Коллегия Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление), заслушав и обсудив информацию о выполнении законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг населению Чувашской Республики, отметила, что защита прав потребителей в этой сфере в условиях реформирования жилищного сектора экономики является одной из важнейших социально значимых функций государства. Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в указанной области, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности Управления.
В связи с вступлением с 1 августа 2011 года в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, Управление осуществляет в жилищной сфере федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
За 2011 год и I квартал 2012 года Управлением в рамках полномочий проведены 63 проверки в отношении организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам, в том числе 31 плановая проверка и 32 внеплановых (2011 год - 39 проверок, из них 13 плановых, 26 внеплановых).
В ходе проверок выявлены нарушения качества оказания жилищно-коммунальных услуг:
1. Несоответствие температуры горячей воды (от 35,90С до 760С вместо предусмотренной нормативом не ниже 600С и не выше 750С) (УК «Центр», «Озон», «Реал-Люкс», «Чапаевец», «Жилкомсервис», «Жилищник» и товарищество собственников жилья «Энгельса 12» в г. Чебоксары, ООО «Новэк» г. Новочебоксарск).
При рассмотрении обращений жильцов дома № 25 по ул. Коммунистическая г. Новочебоксарска о предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества установлена, что температура горячей воды в точках водоразбора составляет от 370С до 480С. В этой связи управляющей компании «Новэк» дано предписание об устранении нарушений, которое управляющая компания обжаловала.
Арбитражный суд Чувашской Республики подтвердил правомерность вынесенного предписания. Суды апелляционной инстанции во Владимире и кассационной инстанции в Нижнем Новгороде встали на сторону управляющей компании «Новэк».
5 апреля 2012 года Высший арбитражный суд Российской Федерации рассмотрел спор между управляющей компанией «Новэк» и территориальным отделом Управления в г. Новочебоксарск.
Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации отменил постановления апелляционного и кассационного судов г.г. Владимира и Нижнего Новгорода, решение Арбитражного суда Чувашской Республики о правомерности вынесенного территориальным отделом Управления в г. Новочебоксарск предписания оставил в силе.
2. Подача горячей воды, не отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» как по микробиологическим, так и по санитарно-химическим показателям (УК «Центр», «Жилищник» г. Чебоксары; МУП «Объединение предприятий ЖКХ» Порецкого района, ООО «Водоканал» с. Порецкое).
3. Нарушение параметров микроклимата в жилых помещениях (ТСЖ «Вузовец-2» г. Чебоксары, ООО «Управляющая компания «Порецкая» Порецкого района).
4. Несоблюдение требований к удалению бытовых отходов и мусора (нарушение целостности мусоропроводов, неисправность водопроводов мусоприемных камер, неисправность крышек загрузочных клапанов мусоропроводов) (УК «Эткер», «Реал-Люкс», «НИДИ», «Чапаевец», «Южный» г. Чебоксары).
5. Нарушение требований к содержанию жилых помещений (затопление подвала канализационными водами) (УК «Вертикаль» г. Чебоксары).
6. Хранение в помещениях общественного назначения ртутьсодержащих отходов 1 класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп) без соблюдения герметичных условий при их временном хранении (ТСЖ «Гранит», УК «Жилищник», «Чапаевец», «Реал-Люкс» г. Чебоксары).
7. Несоответствие гигиенических требований к уровню шума от работы технологического оборудования (превышение уровня шума от работы бойлерной) (ТСЖ «Алмаз» г. Чебоксары).
8. Нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг и оказываемых услугах (УК «Чапаевец», «Южный», «Камал», «Озон», «Центр», «Реал-Люкс», «Эткер», «ПИК 1», «НИДИ», «Жилищник», ТСЖ «Гранит» г. Чебоксары, «Ремжиллюкс» г. Новочебоксарск, «Восточный» г. Канаш, «Служба единого заказчика» г. Шумерля, «Жилсервис» Красночетайского района, «Управляющая компания Комсомольского района», «Жилищно-коммунальное хозяйство Шемуршинского района»).
9. Включение в договор управления многоквартирным домом условий, ущемляющих права потребителей:
проведение перерасчета размера платы за услуги при временном отсутствии потребителя более 1 месяца вместо предусмотренных нормативом 5 дней и более (УК «Центр», «Озон», «ПИК-1», «НИДИ», «Южный», «Камал»);
сокращение срока принятия претензии на перерасчет размера платы за предоставленные услуги ненадлежащего качества с 6 месяцев до 31 дня (УК «Центр», «Озон», «Реал-Люкс», «НИДИ», «Жилищник», «Камал»);
увеличение размера пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, до 1% (УК «Звезда» станция Тюрлема Козловского района).
За 2011 год и I квартал 2012 года Управлением рассмотрено 623 обращения на нарушение прав граждан на получение качественных жилищно-коммунальных услуг. По 38 обращениям приняты меры административного воздействия: составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.
В связи с разграничением полномочий материалы проверок по обращениям на несоответствие температуры горячей воды в жилых домах управляющих компаний «Озон», «Реал-Люкс», «Центр», «Чапаевец» г. Чебоксары и температуры в жилых помещениях в домах управляющей компании «Порецкая» Порецкого района направлены в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики для принятия мер административного воздействия.
В 2011 году Управлением подано 3 иска в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий противоправными в отношении управляющих компаний «Богданка-Сервис» и «Текстильщик» - за несвоевременное информирование потребителей об изменении размера платы за жилищно-коммунальные услуги и управляющей компании «Центр» - за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества. Решением судов действия управляющих компаний признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Данные решения опубликованы управляющими компаниями в средствах массовой информации.
Управлением подготовлено одно заключение в суде по делу в защиту прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, в пользу которого присуждено 15,0 тыс. рублей компенсации морального вреда.
В 2012 году подан иск в защиту неопределенного круга потребителей в отношении управляющей компании «Южный» за непредставление потребителям коммунальных услуг информации об исполнителе и оказываемых им услугах. В настоящее время иск находится на стадии рассмотрения.
В отношении юридических и должностных лиц, допустивших нарушения требований законодательства за 2011 год и 1 квартал 2012 года вынесено 114 постановлений о назначении административного наказания на сумму 463,6 тыс. рублей.
Выдано 73 предписания об устранении выявленных нарушений и 20 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В целях повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг,
КОЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Принять к сведению информацию о выполнении законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг населению Чувашской Республики.
2. Управлению Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии и его территориальным отделам продолжить работу по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в жилищно-коммунальной сфере за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе на основе усиления соответствующего взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (Управление ФАС России по Чувашской Республики, Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики) и органами местного самоуправления (в рамках компетенции) по вопросам:
проведения согласованных консолидированных действий, связанных с контролем за состоянием сферы жилищно-коммунальных услуг;
обеспечения системной защиты прав потребителей при предоставлении жизнеобеспечивающих ресурсов (электроэнергия, газ, вода и т.п.);
повышения уровня соответствующей информированности и просвещенности граждан по вопросам жилищных прав;
осуществления информационного обмена, оказания содействия по вопросам защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
3. Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, Управлению Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии повысить эффективность и результативность осуществления государственного жилищного контроля (надзора).
4. Органам местного самоуправления Чувашской Республики, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, Управлению Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии:
4.1. Совершенствовать степень правовой грамотности граждан-потребителей и уровень осведомленности граждан о механизмах реализации законодательно установленных прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства посредством информационно-просветительских мероприятий;
4.2. Использовать возможности информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования для своевременного и оперативного информирования населения о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в жилищной сфере путем размещения информации на официальных сайтах органов власти, Интернет-портале ЖКХ.
5. Органам местного самоуправления Чувашской Республики в полном объеме реализовывать полномочия, предусмотренные со ст. 44. Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», путем рассмотрения жалоб потребителей коммунальных услуг, консультирования их по вопросам защиты прав потребителей, обращения в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), извещения Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии о выявлении по жалобам потребителей коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
6. Управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам:
6.1. Обеспечивать предоставление населению республики качественных и безопасных жилищно-коммунальных услуг, вне зависимости от качества коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями.
6.2. Проводить перерасчет размера платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
6.3. Информировать потребителей жилищно-коммунальных услуг об изменении размера платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и отопление) не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платёжных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги в ином размере.
6.4. Договоры управления многоквартирным домом, заключенные между управляющими компаниями и собственниками жилых помещений, дополнить информацией о режиме работы исполнителя, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, исключить условия, ущемляющие установленные законом права потребителя.
7. Заместителю начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии (А.В. Давыденко), начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии (А.А Васильев, В.Г Егоров, С.В Московская, Н.М Сергеева, В.Ю. Якубова) обеспечивать необходимое взаимодействие по вопросам защиты прав потребителей в жилищной сфере с органами государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики, общественными организациями потребителей, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, саморегулируемыми организациями.
8. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» (Н.И. Исаев) повысить эффективность и качество мероприятий, проводимых Консультационным центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии», направленных на повышение уровня информирования и консультирования потребителей жилищно-коммунальных услуг:
консультирование граждан в форме самоинформирования с помощью инфотеки;
консультирование граждан с использованием средств электронной коммуникации (электронная почта, Интернет-сайт, программные средства Skype);
посредничество в урегулировании конфликта потребителя и субъекта предпринимательской деятельности с положительным для потребителя итогом;
составление проектов документов (претензионных писем, обращений в государственные органы, исковых заявлений);
проведение мониторинга и актуализации банка данных судебных решений;
повышение квалификации специалистов.
9. Вопрос о ходе выполнения данного решения коллегии рассмотреть на совещании у руководителя.
10. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии оставляю за собой.
Председатель коллегии Н.Ф. Луговская