Враг №1 АДАПТАЦИЯ
«Хочу, чтоб никто не умирал!»
Чтобы родители и ребенок привыкли друг другу, должно пройти время. Чем младше усыновляемый, тем легче адаптация. Дети повзрослее или с тяжелым прошлым могут привыкать к новой семье до двух лет.
У маленькой Вали убили маму. Папа, живший по принципу «вечно молодой, вечно пьяный», решил, что дочь мешает ему, и отвез к бабушке. Бабушка однажды взяла и поделилась горем с пятилетней внучкой – в подробностях рассказала ребенку, как убивали ее мать. Эта «исповедь» была самым настоящим преступлением взрослого человека.
После страшного рассказа девочка изменилась на глазах, стала злобной, замкнутой – таким маленьким ежиком. Когда Валю забрала к себе семья родной тетки, всем сразу стало трудно. Девочка постоянно закатывала истерики, не слушалась, грубила, ссорилась и дралась с родной дочерью своей новой мамы, а ночью просыпалась от кошмаров и плакала. На нервной почве у малышки возник энурез – недержание мочи. Валя редко вспоминала родную мать, но когда через полтора года поехали на кладбище, вцепилась в могильную ограду: «Я хочу здесь остаться жить с мамой». Новая семья после этого долго переживала: получается, ей с мертвыми лучше, чем с ними, живыми? А девочка потом часто повторяла, что больше всего ей хочется, чтоб никто никогда не умирал.
Комментарий психолога
Трудность адаптационного периода здесь связана с тем, что новая семья не готова к воспитанию «трудного» ребенка. Психологическая травма Вали со временем должна пройти благодаря чуткому отношению. К травмированным детям нужно относится, как к более младшим по возрасту, и сократить количество требований к ним. Потрясения, которые пережил ребенок, проявляется в различных невротических реакциях. Это могут быть всевозможные страхи, ночные кошмары, тики, энурез, заикание. Пострадавшие дети становятся слезливыми, агрессивными или замыкаются в себе. Когда взрослые понимают, что происходит с ребенком, по-доброму к нему относятся, интересуются внутренним миром, окружают любовью и заботой, создают ему атмосферу защищенности и уверенности в завтрашнем дне – ребенок «выздоравливает» и «оттаивает».
Враг №2 ГЕНЫ
От осины не родятся апельсины?
Дети часто оказываются в детских домах потому, что их папы-мамы – преступники, пьяницы или наркоманы – были лишены родительских прав. Усыновители часто волнуются: как поведут себя «преступные» гены их приемного ребенка? Женю усыновили уже достаточно взрослым – в 11 лет. И попал мальчик, что называется, в хорошую семью. Новые родители даже давали парню денег на карманные расходы, но тот не перестал по привычке подворовывать все, что плохо лежит. Деньги пропадали не только у его новых родителей, но и у тех, кто приходил к ним в гости. Однажды кошелька лишился друг этой семьи – врач, много лет изучавший генетик. После чего «потерпевший» припомнил народную мудрость: «От осины не родятся апельсины». И припугнул и без того расстроенную маму Женьки: «Этот сыночек вам еще покажет! Вырастет – на улицу вас выгонит». С тех пор в этом доме за мальчиком установилась настоящая слежка – Женьку даже в магазин за хлебом не посылали без того, чтобы потом на его глазах не пересчитать сдачу.
Комментарий психолога
Если вы станете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. Бывали случаи, когда родители затаскивали приемыша по врачам. В итоге он сам начинал верить, что с ним что-то не в порядке, и начинал вести себя как больной. Недостатки собственного воспитания родителями проще всего переложить на наследственность.
А между тем в науке до сих пор нет точных данных, что больше влияет на человека – среда или гены. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные и факторы среды постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его воспитания и окружения.
Враг №3 РЕВНОСТЬ
Отдавай мои игрушки, не садись на мой горшок!
Если в семье есть родной ребенок, то вначале он может ревновать к усыновленному. Григорий и Мила, родители семилетней дочери, часто навещали интернат, где жили дети-олигофрены. Они привязались к 12-летней Алене, жизнерадостной и живой девочке, и забрали ее в семью. Родная дочь не знала о планах родителей и восприняла Алену в штыки – не делилась игрушками, ревновала к отцу и матери, сердилась и плакала. Прошло очень много времени, прежде чем ревнивица признала в Алене сестру.
Комментарий психолога
Григорий и Мила могли избежать многих трудностей, если бы подготовили дочь к приходу нового ребенка в семью. В семьях, где есть родные дети, лучше усыновлять ребенка более младшего возраста. Тогда, беря пример с родителей, они сами начнут заботиться о малыше. Родному ребенку нужно рассказать, как плохо жить детям без родителей. Сходить вместе в детский дом, принести туда подарки. Тогда семейный ребенок будет полностью поддерживать родителей и с радостью ждать появления в доме братика или сестрички.
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Шестеро приемных детей – жениху не помеха
29-летняя Вера несколько лет назад развелась с мужем, а сейчас воспитывает шесть приемных девочек. До этого она строила детский приют, работала там воспитателем. Когда детей собрались отправить в разные интернаты, Вера решила оформить опекунство на шестерых своих любимиц и так создала себе семью. Как воспитатель, Вера хорошо знала прошлое своих детей. Одна девочка родилась недоношенной, лежала в психоневрологической больнице. Мать – алкоголичка, во время беременности была покусана собакой. Самые яркие воспоминания о родной семье – драки, издевательства и сексуальная жизнь родителей. Девочку били почти каждый день, подвешивали головой вниз с моста. В шесть лет у малышки набралось несколько серьезных диагнозов – энцефалопатия, инвалидность по зрению, задержка психического развития. Другая девочка долго жила среди бомжей, ночевала на улицах и в подвалах. Третья, спасаясь от матери –алкоголички, неделями пряталась от соседки.
Сейчас в этом доме установились мир и порядок. Девочки учатся, рисуют, занимаются музыкой, танцами. Сама Вера говорит, что дочери ее многому научили и что она получила от них столько подарков, сколько не ждала. Интересно, что женщине два раза предлагали выйти замуж и ее шестеро детей женихов не испугали. Замуж Вера не пошла, решила сама вести своих девочек по жизни и ждать внуков.
Комментарий психолога
У Веры есть замечательное качество – одно из главных в воспитании детей вообще. Это принятие ребенка таким, каким он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Вера стремится развить в детях их лучшие качества, которые заложены природой в каждом ребенке, а не бороться с негативными. Эта безусловная любовь к ребенку, т.е. ребенка нужно любить просто за то, что он есть, а не за что-то – хорошенькое личико, таланты и хорошие поступки.