Моргаушский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Выступление главы администрации района Вязова Валерия Ивановича на августовской конференции работников образования

( Выступление главы  администрации  района  Вязова Валерия Ивановича на  августовской  конференции  работников  образования)

 

Добрый день уважаемые  участники конференции

работников образования !

 

         Рад приветствовать Вас  на таком представительном форуме, собравший, чтобы обсудить круг вопросов, востребованных  формированием конкурентоспособных учащихся в чрезвычайно быстро развивающемся обществе. Здесь, на территории Орининской сельской  администрации собрались  действительно те, кто на практике реализует программу развития  образования в районе на основе концепции модернизации российского  образования  и Программы развития образования в Чувашской Республике. и в нашем районе.

         Конкретные меры, предпринятые за последние годы, свидетельствуют о том, что в районе созданы условия для дальнейшего развития системы образования через совершенствование структуры образования, организацию профильного обучения, экономическое обеспечение их функционирования.

Район стал экспериментальной площадкой по созданию образовательно –культурных центров и комплексов, сельских центров  образования  и школ детского сада,  групп кратковременного  пребывания. Но  наша задача-  сделать образование  привлекательной не только для  родителей, но и обеспечить через образование воспроизводство и развитие новых технологий во всех отраслях   социально-экономической жизни  района. Осенью прошлого года в рамках мегапроекта «Развитие  образования в России» институтом  «Открытое общество» в районе было  проведено Всероссийское региональное совещание, участники которого отметили эффективность создания новых  моделей и центров образования и рекомендовали для внедрения  их в других регионах России. Как видим, из района мы своим примером  шагнули на уровень России.

         В ходе создания  новых структур произошло много   разноплановых  событий – утверждена   районная Программ развития образования на 2001-2003годы и на период  до 2005года, Комплексная программа по оздоровлению населения, Программа по профилактике правонарушений  и борьбе  с преступностью.

         На базе ряда школ района апробируется новая программа института «Открытое общество», «Школа-социокультурный центр села». Это принципиально новая модель взаимодействия школы, семьи и  общественности. Сейчас прорабатываются перспективные планы развития сельских центров образования. Принята программа реструктуризации  системы образования на 2001-2004годы.

         Большую социальную значимость имеют принятые акты о периодической аттестации педагогических и руководящих работников  и о поощрении  учащихся  общеобразовательных учреждений и учреждений  дополнительного  образования стипендиями главы администрации района.

          Выпускники средних (полных) общеобразовательных школ, участвуя в эксперименте по введению единого  государственного экзамена показали неплохие результаты, а более 40% из них стали студентами  высших учебных  заведений республики.

         Для обеспечения правовой стороны деятельности  системы образования, проведена работа по государственной регистрации образовательных учреждений района как юридических лиц, и на сегодняшний день  все учреждения имеют статус юридического  лица. С целью экономического обеспечения развития образовательных учреждений, мы ежегодно, совместно  с сельхозпроизводительными кооперативами заключаем договора на аренду  производственных участков школ на взаимовыгодных условиях. Это  лишь краткий перечень общественных мероприятий, которые  направлены на дальнейшую модернизацию образования  в условиях  нашего района.

         Закон «Об образовании» 1992года утвердил принципы академической и экономической  автономии образовательных учреждений, свободу  выбора  в образовании  для учителей  и учащихся.

         Однако практика показывает, что не все заложенные в законе принципы воплощаются в жизни. Мы видим, как  на уровне высших учебных заведений сегодня создана конкурентная среда, и как она реализуется. В то же  время  в системе  общего образования  пока она  делает лишь  первые шаги.

Общедоступность и бесплатность общего  среднего образования  и финансирование   по фактическим расходам за предыдущий период привели к формализации государственных гарантий. Так как  фактические расходы на одного ученика намного  ниже чем потребуемое в действительности. В результате недофинансирования – низка техническая оснащенность   школ отсюда и низкое качество. Неналаженная структура подготовки кадров «Школа-ВУЗ-производство», «Школа-ПТУ-производство» привела к росту нехватки специалистов  среднего звена и квалификационных  рабочих кадров. Учитывая  все эти негативные тенденции, администрация района совместно со  своим отделом  образования и определили тему  сегодняшней  конференции. Она целиком  и полностью  вписывается в тему республиканской конференции, которая проходила 23-го августа в Доме правительства под названием: Модернизация образования в Российской Федерации:  опыт и перспективы  в Чувашии».

         Из доклада нашего Президента Н.В.Федорова и Министра образования Чувашской Республики Г.П.Черновой видно, что  основными направлениями  модернизации  образования  являются:

- обновление содержания образования, повышение его  качества;

   Каковы же основные задачи, вытекающие из этой основополагающей идеи модернизации образования?

Я не буду вдаваться в содержание  образования,  для этого  у нас есть более узкие специалисты в этой области. Хочу остановиться на проблеме формирования  конкурентоспособных учащихся  в рыночных  отношениях.

 Общеизвестно, что нынешние лидеры  мировой экономики повышение конкурентоспособности видели в образовании. Достаточно вспомнить, из новейшей истории, что  процесс возрождения  промышленности в Японии начался с обучения японцев новейшим методом управления качеством. И сегодня  ведущие мировые компании тратят миллионы долларов в год на  непрерывное обучение своих сотрудников и относят эти затраты  к капиталовложениям. Основа для организации непрерывного образования  закладывается в системе общего образования. Поэтому и принята концепция модернизации Российского образования. В этом  документе предусматривается создание рынка в образовании. Он должен формироваться не только на уровне спроса, но и на стороне предложения. Уже сегодня существует Постановление Правительства РФ от 31.07.2001г. «О порядке оказание платных образовательных услуг», где предусмотрено свободное (контрактное) ценообразование на образовательные услуги, за исключением той их части, которая непосредственно  реализует конституционные гарантии бесплатного образования. В районе в системе дошкольного, начального  звена бучения и дополнительного образования ряд учреждений  уже работают по оказанию  платных услуг. Это Орининская СОШ, станция юных техников, я/с «Путене», «Колокольчик», «Березка»,»Солнышко». В них за счет средств родителей  внедрили дополнительные занятия  по хореографии, ритмике, бальные танцы, раннему  изучению  иностранных языков. Но в то же время на основной  и старшей ступени, кроме  Моргаушского лицея педагогические коллективы пока неподготовлены    к оказанию  дополнительных  образовательных услуг.

         Главными  участниками в создании конкурентной среды среди  учреждений образования являются  родители,  базовые хозяйства, предприятия, учреждения и организации. Поэтому особое внимание мы уделяем расширению участия общественности в управлении образованием  через Советы школ, родительские  комитеты и попечительские советы. Учитывая правовой статус Попечительских советов, хотелось бы остановиться на их роли в обеспечении  притока в образовательные учреждения дополнительных ресурсов-финансовых, материальных и кадровых. Именно на основе сотрудничества с таким советом строят свою работу  педагогические коллективы Моргаушского лицея, Калайкасинской школы, Советы ряда школ района. В условиях дефицита бюджета, их помощь – существенна! В то же  время  Попечительские Советы не только занимаются  меценатством , но и жестко контролируют за эффективным использованием средств  и за деятельностью администраций по совершенствованию качества образования.

         В связи с переходом  на рыночное отношение, мы разработали свою (районную) программу вхождения в рынок в образовании и последовательно осуществляем ее. Сегодня в общем бюджете района доля образования составляет 46%. Часть средств образовательные учреждения зарабатывают сами. Например, только  в прошлом году  школами  получено продукции на общую сумму  более 4млн.руб. Более половины из этой  суммы направлены на ремонт, приобретение оборудования, учебников, технических  средств обучения.

         Мы понимаем, что для эффективной модернизации  образования необходимо обеспечить три базовых   условия:

первое- Повышение заработной платы преподавателей до уровня привлекающего  в образование эффективные кадры;

второе – Финансирование информатизации образования, обеспечивающее модернизацию его методов и технологий, переход к открытому  образованию.  И третье – Формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобилизацию  средств населения и предприятий, эффективное использование  этих и бюджетных средств, и на этой основе- высокое качество образования. Нужно создать в районе возможность широкого выбора образовательных программ и услуг. Другими словами, наш ученик должен сам выбирать  школу, где он будет эффективно заниматься, чувствовать себя комфортно и уютно.

         Сегодня в районе делается немало, чтобы  реализовать эти триединые  задачи. Во –первых мы ни разу не приостаноавливали проведение аттестации педагогических  кадров ( а в ряде районов это делалось) сегодня 94,9% учителей и воспитателей имеют первую, вторую и высшую квалификационную категорию Установлены доплаты директорам школ, которые руководят крупными комплексами. Это небольшая может быть, но все же прибавка к основной заработной плате. Во-вторых, наряду с государственной программой информатизации образования, мы стремимся привлечь и другие  источники финансирования на приобретение компьютеров. За счет республиканских органов власти, участвуя на конкурсах и на  грантовой  основе получено  восемь компьютеров. В –третьих, за последние  шесть лет в районе ведется  целенаправленная работа по созданию новых видов  образовательных  учреждений, которые  позволяют  эффективно  использовать  бюджетные средства.

         Здесь присутствует заместитель  Министра образования  Чувашской Республики  Валерий Васильевич  Сапожников. И он  на одном из совещаний  рассказывал, как были удивлены в Москве, когда знакомил работников Министерства образования Российской Федерации опытом создания  образовательно-культурных  центров и комплексов в Моргаушском районе. Сам наверное он лучше расскажет. Когда он спросил, сколько же посадочных мест в актовом зале Тораевского комплекса, все были удивлены, что там их 300, и он отапливается и содержится по статье «Культура». Вы знаете, что в эти центры входят и сельские  библиотеки. Сегодня таких комплексов  четыре.  В следующем году, в год празднования 125-летия Н.В.Никольского, мы планируем создания такого  комплекса  в Сосновке. Решение всех этих  задач  потребует  напряжения  ресурсов  и концентрации  усилий  всего района. Особые условия потребуются  от системы образования. Мы не можем экономить на образовании, но образование обязано эффективно использовать свои ресурсы и при этом обеспечить создание конкурентной  среды, чтобы наши учащиеся наравне с выпускниками специализированных  школ могли продолжить обучение в высших учебных заведениях  республики. Это возможно за счет создания  сельских центров образования  и организации профильного  обучения на старшей  ступени  общего образования. В районе, в рамках Программы реструктуризации системы образования планируется  создание 11 центров образования. В соответствии  с республиканской программой, в первую очередь  будут оснащаться  новыми  техническими  средствами  обучения  именно эти центры. Но это не означает, что  они  получат их по  разнарядке и по представленному графику  из района. Для этого, ежегодно  в республике будут проводится  конкурсы на внедрение новых технологий, использованию нетрадиционных методов обучения. Поэтому  каждая школа, ее педагогический коллектив во главе с директором, должны разрабатывать свою, совершенно новую концепцию развития  школы. При этом  нужно учитывать интересы учащихся, их родителей. Заинтересовать со своей идеей руководителей предприятий , учреждений и организаций. Для реализации новых идей нужны подготовительные кадры. Поэтому, используя курсы повышения  квалификации республиканского института образования, мы должны вести подготовку кадров и по  другим каналам, учитывая специфику профиля работы своей  школы. Нельзя нам зацикливаться только в районе или в республике. Сегодня сеть Интернет позволяет получить огромную  информацию по России, по Зарубежным странам о новых технологиях и методах обучения, о новых  направлениях в образовательной политике. И на методобъединениях и на педагогических советах нужно шире использовать  имеющийся  материал. К сожалению, должен отметить, что не все еще готовы  воспринять  эти новшества. Поэтому  с трудом идет  и подключение  в сеть Интернет. Здесь нет должной заинтересованности и самих руководителей. Жизнь ставит жесткие  условия- проиграл в конкурентной борьбе- значит выбываешь из игры. В нашей работе, главный  показатель-  это качество. Где качество, туда идут дети. Если  нет,  выбирают  другую школу.

Президентская программа «Школьный автобус» позволяет  значительно расширить возможности выбора школ. Хотя мы получили пока только два автобуса, но у нас в районе грузопассажирская перевозка по различным маршрутам позволяют каждому  старшекласснику добираться до любого центра образования. Поэтому уже сегодня каждый руководитель должен четко определить вместе с педагогическим коллективом направление развития школы. Проект концепции  профильного обучения на старшей ступени общего  образования, принятый Министерством образования России, уже   сегодня, в порядке эксперимента, позволяет внедрить  его в практику. В целом по стране  оно будет введено  к 2005году.

         Должен отметить, что мы уже сегодня располагаем широкими ресурсами для модернизации образования. Во-первых, мы на практике испытываем рост  общественной  востребованности образования. Немало родителей, которые готовы  вкладывать деньги в получении качественного образования  своих детей. Во-вторых, открытие лицея в с.Моргауши, создание  педагогического, технолого-экономических классов, классов углубленного  изучения отдельных предметов создали  широкую доступность общего образования.

В-третьих, сохраняется  традиции творческой активности  педагогов. Ежегодно  идет  процесс  обновления   учительских кадров, и они находятся в наиболее  работоспособном  состоянии и может быть опорой для инновационного роста. Если  взять финансирование, то в систему образования России  направляется более 5% от валовой  внутренней  продукции. В нашем районе на 2002 год  по статье «Образование» предусмотрено направить  56044600рублей. Как я уже  отметил,  это 46% от общего  бюджета района. Если этот показатель  сравнить  с другими  районами, то  в Ядринском  он составляет  37,8%, в Красноармейском  39%, в Ибресинском  39%.

         Переход на финансирование на одного ученика  в нашей Республике, значительно  расширили возможности  образовательных учреждений  самостоятельно  распоряжаться  собственными  средствами.

         Сегодня финансирование  образования имеет  еще  некоторые  ограничения. В силу ограниченности  платежеспособного  спроса в период 2001-2004 годов планируется обеспечить опережающий рост бюджетного финансирования образования. Предполагается в рамках реформы субсидиарной ответственности бюджетов перейти, начиная с 2002года, на прозрачную систему  целевых субвенций на образование дотационным регионам, в том числе и районах. При этом район, увеличивающий долю собственных средств на образование и повышающий эффективность их использования, на следующий год получит увеличенный трансферт. В результате  доля образования в общем бюджете  района ежегодно будет расти. В модернизации образования приоритетной сферой государственных интересов является  создание условий для качественной реализации на основе бюджетного  финансирования образовательных программ дошкольного, начального, основного и полного  общего и дополнительного образования. Дошкольное образование должно стать частью  общего обязательного образования. Поэтому мы стремимся увеличить процент их охвата в районе. На первое января 2002года 62% детей  дошкольного возраста охвачены дошкольным воспитанием и обучением.

         Этот показатель значительно  выше среднереспубликанского показателя. Учитывая  демографическую ситуацию в районе, которая к сожалению идет в сторону снижения, мы на базе пустующих помещений открываем группу кратковременного пребывания. Их было восемь, в ближайшие годы, в ходе реструктуризации  школ их число увеличиться до двенадцати.

         Вовлекая  большое количество   детей  в систему  образования, мы должны продумать четкую   систему здоровьесберегающих технологий как в  процессе обучения, так и во внеурочное время. По данным государственного доклада о состоянии здоровья населения  Чувашской Республики в 2001году, состояние   здоровья детей  раннего дошкольного и школьного возраста в Чувашской Республике  имеет тенденцию к ухудшению. За последние 10 лет распространенность всех заболеваний

у детей до 1 года   увеличилось  в 1,5раза,  среди детей до 14лет – на 34,3%, среди   подростков 15-17 лет -  в 1,7%.

         Конечно школа не главная причина для  нездоровья детей, но все же к факторам, негативно влияющим на состояние здоровья детей, относятся  чрезмерная загруженность домашними заданиями, особенно это характерно для инновационных школ и классов профильного обучения,  нарушения  санитарно-гигиенических норм в учреждениях образования.         Учитывая эти негативные факторы, приказом Министров образования  России,  который имеет прямое действие для всех школ, количество часов на физическую культуру в неделю доведено до 3-х часов, активное занятие им до 6-8часов  в неделю.

 Поэтому мы требуем, чтобы к началу учебного года в районе и в каждой школе  была разработана комплексная программа оздоровления  учителей и учащихся. У нас уже есть   хорошие примеры,  так  в Шатракасинской, Шатьмапосинской , Орининской , Сосновской школах  учащиеся в школе  делают утреннюю зарядку. Здесь и сами учителя подают пример,  занимаясь спортом после уроков. В администрации это уже стало традицией. В неделю раз всем составом мы занимаемся после работы в Доме спорта.

         Мы должны понять, что физкультура  это  не второстепенный предмет.  Директорам школ нужно поставить   под жесткий контроль насыщенность двигательной активностью уроков физической  культуры.  В рыночных условиях только здоровая нация  может конкурировать на мировом рынке. Только здоровая школа может находиться   в режиме непрерывного развития. Многие руководители школ пока это не осознали. Вместо того, чтобы заниматься стратегическими вопросами мы полностью  поглощаемся  «текучкой». В результате  в управлении  нет продуктивности, эффективности. Низок уровень информированности  о новшествах.. Многие не умеют выделять  актуальные проблемы школы. Все это приводит  к  снижению заинтересованности педагогического коллектива в  состояние  новых идей.  Сегодня мы нуждаемся в новых учителях,  которые  могли бы формировать эти идеи. Если мы не будем закладывать в наших детях конкурентоспособности, наша   продукция и дальше будет   не конкурентоспособными.

         Сколько мы видим  беспорядка, безалаберности, безответственности, от которых гибнут люди, рушатся дома.

Мы все время твердим, что наша система образования самая лучшая в мире. Да, у нас есть победители олимпиад на международном уровне, но по пониманию и применению полученных навыков, по итогам международного исследования мы стоим на 12-м месте. Это говорит о нерациональности, непрактичности наших выпускников. Здесь прослеживается и недостаточная экономическая подготовленность наших учащихся. Мы не учим детей на уроках экономики: сколько стоит его обучение в школе, во сколько обходится один урок.

Когда вокруг мы видим бескультурье, пьянство, правонарушения, мы стараемся кого-то обвинять. Вот наш райцентр с.Моргауши второй раз

завоевывает призовое место как лучший благоустроенный райцентр. А сколько пришлось убеждать руководителей, чтобы убирались перед своей территорией. Приходилось и ругаться, сажать в автобус и выезжая на место тыкать в лицо эти безобразия. Это касается и образовательных учреждений. У нас много прекрасно благоустроенных школ,  но в то же время я,  выезжая по школам, директорам показал и на нетронутых рукой человека места. Поймите правильно, из немытой неухоженной школы не может быть умытая ухоженная страна – это слова нашего президента. которые он высказал 23 августа на конференции. К нам никто не приедет и не наведет порядок в нашем доме. А наш дом – это Орининская школа, это Сятракасинская школа, это и Шатьмапосинская школа. Это и фермы, мехпарки, это наше село, деревня, райцентр, дворы и т.д. Здесь нет проблем денег!

Для стимулирования творчески работающих руководителей образовательных учреждений в республике ежегодно будет проводиться президентский конкурс «Лидер образования». Мы тоже в районе будем проводить такие конкурсы и по их итогам установим денежные премии.

       Программа формирования конкурентоспособных учащихся в условиях района состоит в частности, в следующих наших действиях:

-                     учреждение 25 именных стипендий учащимся по итогам учебной четверти за особые успехи в учении;

-                     создание сети из 16 базовых средних школ в районе, оснащенных новейшим учебным оборудованием и компьютерной техникой;

-                     участие в программе «Школьный автобус», для реализации которой мы планируем приобрести 5 автобусов;

-                     участие в проведении единого государственного экзамена;

-                     повышение качества знаний учащихся и конкурентоспособности выпускников за счет увеличение расхода на обучение одного школьника;

-                     акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно на привитие им навыков здорового образа жизни;

-                     расширение сети школ в районе с профильными классами на старшей ступени;

-                     обеспечение условий для свободного владения выпускниками профильных классов средних школ компьютером и языком бизнеса и коммерции – английским начало, изучения которых будет положено уже во втором классе;

-                     широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе – дистанционного обучения;

-                     реализация программы «Интернет в каждой школе района» до 2005 года;

-                     создание эффективной системы подготовки кадров.

Уважаемые коллеги!

Программа самых основных и необходимых преобразований в образовании до 2005 года в районе определена, а ее реализация позволит достичь нам новых прогрессивных и качественных рубежей. Поэтому на местах мы должны каждый день убеждать, разъяснять, доказывать, формировать новый менталитет человека-Созидателя.

Результаты преобразований в образовании должны гарантировать необратимость нашего движения вперед, необратимость устремленности района быть в лидерах в социально-экономических преобразованиях. Это можно делать только через образование. Мы все понимаем свои цели и задачи в этой сфере и должны еще больше работать вместе, понимая и помогая друг другу.

В заключении разрешите мне поздравить Вас с началом нового учебного года и с Днем Знаний.

Спасибо!

 

21.08.2002г.

 

Система управления контентом
429530, с.Моргауши, ул.Мира, д.6
Телефон: 8(83541) 62-58-81, 62-2-36, 62-1-34
Факс: 8(83541) 62-1-64
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика