В любом обществе существует категория подростков группы риска, которых называют трудными, неблагополучными. Это те дети, которые переживают переходный возраст во всей его полноте. В подростковом возрасте, когда формируются ценностные установки личности, нормы поведения, мировоззрение, у детей часто возникают вопросы, которые они не могут доверить родителям и учителям. Советуясь с друзьями, подростки зачастую попадают в трудные ситуации. Статистические данные правонарушений, совершаемых детьми, говорят об их неуклонном росте. От латинского de viato – отклонение, отклоняющееся поведение в нашем лексиконе появился термин девиантное поведение. Для учителя – это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушается на уроках и прогуливает их. Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей – это ребенок, который привносит в семейную жизнь те или иные проблемы. Что же делать, чтобы кривая девиантного поведения в детско-подростковой среде не росла вверх, а в семейных отношениях преобладала гармония и понимание?
Профилактика асоциального поведения подростков (алкоголизма, наркомании и т. д.) наиболее эффективна в межведомственной координации всех заинтересованных государственных структур и общественных организаций. Индивидуальная и групповая работа с подростками не только в стенах школы, лечебного или правоохранительного учреждения, но и в библиотеке, в неформальной обстановке через предоставление консультаций специалистов, проведение тематических мероприятий, привлечение к чтению, организации познавательного досуга дает возможность не диктовать, не руководить, не обязывать, а создавать условия для становления гармоничной личности.
Для решения поставленных задач на базе Моргаушской центральной районной детской библиотеки им. А.Г. Николаева, благодаря активной финансовой поддержке ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" г. Казань, создается консультативно-методический центр «Надежда».
Содержание работы центра:
-оказание индивидуальной консультативной помощи специалистов (врачей, психологов, психотерапевтов, юристов и др.);
-проведение культурно-массовых мероприятий, способствующих воспитанию социально-активной, нравственно устойчивой личности молодого человека;
-организация дней правового просвещения, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних граждан;
-формирование специализированного фонда справочно-методической, научно-популярной, публицистической, художественной литературы и аудиовизуальных материалов;
-разработка методических пособий;
-оформление информационных стендов, книжно-иллюстративных выставок;
-проведение социологических исследований;
-проведение обучающих семинаров, совещаний, круглых столов;
-организация районных и республиканских конкурсов по пропаганде здорового образа жизни, правовому просвещению и т.п.