Для многих взрослых 1 июня 2014 года стало знаковой датой.
С этого дня в России вступил в силу ряд положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Напомним, что в целом данный акт действует чуть больше года, с 1 июня 2013 года. Однако в связи с необходимостью проведения определенных подготовительных мероприятий некоторые нормы Федерального закона стали обязательными лишь накануне.
Так, отныне, заходя в кафе, или заказывая столик по телефону, Вы не услышите вопроса администратора: «Курящая или некурящая зона?». Курение в кафе, ресторанах, барах и других помещениях общественного питания запрещено. Кроме того, запрещено курить в помещениях гостиниц, магазинов и торговых центров, в нестационарных торговых объектах.
При этом на лиц, оказывающих услуги в названных сферах, ложится обязанность контролировать соблюдение данного запрета. В противном случае они будут оштрафованы на сумму от 30 до 40 тысяч рублей, если являются индивидуальными предпринимателями, и от 60 до 90 тысяч рублей - юридическими лицами. На самих граждан-нарушителей будет наложен штраф от 500 рублей до 1 тысячи рублей.
Вне закона курение в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, а также на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки и высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.
Следует отметить, что собственник или другое уполномоченное лицо может принять решение о возможности курения на судах, находящихся в дальнем плавании, а также при оказании услуг по перевозкам пассажиров, но только в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции.
С 1 июня 2014 года сократилось число мест, где разрешена розничная торговля табачной продукцией. Теперь ее реализация возможна только в магазинах и павильонах. При этом Федеральным законом установлено, что под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под павильонами – строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Во всех остальных торговых объектах (ларьках, киосках) торговать табачной продукцией запрещено. Отдельно прописан запрет на продажу табака на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом (самый распространенный из них – через интернет), а также с использованием автоматов.
Единственное исключение: в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в иных точках продажи, а также развозная торговля.
Под полный запрет попала торговля табачной продукцией на территориях и в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитенов. Исключение здесь сделано только для магазинов беспошлинной торговли – там табачные изделия продавать можно.
Отдельно следует отметить, что и при реализации табачной продукции в магазинах и павильонах с 1 июня действуют новые правила. Так, запрещена выкладка табачной продукции на прилавках. Информация о ней доводится посредством размещения в торговом зале специального перечня, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне в алфавитном порядке. В перечне должна быть указана цена без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю может осуществляться по его требованию после ознакомления с указанным перечнем.
Также напоминаем, что недопустима торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем 20 штук в пачке, розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, а также табачными изделиями без потребительской тары.
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями на граждан возлагается административный штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
Ещё одним нововведением стало требование о показе социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время произведения аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.