Вопрос о земле, как и почти век назад, остается важнейшим в России. Между тем, точного ответа о том, сколько у нас сельхозугодий и как они используются, сегодня не найти ни в одной федеральной структуре. Возможно, ясность, наконец, внесет начинающаяся в июле Всероссийская сельскохозяйственная перепись.
Официальные справочники весьма невнятно высказываются на эту тему, стараясь оперировать не гектарами и квадратными километрами, а процентами. Дескать, площадь пашни в России – 8%, а территория пастбищ – 4%. Да и то данные эти аж за 1993-й год. С тех пор, надо полагать, не один миллион гектаров успел бурьяном порасти.
Собственно, если воспользоваться калькулятором и оценками Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, то наши потери обретают вполне конкретные очертания. 1993-й – 137 миллионов гектаров, 2003-й – 117 миллионов. Двадцать миллионов гектаров как корова языком слизнула. А кусок – не маленький, седьмая часть тех самых земель, по площади которых мы еще совсем недавно были в составе мировой тройки стран, богатых пашнями. Кстати, значительная часть из них относилась к числу высокоплодородных или, проще говоря, черноземных.
Впрочем, и с оставшимися угодьями ситуация не совсем ясна. Во всяком случае, не по всей территории России. Где-то учет ведется, где-то контролирующие органы в связи со сменой собственников и арендаторов окончательно запутались в подсчетах. В этом плане очень показательно высказывание заместителя председателя Московской областной регистрационной палаты Елены Сарьян:
- Нам известно, что в регионе сейчас зарегистрировано 7 200 крестьянско-фермерских хозяйств. При этом 6 000 из них не работают, не ведут никакой хозяйственной деятельности. То есть земля пустует. Вот как бы и вся информация о них. Но с крупными сельхозпроизводителями дело обстоит еще сложнее. За прошедшие пятнадцать лет у многих произошла серьезная реорганизация. И понятно, что после смены собственников, после реализации части земель, с их передачей аграрным хозяйствам и с их отчуждением достоверной картины по состоянию землепользования у нас нет. Поэтому для Московской области сельхозперепись крайне необходима, поскольку ее результаты позволят разработать и стратегические, и тактические планы развития АПК. А в конечном счете – поднятия уровня жизни сельского населения.
Так что сбор информации о землепользовании будет одной из основных задач всероссийской переписи. Поэтому разделы «Земельные ресурсы и их использование» присутствуют во всех четырех формах анкет, разработанных Росстатом. На вопросы, содержащиеся в них, предстоит ответить руководителям сельхозорганизаций, главам фермерских и владельцам личных подсобных хозяйств, членам садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных объединений. Им нужно будет объявить переписчикам, какова общая площадь земли, находящейся в собственности, сколько земли арендует хозяйство либо передало в пользование другим лицам.
Естественно, представителей Росстата будет интересовать и как используется эта земля. А именно: сколько приходится на пашню, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, залежь, есть ли в хозяйстве орошаемые или осушаемые земли. Кроме того, фермеров попросят сообщить о размере участков, занятых под постройки и декоративные насаждения. А вот вопросы к дачникам сведутся лишь к общей площади земли, принадлежащей объединению, и формах собственности на нее.
Как это ни тривиально звучит, но земля – наше главное богатство. Распоряжаться им надо мудро и бережно. И уж тем более знать, сколько его у нас, что мы сможем передать в наследство своим детям.
По сообщениям Росстата