Многие эксперты считают, что внутренний кадровый потенциал российского села практически истощен. Подтвердит ли это мнение Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая начнется в июле этого года?
Далеко не секрет, что, если в городе родители уговаривают ребенка обязательно закончить среднюю школу, то на селе после девятого класса всеми правдами и неправдами стремятся выпихнуть его «в люди». Пусть там, в городе, получит любую специальность, но лишь бы не возвращался назад. Тех, кто прочит детям сельскую долю, очень немного. Всего 3%. Вот и растет миграция молодежи из деревни. По некоторым оценкам, на нее приходится почти половина выбывшего сельского населения. А к этому надо добавить бегство в город сельской интеллигенции – агрономов, учителей, медиков, работников культуры. Поэтому вполне закономерен вопрос: а кто, собственно, будет в ближайшем будущем трудиться в российском АПК?
В «Общероссийском классификаторе специальностей по образованию» значится три десятка специальностей, которые напрямую относятся к сельскому хозяйству. Но разве не нужны на селе строители, дорожники, газовики, связисты, коммунальщики, пищевики и представители еще многих профессий, без которых невозможно сегодня организовать цивилизованную жизнь поселка или деревни! Сколько их потребуется хотя бы в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК»? Скорее всего, на этот вопрос не ответит и министр сельского хозяйства.
Прежде чем строить масштабные планы обеспечения АПК профессиональными кадрами, неплохо бы разобраться, а чем мы располагаем на сегодняшний день. Это всего лишь один из длинной череды вопросов, на которые должна ответить предстоящая сельхозперепись.
Раздел «Трудовые ресурсы» присутствует в трех из четырех форм опросных листов, разработанных Росстатом. Они предназначены сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и владельцам личных подсобных хозяйств. Поскольку в последнем случае масштабы производства сельхозпродукции, как правило, достаточно скромные, то и информация, которую будет собирать переписчик, будет включать лишь число людей, занятых в хозяйстве. Зато в колхозе или агрокомплексе переписчик не только поинтересуется численностью постоянных и сезонных работников в прошедшем и нынешнем году и тем, сколько они отработали человеко-часов, но и постарается выяснить пол, возраст и образование тех, кто на момент переписи оформлен на работу в этой организации. Ее руководителю зададут также вопрос о трудовом стаже и о том, сколько лет он отдал сельскому хозяйству.
Примерно такой же набор вопросов получит и глава крестьянского хозяйства. С той лишь разницей, что его дополнительно спросят, является ли работа на ферме основным занятием и сколько работников у него трудится.
И, конечно же, организаторов переписи будут интересовать вопросы, связанные с сельской инфраструктурой: дороги, доступ к электроснабжению и сетям тепло- и водоснабжения, газ, телефонная связь, очистные сооружения и т.д. Другими словами то, что пока в России встречается далеко не в каждом селе, но в ближайшем будущем должно обязательно быть. Для чего нужна подобная информация, понятно: имея в своем распоряжении все эти данные, государство сможет грамотно строить аграрную политику, более целенаправленно оказывать помощь тем, кто живет и трудится на селе.
По сообщениям Росстата