Проблема общения с «трудными детьми» в педагогике всегда была актуальной. Численность подростков-правонарушителей в районе остается достаточно высокой. Они убегают из дома, скитаются, бросают учебу, совершают преступления, употребляют психоактивные вещества, или же наоборот, замыкаются в себе и просиживают сутками в «паутине» компьютерных игр.
Претендуя на проявление внимания к себе, «трудные дети» сами оказывают на взрослых своеобразное психологическое давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия.
Трудный ребенок живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха и, как правило, становится жестоким, злым, пытаясь привлечь к себе внимание, но за это получает неодобрение и осуждение со стороны взрослых.
В проблеме воспитания неблагополучных подростков не обойтись без комплексных мер предпринимаемых практических всеми социальными службами и специалистами района: муниципалитетом, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделением по делам несовершеннолетних ОМВД РФ по району, социальными педагогами, психологами, медиками. Продолжая этот список, хотелось бы акцентировать внимание на работе общественных воспитателей и их действенной помощи подросткам.
В Советское время общественных воспитателей, бесплатно пекущихся о чужих недорослях, было не меньше, чем славных дружинников. Об общественных воспитателях даже снимали фильмы приблизительно такого содержания: юного нарушителя берет на поруки молодой заводчанин и своим примером воспитывает из него настоящего человека. Но, к сожалению, институт народной педагогики развалился.
Насколько общественные воспитатели необходимы сейчас судите сами: например, на учете в КДН и ЗП Моргаушского района состоит 40 подростков, совершивших правонарушения, трудно уделить каждому несовершеннолетнему достаточное внимание. Поэтому используются возможности учреждений образования, социально-психологических служб, общественности. В идеале, хотелось бы, чтобы у подростка появился авторитарный старший товарищ, которого ребенок уважал бы и мог доверить то, что боится рассказать инспектору ОПДН и родителям. А главное, подобная ситуация отвлекла бы несовершеннолетнего от уличного криминала.
Существует определенный порядок установления шефства над несовершеннолетними: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав определяет безнадзорных детей, нуждающихся в закреплении общественного воспитателя; осуществляется подбор общественного воспитателя из числа лучших специалистов предприятий, учреждений района или общественных организаций.
Общественный воспитатель тесно взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросу реабилитации подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Работу с таким подростком общественный воспитатель проводит в тесном контакте с его родителями или лицами их заменяющими, с педагогическими коллективами школ, с сотрудниками полиции с общественными организациями по месту учебы и жительства несовершеннолетнего.
Два раза в год общественные воспитатели собираются за круглым столом, обсуждают свои наработки, делятся опытом.
Нужны общественные воспитатели
Сегодня в нашем районе немало детей находится в социально-опасном положении. На учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоит 40 подростков. В связи с актуальностью этой проблемы и в целях повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних в Чувашской Республике 05 октября 2007 года принят закон «Об общественных воспитателях несовершеннолетних».
Общественным воспитателем может стать любой человек, достигший 18 лет, способный по своим деловым и моральным качествам быть авторитетным наставником, положительно влиять на ребенка. Воспитатель может принимать меры по защите прав и законных интересов подростка, оказывать помощь родителям в вопросах воспитания, помочь ребенку избавиться от вредных привычек, нарушений общественных норм. Также он следит за успеваемостью подопечного, помогает в трудоустройстве и организации свободного времени.
Закреплением общественных воспитателей, желающих добровольно взять на себя эти обязанности, занимается комиссия по делам несовершеннолетних. Воспитатели работают на безвозмездной основе, но их деятельность в случае активного, добросовестного исполнения обязанностей и достижения положительных результатов поощряется органами государственной власти, местного самоуправления, организациями по месту работы.
В нашем районе есть дети, нуждающиеся в помощи взрослых, понимании, добром к себе отношении. Часто в своей семье они лишены этого.
Надеемся, что в районе найдутся желающие внести свой вклад в благородное дело по воспитанию подрастающего поколения. Просим обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав.