Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале на презентации проекта «Родные напевы в мерцании узора». Это фотовыставка и выставка самих сурпанов в сопровождении фольклорного ансамбля «Екрем».
Мы сегодня поговорим о женском головном уборе – сурпане и поближе познакомимся с сурпанами верховых чувашей.
Чуваши делятся на три этнические подгруппы, верховые, средненизовые и низовые, которые отличаются диалектом, одеждой и некоторыми обрядами. Становление каждой из подгрупп приходится на разное время, верховые же чуваши образовались на смешении местного финно-угорского и пришлого булгарского народа, с доминированием последних. Таким образом, верховые чуваши являются носителем древней истории предков чувашей-булгар. Одним из ценнейших памятников являются –сурпаны верховых чувашей с древней вышивкой, где сохранены элементы рунического письма.
Заведено издревле было
Что внучке вышитый сурпан
Однажды бабушка дарила
Как родословный талисман
Рисунок каждый и узор
Повествовали на сурпане
О томĔ что в жизни было ране
И не забыто до сих пор.
Похожие на письмена
Рисунки эти и узоры
Впрок очаровывали взоры
И связывали времена…
Чувашская вышивка!
С давних времен восхищаются ею люди. Русский литератор А. Миних в свое время писал, «И сквозь века из рода в род у чувашей передавалось искусство, их неповторимое острое и верное чутье звука и изумительную песню».
История народа, его быт, нравственный идеал отражается в произведениях фольклора, являющегося основой творческого репертуара коллектива. Участники ансамбля выступают в чувашских национальных костюмах, неотъемлемой частью которого является головной убор – сурпан. Сурпаны свидетельствуют о высоком художественно-историческом значении народного костюма – органичной части чувашской и общемировой культуры. Отражают художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой.
Древние мастерицы в своих узорах пели песни, благословляли жизнь, почитали предков.
Имея некоторое сходство в приемах шитья, в мотивах орнамента, в колорите с вышивкой других народов Поволжья, чувашская вышивка, тем не менее, выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток.
Как писал В.В. Стасов «каждая черточка тут имеет свое значение, является словом фразой, выражением известных понятий, представлений». Утратив свою языческую символику, традиционные мотивы орнамента – круг, ромб, розетка - превратились в декоративное украшение одежды.
Разнообразие орнамента вышивки по композиционному строю, колориту, но и по стилевому решению в первую очередь относится к сурпанам - головным повязкам верховых чувашей, которые являются шедеврами народного искусства. Вышивка двусторонняя. Геометрические узоры размещаются ярусами. Концы сурпана украшались бахромой разноцветным бисером.
Рассказ о сурпанах невозможно оторвать от свадебного обряда – арам туни посвящение в жены.
Свадьба – очень яркое торжественное событие. Каждое ее действие, песни, пляски имеют свое магическое значение, у нее богатая церемония. Исстари верили, чем пышнее и торжественнее проведешь свадьбуĔ тем счастливее и удачнее сложится жизнь вступающих в брак.
Проходило время, менялась жизнь - видоизменялся свадебный обряд. Но в основе остались яркое представление; действия, имеющие глубокий смысл; много песен, плясок и веселья. Большой, незабываемый праздник.
Вкратце распишем действие – арăм туни.
Свадебный поезд невесты встречают жених с невестой и гости со стороны жениха. Они подносят хăта халăх пиво и приглашают в дом, сажают за столĕ Родственники тоже не приезжают с пустыми руками, у каждого четверть спиртного, пиво, çÿхÿ, чăкăт, которыми угощают собравшихся гостей в доме жениха.
В это время невесту посвящают в жены – арăм туни, сурпан сырăнтарни. Этот обряд обычно проводят в одной из комнат или у соседей.
Невесту одевает молодая женщина, удачливая в семейной жизни. За это невеста дарит ей платок.
Этот обряд во многих местах соблюдается и в нынешнее время. Снимают белое подвенечное платье, фату, надевают чувашскую свадебную одежду и повязывают вышитый платок. Раньше повязывали сурпан – женскую головную повязку в форме узкого полотенца с вышитыми концами. Концы сурпана должны быть равными, при этом правый конец должен быть всегда сверху. Это было главное в обряде посвящения в жены. А через определенное время после свадьбы проводился обряд – сурпан кăтартни – первый визит замужней дочери с мужем к родителям с пивом (сурпан сăри).
Сурпан – род вышитого полотенца, с которым чувашские женщины обертывают голову (у низовых) или шею (у верховых).
Сурпан замужние чувашки носили для того, чтобы не показывать им волосы им же необутые ноги считалось в старом быту непристойным и даже грехом.
Сурпан использовали и в языческих обрядах моления. Тот, кто проводил обряд, на голову одевал селек (шапка-ушанка), а на пояс завязывал сурпан.
Айтăр, тутăр кумар-и,
Варрине хура хурар-и;
Леш кассенĕн хĕрсене
Пуçне сурпан сырар-и;
Если при всем народе парень надевает на девушку сурпан, то после этого она ни за что за другого не пойдет замуж, если бы даже и не повенчанаĕ
Мы должны осознавать, что основа счастья и гармонии - это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, защитит его природную колыбель, вот почему мы решили создать выставку сурпанов «Родные напевы в мерцании узора», которая в сопровождении фольклорного ансамбля будет показывать духовность и красоту миропонимания чувашского народа.