Начало истории возникновения Всемирного дня защиты прав потребителей было положено президентом США Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году. Им были сформулированы четыре основных права потребителя:
право на безопасность,
право на информацию,
право на выбор и право быть услышанным.
Позднее к ним добавились ещё четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
Впервые День защиты прав потребителей был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплён в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.
В России этот день получил признание после принятия 7 февраля 1992 года Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей». В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортёрами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, права потребителей на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также определяется механизм реализации этих прав.
В этом году ежегодный Всемирный день защиты прав потребителей будет отмечаться 15 марта.
В этом году он пройдет под девизом: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». Тем самым, уже третий год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности.
Причинами, обусловившими выбор данной темы, послужили мировой финансовый кризис, низкий уровень финансовой грамотности и защищенности граждан – пользователей финансовых услуг, а также необходимость удовлетворения граждан в получении финансовых услуг высокого качества.
Законодательством Российской Федерации определено, что при оказании финансовых услуг потребители являются экономически слабым звеном.
Однако в настоящее время сохраняется необходимость выработки мер, направленных на повышение ответственности кредитных организаций с целью недопущения ими недобросовестной практики – искусственного создания условий для просроченной задолженности заёмщиков - и, как результат, роста числа должников; исключения из кредитных договоров условий, заведомо ущемляющих права потребителей.
В этой связи в этом году будет осуществляется комплекс надзорных (контрольных) мероприятий, в том числе профилактического характера, направленных на обеспечение доступа населения к получению безопасных, стабильных, «прозрачных» и законных финансовых услуг, а также для повышения финансовой грамотности населения.