как каждый родитель, педагог очень ответственно готовится к новому учебному году и ожидает от школы новых открытий, познания основ наук.
Нынешнему августовскому совещанию работников образования Моргаушского района предшествовала большие исторические события и достижения.
Одним из значительных событий стало подготовка и празднование 125- летия нашего выдающегося земляка, первого чувашского профессора, основателя газеты «Хыпар»- Николая Васильевича Никольского, выходца с территории, где мы с Вами находимся. Это глубоко символично ! Для нас эта дата была важной по многим причинам. В первую очередь, как возможность оценки своего труда. И как возможность достойно представить район и его тружеников на уровне республики. И как фактор воспитания молодежи, детей и внуков. И как фундамент для дальнейшего развития. Этот юбилей дал нам возможность осмотреться, чтобы понять: все еще у нас впереди, нужны новые силы и более быстрые темпы продвижения. Это было отмечено нашим Президентом Николаем Васильевичем Федоровым и Министром образования Российской Федерации Владимиром Михайловичем Филипповым во время открытия этого образовательно-культурного центра в прошлую пятницу, 22-го августа .
Традиционно, на августовском совещании мы определяем стратегические задачи, стоящие перед образовательной отраслью и определяем основные пути их решения. Анализируя и проектируя модернизацию систему образования района, мы учитываем не только экономическую эффективность образования, но и педагогическую необходимость. Учитывая это, мы обозначили несколько основных направлений модернизации образования, которые имеют самое непосредственное отношение к реструктуризации наших образовательных учреждений:
- это создание базовых школ внутри районного уровня, в которые осуществляется подвоз детей на школьном автобусе;
- сохранение существующих начальных школ;
- распространение деятельности ассоциаций образовательных учреждений, обменивающихся разработками, создающими условия для получения различных форм образования. Мы здесь имеем в виду сетевое взаимодействие между близлежащими средней и основными школами;
- создание образовательно-культурно- спортивных центров и комплексов. В одном из таких центров сегодня мы с Вами находимся.
Формирование психологии и наклонностей человека начинается с семьи , детского сада и начальных классов школы. Поэтому здесь должны работать самые квалификационные, имеющие большой жизненный опыт воспитатели и преподаватели, для которых эта работа в радость. В силу демографических обстоятельств многие классы, и помещения детских садов отапливаемых и ухоженных пустуют. Получается, что деньги, вкладываемые в коммунальное обслуживание школ и детских садов работают в пустую. В связи с реструктуризацией школ ведутся дискуссии о загруженности учителей, что создает нервозную обстановку и не уверенность в завтрашнем дне. При этом мы забываем, что есть много направлений для расширения практических занятий школьников, собственно в школе, где есть необходимое оборудование ( рабочие места). Нужно выбрать особое направление, как это делает районная станция юных техников. В головной станции и в филиалах ими открыты 17 групп для организации ранней профессиональной подготовки по таким специальностям как «Оператор ПЭВМ», «Швея-моторист» , «Водитель категории А» . В них работают специально обученные люди, которые имеют диплом учителя по специальности. Такие возможности есть практически во всех образовательных учреждениях. Только в этом году практически сократится 15 классов-комплектов. Это приводит к сокращению численного состава учителей. Поэтому ряд педагогов уже начинают переквалифицироваться на другие специальности, как учитель английского языка, информатики, физической культуры, социальный педагог, психолог и т.п., которые будут пользоваться спросом.
Правильно отметил в своем выступлении Президент Чувашской Республики Николай Васильевич Федоров, что ключевой фигурой модернизации образования остается педагог. Именно к учителю в новых условиях предъявляются высокие требования. Я всегда, на всех уровнях выступаю в Вашу поддержку. Так как знаю, что именно от образования зависит, какие люди и специалисты будут работать через 10-20лет.
Моргаушский район новаторски применяет достижения в различных отраслях народного хозяйства. По итогам первого полугодия район занял первое место в социально-экономическом соревновании сельских районов.
Успехи обозначились во всех социальных сферах и в здравоохранении и в культуре, и в спорте. Только в этом году прошли несколько Всероссийских и республиканских совещаний в нашем районе по изучению опыта работы в этих отраслях. 18 сентября этого года состоится выездное заседание коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с участием вице-премьера Правительства России Кареловой Галины Николаевны и министра сельского хозяйства Российской Федерации Гордеева Алексея Васильевича. Значительные успехи достигнуты в образовании. Программа модернизации образования состоит, в частности следующих наших действиях:
- учреждение 25 именных стипендий для учащихся школ и 3 именных стипендии лучшим спортсменам района и республики (Таня Моисеева, Вера Соколова, Петр Трофимов);
- создание сети из 9-ти базовых средних школ, оснащенных новейшим учебным оборудованием и компьютерной техникой;
- включение в республиканскую программу «Школьный автобус», для реализации которой мы приобрели 6 автобусов, и планируется еще –3;
- участие в эксперименте по ЕГЭ;
- повышение качества знаний учащихся и конкурентоспособности выпускников, для чего ежегодно увеличивают расходы на обучение ученика;
- акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно – на привитие им навыков здорового образа жизни;
- введение профильных классов и классов углубленного изучения по гуманитарному, естественному и другим направлением, что повысит уровень подготовки выпускников школ и в значительной степени заменит репетиторство и платные курсы, что заметно снизит поддержки для малоимущих семей;
ХХ1-ый век предъявил человеку высокие требования. Учитывая это нам необходимо создать условия для свободного владения выпускниками средних школ компьютером и английским языком, начало изучению которых будет положено во 2-м классе. В ряде школ эту работу ведут уже несколько лет. Президентом поставлена задача- до 2005года реализовать программу «Интернет в каждой школе республики». Посещая модельную библиотеку Сосновского образовательно-культурного центра мы все должны для себя уяснить, что широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе- дистанционного обучения – это веление времени. Без этого мы не сможем добиться качества, доступности и эффективности образования.
Для реализации намеченных целей необходимо из года в год увеличить долю расходов на приобретение новых компьютеров, компакт-дисков, новых технических средств обучения, спортивного оборудования, учебников. Ежегодно мы в районе строили по одной школе. Это дает нам возможность улучшить материальную базу образовательных учреждений и создать необходимые условия для нормального обучения.
Но после посещения ряда школ района накануне августовского совещания у меня остался некоторый нехороший осадок.
Школы, которые построены с таким трудом, приходят в запустение. В них нет уюта! Многие вещи не требуют капитальных вложений. Но со справок инспектирующих органов еще раз убеждаемся, что мы перестали уделять внимание элементарным вещам. Захламленные запасные выходы, торчащие провода, перегорелые лампы- вот заключение проверяющих. Я сам убедился, как в классах Юськасинской школы не горят лампы дневного освещения. А в Панклейской школе вообще освещенность не соответствуют существующим нормам. В итоге наши дети уже к 5-му классу испытывают проблему со зрением. Не нужно больших вложений и для покраски надворных туалетов и подключению воды в уже существующие умывальники. А ясли-сад «Василек» вообще не видел прикосновения человеческих рук к началу учебного года. В то же время в районе многие коллективы правильно понимают, что без создания уюта, чистоты и порядка в классах, в школе, могут лишиться учащихся. В условиях нормативного финансирования на одного ученика – это равносильно к медленному, стихийному закрытию школы и детского садика.
Благодаря целенаправленной политике нашего Президента, Кабинета Министров мы не знаем сегодня проблемы по заработной плате, коммунальным услугам, методлитературе. В районе десятки учителей, недавно создавших семьи получили денежные субсидии и сертификаты на социальное жилье. Продолжается ипотечное кредитование для строящихся. Это дает шанс молодым специалистам обосноваться на селе. Реконструкция сельских школ повлекло за собой строительство дорог к школам района, идет интенсивная газификация сел и деревень. Только в этом году построено …. км дорог с твердым покрытием, газифицировано ……… индивидуальных домов.
Созданная инфраструктура района позволяет нашим учащимся свободу выбора учебных заведений. Сегодня очень большой конкурс для поступления в Моргаушский лицей. В этом году на одно место было трое учащихся. Это говорит о высоком рейтинге этого образовательного учреждения. Результаты ЕГЭ показывают, что мы сегодня имеем объективную оценку по каждой средней школе. Наши выпускники неплохо сдаю эти экзамены. И в этом году более 40% выпускников поступали в ВУЗы Республики. По Моргаушскому лицею этот показатель составляет 100 процентов. Учителя ответственно начали подходить к новой форме проведения государственных экзаменов. 94% выпускников успешно выдержали ЕГЭ. Но в то же время в ряде школ еще существуют проблемы в работе. Школы получили материалы по ЕГЭ и итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов. На августовских педагогических Совета есть, о чем говорить, обсудить и сделать соответствующие выводы при распределении учебной нагрузки между учителями. Нужно создать условия не только выбора учебного заведения, но и выбора профильных курсов на старшей ступени обучения. Поэтому даже специализация школ лучше, чем просто «средняя» школа. Эти курсы должны вести лучшие учителя, которые подготовлены и прошли специальный курс обучения. Рабочее время школьника не следует занимать информацией, которую она запросто получит дома за учебником или книгой или на компьютере через интернет. Логическое мышление, поиск, игра, открытие нового для себя и окружающих, видение проблем, поддержка и развитие этого видения, качества, которые помогут молодому человеку или девушки найти свое место в школе, селе, институте и в обществе в целом – вот главный критерий, по которому мы должны строить свою работу.
Образование, обучение и воспитание должны стать процессом удовлетворения потребностей и интересов. Задача школы состоит не в навязывании программ и учебных планов, созданных в отрыве от реальных потребностей учащихся, а в выяснении самих этих потребностей, учете и использовании их при конструировании новой школы. Создавая новые виды учебных заведений как «сельский центр образования», «сельская базовая школа», «образовательно-культурный центр», «ассоциация школ», «начальная школа-детский сад» – мы прежде всего исходим от идеи совершенствования качества образования.
Также образовательные учреждения все больше расширяют в силу своих возможностей спектры услуг, предоставляемых молодежи и взрослому населению, а также базовому хозяйству, все больше беря на себя функции социально- культурных центров в своих микрорайонах, микрорегионах и все больше развиваясь тем самым в многопрофильные образовательные учреждения. В качестве примера хочу назвать Юнгинской образовательно-культурный центр. Сегодня по линии образования и культуры здесь открыто ________кружков и студий. Работают они в разном режиме. Практически созданы минимальные условия для дополнительного образования детей. Широкими возможностями для выбора дополнительных образовательно-воспитательных услуг располагают Б.Сундырская, Москакасинская, Нискасинская, Калайкасинская, Орининская, Моргаушская, Сосновская, Адабайская общеобразовательные школы.
В условиях рыночной экономики существенным критерием для молодежи становится наличие какой-либо профессиональной подготовки. Сегодня востребованными становятся рабочие профессии. Не хватает хороших специалистов и в сельском хозяйстве. На бегущих строках телеэкранов Вы видите и оплату их труда. Выпускник учреждения начального и среднего профессионального образования, в большинстве своем имеет и общее среднее образование, и профессиональную квалификацию, и , тем самым, он социально защищен на рынке труда, а выпускник средней школы с производственным обучением- начиная от предпрофильной подготовки и завершая определенным профилем на выпуске из средней школы. Но она должна вестись на качественно иной основе. Здесь большую помощь могут оказать сами профессиональные училища, средние и высшие учебные заведения Республики. В новых условиях нужно допустить и создания в школах специальных мастерских частного сектора, которые могли бы помимо компенсации за аренду помещений, вести практические занятия школьников. Это прежде всего, что касается национальных промыслов, искусства, скульптуры, парикмахерского дела, ремонта обуви, часов и бытового обслуживания.
Мы не в состоянии сегодня в полном объеме финансировать все образовательные учреждения. Поэтому нужно модернизировать и оснастить классы для практических занятий, для подготовки школьников к различным ремеслам. Много у нас пустующих зданий детских садов, классных помещений. Вместе с главами сельских администраций надо продумать варианты их использования для коммунальной службы администрации села, разместить там почту, сберкассы и т.п. естественно с арендной платой.
Важным условием реализации программы социально-экономического развития района является здоровье населения. Как отметил в своем выступлении на августовском совещании республики Николай Васильевич Федоров – спортсменом можешь ты не быть, но быть спортивным стоит, и надо! Привития навыков здорового образа жизни- важное направление работы педагогических коллективов. Нам нужно конкурентоспособные дети, которые могли бы успешно учиться, работать и развиваться. Это мы формируем разными путями. Через спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, через систему дополнительного образования. Мы должны проводить активную пропаганду здорового образа жизни, создать в каждой школе спортивную площадку хотя бы с самыми простыми, но эффективными спортивными сооружениями- волейбольной площадкой, хоккейной коробкой, перекладиной и т.п. А кто должен отвечать за эти вопросы, как не администрации школ и местные органы самоуправления.
Как отметил в Послании Президент Чувашской Республики Николай Васильевич Федоров Государственному Совету Чувашской Республики - «самые неотложные задачи для всех уровней власти и общественности- это стимулирование развития семейной и массовой физической культуры и спорта, это сокращение потребления алкоголя, борьба со сложившейся безобразной и преступной массовой «культурой» принудительного Как отметил в Послании Президент Чувашской Республики Николай Васильевич Федоров Государственному Совету Чувашской Республики - «самые неотложные задачи для всех уровней власти и общественности- это стимулирование развития семейной и массовой физической культуры и спорта, это сокращение потребления алкоголя, борьба со сложившейся безобразной и преступной массовой «культурой» принудительного спивания гражданами друг друга , гостей , уходящей в армию молодежи. Это расширение перечня мест, запрещенных для курения, противодействие распространению наркомании, особенно – в подростковой и молодежной среде».
Такая озабоченность Президента нам вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. Свою долю
ответственности здесь несем и мы с вами. Поэтому планируя работу на новый учебный год нужно учесть, что здоровый образ жизни это не только забота семьи, но и забота государства, районной и сельской администрации. Для организации спортивно-массовых мероприятий сегодня привлекаются и базовое хозяйство, детско-юношеские спортивные школы и учреждения дополнительного образования. В районе проводятся десятки соревнований по различным видам спорта на призы главы администрации района, Героев Советского Союза, Героя социалистического труда Е.А.Андреева, Олимпийской чемпионки Валентины Егоровой, сельхозпроизводственных кооперативов, зимние и летние спартакиады школьников. Все не прочесть. Ясно одно. Сегодня школы нуждаются в новом спортивном оборудовании, которые бы привлекали и стар и млад в пустующие спортивные залы. Мы включены в инвестиционную Программу Республики по оснащению базовых школ спортивным оборудованием и инвентарем на условиях софинансирования 20% от общей стоимости проекта на общую сумму 500тыс.руб. На открытии Сосновского образовательно-культурного комплекса Министр образования России Владимир Михайлович Филиппов обещал к открытию спортивного зала полностью оснастить спортивным оборудованием и инвентарем.
В выступлениях нашего Президента и Министра образования России на августовском совещании работников образования Республики изложены основные идеи реализации Концепции модернизации образования до 2010года. Мы исходим от сегодняшних реалий. Ясно одно, что в системе образования должны произойти существенные изменения, что завтра система образования должна стать иной, чем она есть сегодня, и совершенно качественно иной, чем она была вчера. В связи с начатой реструктуризацией мы нередко слышали такого рода призыва как « Сохранить», «Не допускать», «Вернуть». Можно понять чувства, которые ими движут. Но это взгляд в прошлое, которого уже не вернуть. Надо смотреть в завтрашний день.
Сегодня на этом высоком форуме педагогов района хочу отметить высокую самоотдачу в работе многих и многих учителей и работников образования. Вы в целом всегда проявляете понимание и поддержку всех новых начинаний администрации района, депутатского корпуса, направленные на необходимые и прогрессивные преобразования в социально-экономическом развитии района.
Сегодня- высокообразованные кадры- главный фактор в реализации намеченных нами целей. Он даже важнее материальных и денежных ресурсов. Именно поэтому образование всегда было, есть и будет приоритетным направлением в нашей совместной работе.
В заключении хочу поздравить всех работников образования с началом нового учебного года! Пожелать всем новых творческих свершений во имя процветания нашего Моргаушского района. Надеюсь, что мы будем больше работать вместе, понимая и помогая друг другу.
Спасибо, спасибо всем за внимание !