Моргаушский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Медовый Спас

 Медовый или маковый Спас, также Первый Спас, Спас на воде — это народные названия православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю). Это был первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.

Полное церковное название Первого Спаса — Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

 Истоки Спаса идут из Византии. Еще в 1897 г. в греческом часослове написано: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю) приносили его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть Предъисхождение Честного Креста». Т.е., говоря современным языком, для освящения города, предотвращения болезней и эпидемий в город выносили крест.

 В Русской православной церкви праздник Медового Спаса соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром, произошедшем в 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. В этот день было принято печь медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

 Медовым Первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают к его сбору. Тем, кто следовал строгим народным обычаям и постился, в Медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Уже в старинных источниках мед описывался как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Считается, что мед обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней.

 С первого дня августа (14 августа по новому стилю), обычно начинали ломать первый мед, поскольку с этого дня пчелы переставали его приносить. Как самому процессу сбора меда, так и личности пчеловода придавалось особое значение. Считалось, если какой-либо пчеловод утаит хоть капельку за щекой, то его постигнет немедленная Божья кара. Ведь, согласно традиции, весь мед следовало отнести в церковь и освятить. Зато немногословный сборщик меда, который выполнял все правила, с молитвами делая свое дело, считался истинным христианином и уважаемым тружеником.

 Однако не только мед заготавливали 14 августа. С этого периода начинался также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и созревших коробочек мака.

 Так, например, мак использовали при выпечке булочек и других кондитерских изделий, а также как средство защиты дома от ведьм. Еще собирали и заготавливали на зиму горох.

 14 августа, кроме Медового Спаса, является днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые приняли кончину в 166 г. до Рождества Христова. Как и все христианские праздники, день Маккавеев своеобразно переплелся с языческими обычаями и обрядами.

 У славян этот день отмечается как праздник Маккавей. Так, в пищу, которую готовили и подавали к праздничному столу, обязательно должен добавляться мак, который созревает к этому времени. Конечно, связь мака с Маккавеями может быть чисто звуковой. И все же там, где еще сохранились старые обычаи предков, в этот день стараются печь маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.

Так как съедобный мак был широко распространенным и любимым продуктом, он разнообразно применялся в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян.

 Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачек с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод».

 В день Маккавея молодежь выходила на улицы, где водила хороводы с песнями «Ой, на горе мак» и шутливыми заигрышами. Так, девушки обсыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

 В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день было принято освящать новые колодцы, чистить старые, совершать крестный ход на естественные водоемы, родники для освящения воды. Сразу после крестного хода люди купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после мокрого Спаса, или Маккавея, не купались, ибо лето клонилось к закату, вода «зацветала», птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи начинали собираться в стаи и готовиться к отлету.

 Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос, жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье».

 С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет Третий Спас.

 

Система управления контентом
429530, с.Моргауши, ул.Мира, д.6
Телефон: 8(83541) 62-58-81, 62-2-36, 62-1-34
Факс: 8(83541) 62-1-64
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика