Мо́щи – останки святых, почитаемые Церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.
Начало почитания мощей относится к древнейшему периоду христианства и вырастает, видимо, из заботы о телах мучеников.. Сохранение и почитание мощей было также тесно связано с утверждением веры в воскресение во плоти. Особо важным для почитания мощей было развитие обычая перенесения мощей. Перенося мощи святого в свой храм (или город), община обретает покровителя. Перенесение мощей приобретает особую значимость в связи с тем, что в Церкви утверждается обычай строить храмы на мощах святых. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм).
Почитание мощей связано с присущим им даром чудотворения, т.е. считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах. К этим дарам относится прежде всего сила исцелять различные болезни и изгонять бесов. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, “бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, слепые презирают, прокаженные очищаются, искушения и скорби исчезают”. В силу этого храмы и монастыри, в которых содержатся мощи особо почитаемых святых, становятся местом паломничества. Доступ к мощам мог быть как постоянным, так и временным. Мощи могли носить в крестных ходах и возлагать на больных. Многие "мощи святых источали миро.
Мощи святых могут представлять собой как целые тела, так и одни лишь части или частицы тел. Наряду с мощами в узком смысле слова, аналогичное почитание может распространяться и на ряд других предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего ту ткань, в которую облекаются мощи, воск от свечей, стоявших на могиле святого и т.д.