1 января 2015 года вступил в силу целый ряд важных законов, затрагивающий права граждан в самых различных сферах общественной жизни. Предлагаем вашему вниманию их краткий обзор.
1. Минимальный размер оплаты труда
С 1 января 2015 года повышен минимальный размер оплаты труда. Теперь он составляет 5965 рублей в месяц (Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
2. Материнский капитал и пособия на детей
Размер материнского (семейного) капитала в 2015 году составит 453026 рублей. С 1 января с.г. на 1,055 будут проиндексированы пособия семьям с детьми. Это предусмотрено ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 года №384-ФЗ. К примеру, размер единовременного пособия при рождении малыша составит с учетом индексации 14497,80 рублей.
3.Социальные выплаты лицам, подвергшимся радиации
С 1 января 2015 года будут проиндексированы социальные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Размер выплат определен постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2014 года №1411. К примеру, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, составит инвалидам I группы 16338,24 рублей, инвалидам II группы - 8169,13 рублей, инвалидам III группы - 3267,64 рублей.
4. Компенсация инвалидам на содержание собак-проводников
В 2015 году ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников установлена в размере 20358,34 рублей. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об увеличении (индексации) с 1 января 2015 г. размера ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников» от 16 декабря 2014 года №1371.
5. Выплата Почётным донорам России
С 1 января 2015 года размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», установлен в сумме 12373 рубля. Это предусмотрено ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 года №384-ФЗ.
6.Увеличен возраст врачей, имеющих право на получение «сельских подъемных» в размере 1 млн рублей
Этот возраст с 35 повышен до 45 лет Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» от 1 декабря 2014 года №418-ФЗ. Условия получения денег в 2015 году остаются прежними: специалист с высшим образованием должен переехать на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок и заключить договор с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
7.Возросли более 300 ставок госпошлин
С 1 января в России возросли размеры более 300 госпошлин. Это связано с вступлением в силу Федеральных законов «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 21 июля 2014 года №221-ФЗ и 22 октября 2014 года №312-ФЗ.
Так, подорожали услуги ЗАГСа. Регистрация брака будет стоить 350 рублей вместо 200. Развод каждому супругу обойдется в 650 рублей при прежнем размере госпошлины в 400 рублей. За смену фамилии придется заплатить 1,6 тыс. рублей (ранее 1 тыс. рублей).
Увеличена госпошлина за выдачу российских и заграничных паспортов. За получение паспорта гражданина РФ необходимо платить 300 рублей вместо 200. Замена российского паспорта (потерянного или пришедшего в негодность) будет стоить 1,5 тыс. рублей (ранее 500 рублей). Госпошлина за выдачу обычного загранпаспорта взрослому увеличилась с 1 тыс. до 2 тыс. рублей, за загранпаспорт нового образца необходимо отдать 3,5 тыс. рублей вместо 2,5 тыс. За обычный загранпаспорт для ребенка родителям придется заплатить 1 тыс. рублей вместо 300, а за документ нового поколения – 1,5 тыс. вместо 1,2 тыс. рублей.
Вырос размер пошлин за выдачу водительских прав на пластиковой основе – с 800 рублей до 2 тыс., а международного водительского удостоверения – с 1 тыс. до 1,6 тыс. рублей. Постановка автомобиля на учет с выдачей номеров подорожала с 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей. Стоимость паспорта технического средства повысилась в цене с 500 до 800 рублей.
Увеличены размеры госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Граждане за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество будут уплачивать государственную пошлину в размере 2 тыс. рублей вместо 1 тыс., а организации – 22 тыс. вместо 15 тыс. рублей.
Повышен размер государственной пошлины и за регистрацию права собственности в упрощенном порядке («дачная амнистия»). Вместо 200 рублей придется заплатить 350.
Подорожала и регистрация договора участия в долевом строительстве. Граждане выложат за нее 350 рублей, а организации - 6 тыс. рублей. Раньше физические лица платили 200 рублей, а юридические – 4 тыс. рублей.
Следует отметить, что граждане, пользующиеся Единым порталом государственных и муниципальных услуг, при оплате госпошлин могут до 1 января 2019 года рассчитывать на понижающий коэффициент 0,7 к размеру пошлины.
8. До 200 тыс. рублей увеличены штрафы за нарушения трудового законодательства
С 1 января 2015 года в КоАП РФ ужесточена ответственность за нарушения законодательства о труде. Если раньше штрафы для должностных лиц составляли от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, то теперь они увеличены до 50 тыс. и 200 тыс. рублей соответственно. Это связано с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ.
В КоАП введены новые составы административных правонарушений в сфере трудового законодательства.
В их числе:
- фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что согласно Трудовому кодексу РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома работодателя или его уполномоченного представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Если работник был допущен к работе не уполномоченным на то лицом, то штраф для гражданина составит от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. При повторном нарушении гражданину грозит штраф в размере 5 тыс. рублей, а должностному лицу – дисквалификация (лишение должности) на срок от 1 года до 3 лет;
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что работник, оформленный по гражданско-правовому договору, лишен множества гарантий, предоставляемых трудовым законодательством: права на отпуск, оплату больничного листа, пенсионные отчисления и т.д. За совершение данного правонарушения должностным лицам грозит штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, предпринимателям – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, юридическим лицам – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. При повторном нарушении должностное лицо будет дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а предприниматель подвергнут штрафу в размере от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. Санкции же для юридического лица составят уже от 100 тыс. до 200 тыс. рублей;
- допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня, смены (ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ). За это должностное лицо и предпринимателя подвергнут штрафу в размере от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, а организацию - в размере от 110 тыс. до 130 тыс. рублей;
- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). За совершение данного правонарушения должностному лицу и предпринимателю грозит штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, а предприятию - от 130 тыс. до 150 тыс. рублей.
Согласно ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ повторное нарушение законодательства об охране труда обернется для руководителя штрафом в размере от 30 тыс. до 40 тыс. рублей или лишением должности на срок от 1 года до 3 лет, для предпринимателя - таким же штрафом или приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Предприятие могут оштрафовать от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или приостановить его деятельность на срок до 90 суток.
В соответствии с ч.23 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания гострудинспектора влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на предпринимателей - штрафа в таком же размере, а на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
9. До 500 тыс. рублей предусмотрены штрафы для управляющих компаний, нарушающих закон
С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, внесенные
Федеральным законом «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» от 21 июля 2014 года №255-ФЗ.
В частности, в КоАП РФ введены две новые статьи об ответственности управляющих компаний.
Так, согласно ст.14.1.3 КоАП РФ управление многоквартирными домами без лицензии влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на предпринимателей – штрафа от 150 тыс. до 250 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц - штрафа от 150 тыс. до 250 тыс. рублей.
А управление домами с нарушением лицензионных требований обернется для должностных лиц штрафом в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или дисквалификацией на срок до 3 лет, для предпринимателей – штрафом от 250 тыс. до 300 тыс. рублей или дисквалификацией на срок до 3 лет, для юридических лиц - штрафом от 250 тыс. до 300 тыс. рублей.
В соответствии с ст.7.23.3 КоАП РФ нарушение правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами влечет штраф на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на предпринимателей и юридических лиц - от 150 тыс. до 250 тыс. рублей.
В целях обеспечения нормальных условий жизнедеятельности жильцов в случае прекращения действия лицензии или ее аннулирования у управляющей компании в Жилищном кодексе РФ указано, что компания обязана управлять многоквартирными домами до появления новой управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений, государственной регистрации ТСЖ, жилищного кооператива и т.д. Если же управляющая компания прекратит обслуживание домов, то ее ждут очень серьезные санкции. Так, штраф для юридических лиц составит от 150 тыс. до 500 тыс. рублей, для предпринимателей – от 150 тыс. до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, для должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет.
Кроме того, ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ введены санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Для должностных лиц - это штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3лет, для юридических лиц - штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
10. До 700 тыс. рублей установлены штрафы за транспортировку древесины без сопроводительного документа
С 1 января 2015 года вступила в силу ч.5 ст. 8.28.1 КоАП РФ, введенная Федеральным законом «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 28 декабря 2013 года №415-ФЗ.
Согласно данной норме транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой, а на юридических лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
Форма сопроводительного документа и Правила его заполнения определены
постановлением Правительства РФ «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» от 21 июня 2014 года №571.
11. ЖКХ. Оплата коммунальных услуг по приборам учета станет выгодней
С целью стимулирования установки приборов учета коммунальных ресурсов с 1 января 2015 года начинают применяться поэтапно повышаемые коэффициенты платы за коммунальные услуги. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» от 16 апреля 2013 года №344.
Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов:
с 1 января по 30 июня 2015 года - 1,1;
с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 1,2;
с 1 января по 30 июня 2016 года - 1,4;
с 1 июля по 31 декабря 2016 года - 1,5;
с 2017 года - 1,6.
При этом к обязанности исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, отнесено направление средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Также предусмотрено, что исполнитель вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Указанный акт в течение трех дней со дня его составления исполнитель направляет в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления собственника (или постоянно проживающего потребителя коммунальных услуг) и (или) на основании административного протокола, составленного уполномоченными органами.
12. Уточнены требования к шинам
С 1 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» от 15 июля 2013 года №588. В частности, в новой редакции изложен п.5.1 (колеса и шины) Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Изменения затронули грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и прицепы, технически допустимая масса которых тоже не более 3,5 тонн (транспортные средства категорий N1, О1, О2). Ранее на таких автомобилях резина могла использоваться до тех пор, пока не останется 1 мм протектора. С 1 января 2015 года требования будут чуть более жесткими - 1,6 мм.
Требования к шинам мотоциклов, мопедов, грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн и прицепов с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, автобусов остались прежними. Напомним, что не допускается эксплуатация транспортных средств, если остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
для транспортных средств категорий L (мопеды, мотоциклы) - 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 (грузовики с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн и прицепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн) - 1 мм;
для транспортных средств категорий M1 (легковые автомобили) - 1,6 мм;
для транспортных средств категорий M2, M3 (автобусы) - 2 мм.
Нельзя использовать транспорт, если остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S", во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Напомним также, что с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, в п.5.5 Приложения №8 которого записано:
- запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август);
- запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям регламента в зимний период (декабрь, январь, февраль). Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.
Согласно ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 500 рублей.
13.Установлена обязанность граждан сообщать в налоговую инспекцию об объектах налогообложения, по которым они не получают уведомлений
Физические лица уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда в налоговый орган своевременно не поступает информация о приобретении гражданами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.
С 1 января 2015 года введена новая обязанность физических лиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги. Предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не нужно, если гражданин получал налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.
Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения гражданин должен представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налогоплательщики, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, должны до 31 декабря 2015 года представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налогов или налога на имущество начинается с 2015 года независимо от того, как долго физическое лицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком. Это следует из Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 2 апреля 2014 года N52-ФЗ.
12.01.2015 Прокуратура Моргаушского района ЧР