Моргаушский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

О программе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года

 

С 1 по 25 июля 2006 года в нашей стране пройдет Всероссийская сельскохозяйственная перепись, или, как ее сокращенно называют - ВСХП. Значение этой акции трудно переоценить. Она жизненно необходима России, поскольку позволит получить данные об условиях жизни и труда почти четверти населения России, занятого в агропромышленном секторе, то есть сельчан и частично горожан, у которых есть дачные и садовые участки. Другими словами, перепись охватит всех тех, кто имеет прямое и косвенное отношение к производству сельхозпродукции. По России в ней примут участие более 50 тысяч сельхозорганизаций, около 270 тысяч фермерских хозяйств, 40 тысяч индивидуальных предпринимателей, 24 миллиона личных подсобных хозяйств, более 67 тысяч садоводческих, огороднических и других объединений граждан. В том числе по Чувашской Республике соответственно более 1000 сельхозорганизаций, около 2000 фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 270 тысяч личных подсобных хозяйств и более 700 садоводческих, огороднических объединений. 

Необходимость проведения переписи назрела давно. Это совершенно естественно, ведь за последние годы ситуация на селе изменилась коренным образом. За минувшие полтора десятилетия возникли новые земельные отношения, прошла реорганизация сельхозпредприятий, изменилась структура собственности, большую роль в продовольственном обеспечении стали играть личные подсобные хозяйства.

По словам главы Министерства сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, отсутствие исчерпывающей информации о состоянии аграрного сектора не позволяет принимать эффективные решения. В особенности это касается личных подворий, на которых сейчас, по оценкам, выращивается до 90% картофеля и до 80% других овощей. А без точной информации невозможно планировать политику государства, определять приоритеты помощи селу и осуществлять продуктивные действия, конечная цель которых улучшить жизнь сельчан.

Во всех государствах с развитым аграрным сектором экономики сельскохозяйственная перепись проходит не реже, чем раз в десять лет. В настоящее время в Австралии и Новой Зеландии их проводят ежегодно, в Германии и Нидерландах – раз в четыре года, в Соединенных Штатах и Канаде – каждые пять лет. Между тем, последняя сельскохозяйственная перепись проходила в России в 1920 году. Затем проводились специализированные переписи посевных площадей, плодово-ягодных насаждений и виноградников, поголовья скота, находящегося в собственности у населения. Таким образом, полномасштабной сельскохозяйственной переписи в нашей стране не было 85 лет.

Концепция проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи разрабатывалась на основе рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН) и других международных организаций. Но при этом, конечно же, учитывалась российская специфика, связанная с географическими, природно-климатическими, демографическими, социально-экономическими и иными особенностями нашей страны и сельского хозяйства.

 

Цели ВСХП

Проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи предусмотрено Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Ее цели, принципы, правовые механизмы определены федеральным законом «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».

Среди целей ВСХП значится:

         формирование федеральных информационных ресурсов, содержащих сведения об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства, о наличии и об использовании его ресурсного потенциала для разработки прогноза развития сельского хозяйства и мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства;

         формирование системы статистического учета в области сельского хозяйства;

         обеспечение возможности получения статистической информации в области сельского хозяйства в отношении каждого муниципального образования;

         обеспечение возможности сопоставления итогов сельскохозяйственной переписи с используемыми в международной практике статистическими данными в области сельского хозяйства.

От успешного проведения переписи прямо зависят перспективы развития агропромышленной отрасли, благополучие людей, которые живут и трудятся на земле. Полученные в ее ходе данные позволят укрепить продовольственную безопасность нашей страны, улучшить состояние ее продовольственного рынка: количество, разнообразие, качество продуктов питания, цены, по которым мы их будем приобретать, а, значит, и доступность полноценного питания для самых широких слоев населения. Наконец, ВСХП будет способствовать успешной реализации подготовленного по инициативе президента России Владимира Путина национального проекта, направленного на достижение, в том числе, и этих целей.

 

Виды переписных листов

Для различных категорий сельскохозяйственных производителей разработаны четыре формы переписных листов. Программа переписных листов форм 1, 2, 3 содержит практически одинаковые блоки вопросов. В то же время переписные листы имеют отличительные особенности, характерные для каждой категории хозяйств, в частности, в форму № 1 включен вопрос о распределении уставного капитала (фонда) между акционерами (учредителями). В формы № 1 и 2 включены вопросы о развитии кооперативных связей, участии в различных сельскохозяйственных потребительских кооперативах и агропромышленных образованиях; о наличии перерабатывающих мощностей. В форме № 3 появляется вопрос об услугах, оказываемых личному подсобному хозяйству и др. В форме № 4 состав показателей существенно сужен.

 

Форма №1 «Переписной лист сельскохозяйственных организаций» адресована руководителю организации или уполномоченному им лицу и состоит из 8 разделов: 

общая характеристика;

 

трудовые ресурсы и их демографические характеристики;

земельные ресурсы и их использование;

посевные площади сельскохозяйственных культур и площади многолетних насаждений;

поголовье сельскохозяйственных животных;

реализация сельскохозяйственной продукции;

инфраструктура, технические средства и производственные помещения;

распределение уставного капитала (фонда) между акционерами (учредителями).

 

Форма №2 «Переписной лист крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей» содержит следующие разделы:

● общая характеристика хозяйства, включая год и способ создания, а также виды экономической деятельности, которыми хозяйство занималось в 2005 году, кому принадлежит имущество хозяйства, кто осуществляет управление им, входит ли хозяйство (является акционером) в сельскохозяйственное, агропромышленное общество, сельскохозяйственный или потребительский кооператив;

● трудовые ресурсы и их демографические характеристики, включая пол, возраст, образование, стаж работы, в том числе в сельском хозяйстве, главы фермерского хозяйства, а также число занятых в хозяйстве членов семьи, наемных работников на постоянной основе, сезонных работников, их пол, возраст, образование, имеют ли они другие источники средств существования;

● земельные ресурсы и их использование, включая характеристику земель хозяйства как закрепленных за хозяйством, так и фактически используемых в 2006 году; распределение по видам сельхозугодий, а также по правам на земельные участки;

● посевные площади сельскохозяйственных культур, включая размеры всей посевной площади и по видам сельскохозяйственных культур; площади и количество насаждений плодово-ягодных культур, виноградников и других многолетних насаждений;

● поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 июля 2006 года;

● реализация сельскохозяйственной продукции по итогам 2005 года (какая часть основных видов сельскохозяйственной продукции собственного производства продана организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд, организациям промышленности и оптовой торговли, на рынках, биржах, аукционах, через собственную торговую сеть и организации общественного питания, в порядке оплаты труда, по бартеру и др.);

● инфраструктура, технические средства и производственные помещения, которыми располагает хозяйство, а также привлекало ли хозяйство сельскохозяйственную технику сторонних организаций на проведение сельскохозяйственных работ за последние 12 месяцев, и какие перерабатывающие мощности есть в хозяйстве.

 

Форма №3 «Переписной лист личных подсобных и других индивидуальных хозяйств населения» включает следующие разделы:

● общая характеристика (включая число лиц, проживаемых с респондентом, производило ли хозяйство сельскохозяйственную продукцию в 2006 году и с какой целью, являются ли члены семьи членами сельскохозяйственного потребительского кооператива);

● трудовые ресурсы (число членов семьи, занятых в хозяйстве, и привлекались сезонные работники для выполнения сельскохозяйственных работ в 2005 году);

● земельные ресурсы и их использование включая характеристику земель хозяйства как закрепленных за хозяйством, так и фактически используемых в 2006 году; распределение по видам сельхозугодий, а также по правам на земельные участки;

● посевные площади сельскохозяйственных культур и площади многолетних насаждений, включая размеры всей посевной площади и по видам сельскохозяйственных культур; площади и количество насаждений плодово-ягодных культур, виноградников и других многолетних насаждений;

● поголовье сельскохозяйственных животных по состоянию на 1 июля 2006 года;

● реализация сельскохозяйственной продукции (какая примерно часть сельскохозяйственной продукции реализуется);

● инфраструктура, технические средства и производственные помещения;

● услуги, оказываемые личному подсобному хозяйству (в том числе кто и какие услуги оказывает).

 

Форма № 4 «Переписной лист садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных некоммерческих объединений граждан» содержит следующие разделы:

 общая характеристика (в том числе специализация объединения, юридический статус, членство в местной или в межрайонной ассоциации некоммерческих объединений, а также имеет ли объединение связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием, телефонную связь, автономные источники водоснабжения, автономные источники теплоснабжения).

 земельные ресурсы и их использование (включая общую площадь земель объединения, виды прав на земельные участки граждан).

В приложение к форме № 4 включены показатели, характеризующие деятельность членов некоммерческого объединения, включая разделы:

-- общая характеристика, включая общую площадь участка, в том числе площадь, занятую: а) постройками, сооружениями, дорожками, б) газонами и декоративными насаждениями; 

 посевные площади сельскохозяйственных культур и площади многолетних насаждений, включая виды сельскохозяйственных культур и площадь их посевов; площади и количество многолетних насаждений и ягодных культур, в том числе, в плодоносящем возрасте по состоянию на 1 июля 2006 года;

Обследование по этой форме будет проводиться выборочно. Обследоваться будут все объединения, при этом внутри каждого объединения будет отбираться не менее 30% от всех освоенных участков членов объединения.

 

Ответственные за перепись

Правительство придает огромное значение переписи. Об этом свидетельствует уже одно перечисление федеральных органов, которые привлечены к ее организации. В список вошли Комиссия Правительства РФ по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса,  Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство финансов. У каждого из них свои задачи и обязанности.

Головной, координирующей организацией, отвечающей за проведение переписи, ее финансовое и методологическое обеспечение, обработку полученных сведений, подведение итогов переписи, их опубликование и хранение, а также обеспечение сохранности переписных листов и иных документов, является Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).

Естественно, что самое активное участие в этой работе должны принять исполнительные власти субъектов Российской Федерации и органы самоуправления.

 

Переписчики

Сельчанам, владельцам подсобных хозяйств, дачных и огородных участков – в общем, практически всем сельхозпроизводителям придется иметь дело непосредственно с переписчиками. Готовить, инструктировать, организовывать их работу будут территориальные органы Росстата.

Опыт проведения подобных мероприятий показывает, что степень достоверности полученных данных напрямую зависит от того, доверяют ли местные жители переписчику, является ли он в их глазах уважаемым человеком. Поэтому сами переписчики будут рекрутироваться, в первую очередь, из лиц, проживающих и работающих в этой местности. Эти внештатные работники будут набираться преимущественно из числа сельских специалистов: агрономов, бухгалтеров, учителей, ветеринаров. То есть людей, которых на селе знают и которым доверяют. Многие из них уже имеют необходимый для этого опыт, так как участвовали во Всероссийской переписи населения 2002 года. Кроме них к проведению переписи, скорее всего, привлекут учащуюся молодежь, студентов старших курсов сельскохозяйственных и экономических вузов и колледжей. Для них это хорошая практика, а также и возможность узнать, как живет сегодня село. Конечно, труд привлеченных к этой работе людей будет оплачен.

Всего во Всероссийской сельскохозяйственной переписи примут участие более 200 тысяч человек: уполномоченные по вопросам переписи, координаторы, инструкторы и переписчики. В том, что касается последних, то их ежедневная норма – 6 объектов, подлежащих переписи. Всем им будут выданы удостоверения, которые они обязаны предъявлять руководителям хозяйств и частным лицам.

 

Сбор информации

От кого переписной персонал будет получать информацию? От руководителей сельскохозяйственных организаций, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, собственников, пользователей, владельцев или арендаторов земельного участка. Если они по каким-то причинам не могут принять участие в переписи, то информацию может предоставить уполномоченный ими на то их представитель.

Задача переписчиков получить нужные им сведения в обязательном порядке, поэтому, если они не застали нужного им человека дома, они обязаны повторно придти к нему. Дабы упростить эту процедуру, с переписчиком можно связаться через переписной участок, чтобы договориться о встрече.

Заполнять переписной лист в соответствии с законом о сельскохозяйственной переписи положено на русском языке. Однако в республиках, в местах компактного проживания коренных малочисленных народов опрос физических и юридических лиц может осуществляться и на их языке или на государственном языке соответствующей республики. В отдельных случаях опрос может проводиться на том языке, которым владеет опрашиваемый.

 

Сохранность информации

В федеральном законе «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» записано, что содержащиеся в переписных листах сведения об объектах сельскохозяйственной переписи признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению и используются в целях формирования соответствующих информационных ресурсов. Они не могут быть использованы для причинения вреда физическим и юридическим лицам – объектам переписи. Эти положения исходят из принципа неприкосновенности частной жизни и прав собственника.

Кроме того, все анкеты – анонимные. В них не фиксируются ни фамилия, имя и отчество, ни адрес опрашиваемого лица. Организаторы переписи неоднократно подчеркивали, что она не имеет ничего общего с фискальными целями. Информация персонального характера не может быть передана в налоговые органы и в органы внутренних дел. Закон это запрещает.

Обработка данных будет осуществляться в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, подделки или иного искажения. В одном из своих выступлений глава Росстата Владимир Соколин, ссылаясь на опыт проведения Всероссийской переписи населения 2002 года, отметил, что «в электронную базу итогов переписи попасть просто невозможно – это совершенно отдельные устройства хранения, которые не связаны ни с какими сетями». Надежно будет защищена информация и на бумажных носителях. «Бланк с ответами оторван в буквальном смысле от ваших координат, и хранятся они в разных местах, - подчеркнул Владимир Соколин. – Чтобы это найти и сложить одно с другим, надо быть, как минимум, Штирлицем».

Кстати, при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения многие предсказывали, что базы данных станут достоянием гласности, но эти опасения не оправдались: вся информация была представлена только в обобщенном виде. Более того, после подведения итогов все переписные листы были уничтожены. То же будет сделано с ними и по завершении анализа сведений, полученных в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также иные лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в переписных листах сведениям об объектах ВСХП и допустили утрату или разглашение этих сведений или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перепись для физических лиц – дело добровольное. Никто не имеет права принуждать человека к даче информации. Но вместе с тем участие в переписи – общественный долг каждого гражданина России. В законе о переписи так и записано: «общественная обязанность».

 

Что даст перепись россиянам?

Сельское хозяйство, как никакая другая отрасль российской экономики, нуждается в государственной поддержке, в инвестициях, в продуманной и действенной политике. Не случайно Владимир Путин отмечал, что среди беднейших граждан страны большинство составляют как раз сельские жители, но «российское село может и должно быть экономически успешным и инвестиционно привлекательным». А для этого, подчеркнул президент, «обязательно нужно поддерживать сельское хозяйство, но нужно, чтобы формы, инструменты помощи были эффективными». Это можно сделать, лишь располагая достоверной информацией о проблемах, которые сегодня стоят перед аграрным сектором.

Перепись можно и следует рассматривать как первый этап начала серьезных преобразований на селе. Это своего рода подготовка к старту, когда взвешиваются силы и возможности, определяются стратегия и тактика движения. От точности данных, от верности анализа зависит очень многое – сможем ли мы правильно рассчитать наши усилия, верно определить цели, приоритеты и способы их достижения.

Задачи переписи сугубо практические и конкретные. Зная, что происходит в агропромышленном комплексе, какие имеются проблемы в частном секторе, государство сможет решить самую важную конечную задачу – улучшить жизнь крестьян, ликвидировать разрыв между городом и деревней в оплате труда, в социально-бытовых условиях. И все участники переписи могут быть уверены, что сообщенная ими информация не будет «положена под сукно», не станет пылиться в архивах, а послужит делу преобразования российского села, реальному улучшению положения людей, которые там живут и трудятся.

 

 

Система управления контентом
429530, с.Моргауши, ул.Мира, д.6
Телефон: 8(83541) 62-58-81, 62-2-36, 62-1-34
Факс: 8(83541) 62-1-64
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика