Информационно-разъяснительная работа направлена на популяризацию Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в период ее подготовки и проведения. Её целью является добровольное и добросовестное участие населения в переписи, т.е. готовность предоставить необходимую информацию переписчикам и достоверно ответить на вопросы, обозначенные в переписных листах.
Для наиболее полного охвата сельской аудитории необходимо заранее составить календарный график событий. График должен содержать в себе следующую информацию:
- полное название мероприятия;
- ключевые темы мероприятия;
- время и место проведения;
- список участников;
- возможные формы представления ВСХП – 2006;
- выступления представителя органов статистики перед массовой аудиторией;
- оформление стенда (стенды оформляются в общественных местах города, поселка, района, крупного населенного пункта: в домах культуры, библиотеках, в здании администрации, в поликлиниках, на автобусных остановках и т.д.).
К наиболее распространенным типам мероприятий, которые могут быть использованы в целях популяризации ВСХП – 2006, можно отнести дни города (района, села и пр.), праздники, связанные с сельской тематикой (посевная или сбор урожая), профессиональные праздники тружеников села (День работника сельского хозяйства, День животновода, Акатуй и пр.), совещания работников сельского хозяйства, национальные праздники и пр.
В процессе взаимодействия отдела статистики с районными и городскими органами власти и местного самоуправления необходимо решить несколько задач:
а) организация содействия органов власти включению переписной тематики в существующую программу мероприятий;
б) посредничество местных органов власти и самоуправления в установлении прямых контактов отдела статистики с другими социально значимыми институтами и персоналиями;
в) включение переписной тематики в программу публичных выступлений представителей местных органов власти и самоуправления.
Руководство крупных сельскохозяйственных предприятий, представители сельской интеллигенции (врачи, учителя, священнослужители и т.д.) зачастую воспринимаются гражданами примерно так же, как представители органов власти, тем более что нередко они сочетают свою деятельность с работой в местных органах законодательной власти. По сути, они являются неформальными лидерами общественного мнения, авторитетная поддержка которых придаст переписи дополнительный вес.
Если участие сельской интеллигенции в информационно-разъяснительной работе будет происходить в рамках официальной части мероприятий, то сотрудничество с организациями культуры и общественными организациями должно вписываться в развлекательную часть. Здесь желательно избегать длинных выступлений и делать акцент на включение переписной тематики в проводимые конкурсы, викторины, эмблемы спортивных соревнований и концертов. Действенным способом агитации является раздача призов и различных сувениров с переписной символикой.
Если в рамках мероприятия предусмотрено проведение семинаров, дискуссионных собраний, представитель отдела статистики может воспользоваться этой возможностью и выступить по теме сельскохозяйственной переписи с более обширным материалом.
Для популяризации ВСХП-2006 можно использовать практически все праздники и общественно-массовые мероприятия.
Сотрудничество со средствами массовой информации заключается в обеспечении максимально широкого и объективного освещения тех мероприятий, где будет звучать тема сельскохозяйственной переписи.
Если сам праздник занимает, как правило, 1–2 дня, то его освещение в прессе – до и после мероприятия – длится значительно дольше. Это создает возможность проводить мероприятия в рамках праздника, связанных с переписной тематикой; освещать мероприятия не только в день их проведения, но и при подведении итогов; практиковать выступления представителей отдела статистики, приуроченных к праздничным мероприятиям.
Стандартная программа проведения мероприятий включает в себя официальную и неофициальную части. Во время официальной части открывают праздник руководители района, депутаты, руководители крупных агрохозяйств, объединений, представители сельской интеллигенции. По предварительной договоренности в эти выступления должна быть включена тематика ВСХП-2006. Можно организовать отдельное выступление представителя отдела статистики, касающееся сельхозпереписи.
Неофициальная часть праздника включает в себя выступления творческих коллективов, спортивные состязания и игры, юмористические конкурсы, викторины и т.д. Этот список можно дополнить юмористическими конкурсами и состязаниями, посвященными знанию особенностей сельхозпереписи, истории сельского хозяйства края, местных традиций и обрядов, связанных с сельским хозяйством. Победители конкурсов в качестве призов могут награждаться сувенирной продукцией по тематике ВСХП, выделенной отделом статистики, а также недорогими шуточными сувенирами, приобретенными за счет средств местного бюджета, например, пакетиками с семенами растений, семечками, орехами и т.д.
Место проведения праздника должно быть оформлено (по согласованию с его организаторами) плакатами, листовками, рассказывающими о ВСХП-2006.
Использование праздников и других массовых мероприятий для агитации в пользу сельхозпереписи является сравнительно новой формой информационно-разъяснительной работы.
Газеты с публикациями о Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, тексты интервью, бесед на радио и телевидении (с переводом, в случае опубликования на чувашском языке) просим направлять в отдел статистики сельского хозяйства. На всех опубликованных материалах нужно обязательно указать название, дату выхода и номер газеты.
В порядке обмена опытом и для использования в работе направляем план проведения информационно-разъяснительной работы на 2005 год по вопросам ВСХП 2006 года.
Доработанный план проведения информационно-разъяснительной работы на 2005 год просьба представить не позднее 3 октября 2005 года.
Приложение: на 6 листах
1. План проведения информационно-разъяснительный работы
2. Возможное содержание конкурсов, викторин и др.
Табличный материал о ходе проведения ИРР по вопросам ВСХП-2006 (срок представления не позднее 6 числа каждого месяца).