Утвержден постановлением администрации Моргаушского района от 27.07.2011 № 737
Муниципальный доклад
О состоянии условий и охраны труда в Моргаушском районе Чувашской Республики в 2010 году.
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в Моргаушском районе Чувашской Республики в 2010 году подготовлен на основе данных предприятий, организаций и учреждений Моргаушского района Чувашской Республики.
В докладе дается характеристика состояния условий и охраны труда: развитие системы муниципального управления охраной труда, результаты работы органов надзора и контроля на территории муниципального образования, финансирование мероприятий по охране труда, состояние и причины производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, количество работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, обучение охране труда. Настоящий муниципальный доклад состоит из семи разделов.
Раздел I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Решение проблем в области улучшения условий и охраны труда требует системного подхода и предусматривает тесное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, объединений работодателей и работников. Усилия последних лет позволили сформировать в районе муниципальную систему управления охраной труда, которая позволяет реализовывать законодательные требования, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов, оказывать практическую помощь организациям, работодателям, предпринимателям, работникам на всех уровнях управления. Проводимая целенаправленная и комплексная работа по улучшению условий и охраны труда осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственного надзора и контроля, объединениями работодателей и работников в рамках заключенных соглашений, а также мероприятий координационного совета по охране труда. Координационный совет работает по плану, который включает вопросы состояния условий и охраны труда в организациях, производственного травматизма, соблюдения законодательства об охране труда, восстановления служб охраны труда на предприятиях, в организациях, учреждениях, финансирования охраны труда, состояния охраны труда в отраслях экономики, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и др. По итогам работы координационного совета по охране труда были приняты решения, в том числе: по итогам проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда, промышленной безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности в организациях района. Решением координационного совета по охране труда представлено на участие в республиканском смотре-конкурсе по охране труда между организациями Чувашской Республики Филиал «Моргаушимежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», который занял почетное 3-е место среди организаций до 100 работающих. Всего представили материалы 21 предприятие.
На Координационном совете по охране труда рассмотрены вопросы:
Рассмотрены вопросы
|
Итоги реализации |
I. О проделанной работе по созданию безопасных условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории Моргаушского района в 2009 году. |
Информация принята к сведению, обсуждена и проанализирована на совещании с руководителями предприятий и организаций, специалистами (инженерами) по ОТ. |
II. О ходе выполнения районной программы улучшения условий и охраны труда в Моргаушском районе на 2008– 2010 годы. |
Информация принята к сведению, обсуждена и проанализирована с руководителями предприятий и организаций, специалистами (инженерами) по ОТ. |
III. Об итогах смотра-конкурса по охране труда между организациями Моргаушского района в 2009 году и представление материалов на смотр-конкурс по охране труда между организациями Чувашской Республики. |
По итогам представленных материалов обследованы состояния условий и охраны труда на предприятиях и организациях района. Победителем смотра-конкурса между организациями района в 2009 году признан Филиал « Моргаушимежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз». Материалы представлены на участие в республиканском смотре-конкурсе по ОТ между организациями Чувашской Республики. Заняли 3-е место. |
IV. Анализ несчастных случаев на предприятиях и организациях района по итогам 1 квартала 2010 года. |
Информация принята к сведению, обсуждена и проанализирована с руководителями предприятий и организаций, специалистами (инженерами) по ОТ |
V. О состоянии работы по организации профмедосмотров работников предприятий и организаций Моргаушского района. |
Отмечены недостатки по темпу прохождения медосмотров организациями района. Довести до всех организаций сложившуюся ситуацию и усилить контроль за соблюдением утвержденного графика. |
VI. Об итогах районного конкурса «Лучший специалист по охране труда» 2010 года. |
Победителем конкурса «Лучший специалист по охране труда» 2010 года признан Павлов Валерий Ильич- инженер по охране труда Моргаушского райпо и его кандидатура представлена для участия на республиканском конкурсе. |
VII. Анализ несчастных случаев на предприятиях и организациях района по итогам 3 квартала. |
Рассмотрены и проанализированы все несчастные случаи. Информация доведена до всех предприятий и организаций района.
|
VIII. Состояние охраны труда и техники безопасности на предприятиях и организациях района за 9 месяцев 2010 года и мерах по недопущению производственного травматизма. |
Подведены итоги, выявлены типичные замечания и недоработки. Рекомендации доведены до предприятий и организаций района. |
9. Соблюдение нормативных требований по безопасности труда в учреждениях образования и здравоохранения. |
Проанализированы выявленные замечания в ходе проверок по изучению состояния дел по привлечению школьников на сельхозработах и пришкольных лагерях. Доведены конкретные рекомендации. |
10. Организация обучения по охране труда и технике безопасности на предприятиях всех форм собственности. |
Определены конкретные сроки проведения обучения для руководителей и специалистов организаций, а также для работников по организациям. |
11.О стоянии санэпидобстановки на предприятиях и организациях района |
Проведен полный анализ санэпидобстаноки в районе. Поставлены конкретные задачи по устранению замечаний. |
Другим механизмом объединения усилий в области трудовых отношений и охраны труда является система социального партнерства. В 2010 году в районе действовала территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Результатом работы территориальной комиссии является заключение и контроль территориального соглашения, которое определило социально-экономическую политику на местах, способствовало заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
Основное внимание в работе районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уделялось выполнению мероприятий по реализации указанного Соглашения, сохранению стабильной социальной обстановки в районе, принятию необходимых мер по решению социально-трудовых вопросов, обеспечению связей комиссии с объединениями профсоюзов, работодателей, представителями средств массовой информации, территориальными комиссиями. Соглашение о социальном партнерстве на 2009 – 2011 годы подписано 29 мая 2009 года.
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальном партнерстве» проводилась работа по заключению коллективных договоров и их уведомительной регистрации. На предприятиях и в организациях всех форм собственности заключено и прошли уведомительную регистрацию 31 коллективный договор.
Необходимо отметить, что улучшились содержание и структура принимаемых коллективных договоров, повысился уровень социальных гарантий, меньше стало норм, носящих декларативный и неконкретный характер. Больше внимания стало уделяться вопросам финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Многие работодатели стали принимать решения о выделении на эти цели определенных процентов от суммы затрат на производство продукции. Стали учитывать нормы, заложенные в принятых отраслевых и республиканском, территориальном соглашениях. Однако не все коллективные договоры представляются на уведомительную регистрацию, процент зарегистрированных коллективных договоров составляет 90 % от числа заключенных.
Профсоюзы остаются одной из наиболее заинтересованных и последовательных сторон социального партнерства. Именно они явились инициаторами ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений, они осуществляли контроль над их выполнением через уполномоченных (доверенных) лиц, комитеты (комиссии) и профсоюзные инспекции по охране труда. Вопросы улучшения условий и охраны труда работающих в организациях района находятся под постоянным контролем комитетов профсоюзов. Эти вопросы предусматриваются в соглашениях, коллективных договорах, рассматриваются на заседаниях профсоюзных комитетов. В 2010 году районными комитетами профсоюзов под руководством Координационного совета профсоюзов Моргаушского района проведена определенная работа по улучшению условий труда работающих и социальной защите граждан, работающих на производстве.
В целях активизации деятельности профсоюзного актива по общественному контролю над состоянием охраны труда в организациях района продолжается создание и развитие института уполномоченных лиц профсоюзных комитетов по охране труда, общее число которых составляет более 400 человек. Большинство из них прошли обучение и активизировали свою работу. Кроме того, в 2010 году профсоюзы осуществляли контроль над применением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, участвовали в комиссиях по расследованию несчастных случаев, анализировали состояние и причины производственного травматизма.
Развитие социального партнерства как механизма согласования интересов заинтересованных сторон трудовых отношений, предупреждения возможных между ними конфликтов путем урегулирования спорных вопросов, достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации имеет большое значение в районе. Активная и целенаправленная работа всех участников социального партнерства позволяет обеспечить стабильность в социально-трудовой сфере района и избегать коллективных трудовых споров и конфликтных ситуаций на протяжении ряда лет. В то же время деятельность социальных партнеров может быть улучшена за счет увеличения количества и качества реализации совместных мероприятий. Важную роль по обеспечению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда на рабочих местах должен играть институт общественного контроля.
Координирующая роль в организации мероприятий по охране труда в администрации района возложена на заместителя главы администрации Моргаушского района - начальника отдела сельского хозяйства. Осуществлялась работа по восстановлению и обеспечению служб охраны труда организаций на территории муниципального образования. Доля организаций с численностью работающих более 50 человек, укомплектованных специалистами по охране труда или имеющих службу охраны труда, составляет 100 %.
В целях анализа состояния условий и охраны труда, ознакомления с новой нормативной правовой базой, пропаганды передового опыта в области улучшения условий и охраны труда организовано и проведено 3 семинара- совещания.
Практикуется посещение организаций с целью оказания методической помощи. Большинство посещений организаций проходило с участием органов надзора и контроля. (16 из 60 посещений).
Совместно с Государственным учреждением «Республиканский центр охраны труда» организовано обучение руководителей и специалистов организаций по 40-часовой программе. Всего прошли обучение 188 человек.
В районе в целях создания безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, обеспечения совместных действий работодателей и профсоюзных органов реализуется программа улучшения условий и охраны труда. Содержание районной программы улучшения условий и охраны труда включает: мероприятия координационного совета; организационно-технические мероприятия по обучению и проверке знаний по охране труда, организации контроля за соблюдением требований безопасности при государственной регистрации организаций и выдаче разрешений (лицензий) на занятие хозяйственной деятельностью, участию в расследовании несчастных случаев на производстве, организации единых дней охраны труда, мероприятий по улучшению условий труда женщин, подростков и лиц, занятых в неблагоприятных условиях труда и другие. Финансирование программных мероприятий производится за счет местного бюджета и собственных средств организаций.
Раздел 2. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
МОРГАУШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
В целом в организациях района проводится планомерная и целенаправленная работа по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, пожаров, по безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов с учетом законодательных, нормативных и правовых актов, содержащих нормативные требования по охране труда. В организациях, где численность работающих 50 и более человек в штат введены специалисты (инженеры) по охране труда. Если за последние годы этого не удавалось, то в 2010 году задача была выполнена. Тем не менее остается проблема с малыми предприятиями, где возложение исполнения обязанностей специалиста по охране труда происходит не на должном уровне.
Количество организаций |
Наличие специалиста или ответственного лица по охране труда |
Всего работодателей, в т.ч. индивидуальных предпринимателей* |
Из них |
Количество ответственных лиц по охране труда |
Количество специалистов по охране труда |
Количество служб охраны труда/ количество работающих в них чел. |
Количество
работодателей с численностью свыше 50 чел., где отсутствует служба охраны труда, в т.ч. индивидуальных предпринимателей |
Охват службами охраны труда работодателей с численностью работающих свыше 50 чел., % |
с числен-ностью работающих свыше 50 человек |
с численностью работающих менее 50 человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
280 |
21 |
259 |
259 |
21 |
21/21 |
0 |
100 |
Они являются организаторами мероприятий по трехступенчатому контролю, Дней охраны труда, месячника по улучшению условий труда, обучения работающих по охране труда, медицинских осмотров и других мероприятий. В большинстве организаций определены перечни работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, перечни профессий и должностей работников и специалистов, подлежащих периодической проверке знаний, разработаны билетные вопросы, созданы экзаменационные комиссии по проверке знаний правил и норм охраны труда. Организовано обучение и проверены знания работников животноводства, механизации, машинно-тракторных парков и т.д. В ходе проверок соответствующими службами выносятся предписания, обязательные для исполнения. При повторных проверках изучают ход выполнения ранее принятых предписаний, что способствует устранению имеющихся недостатков. Восстановлены кабинеты по охране труда в 8 организациях, созданы уголки безопасности в 14 организациях, все юридические лица имеют подписку на периодическую печать, обеспечены электронной версией норм и правил по охране труда и т.д. Во всех предприятиях принимаются меры по созданию пунктов приема пищи для работников отраслей животноводства, механизации, промышленности и других. Активность в разрешении данного пункта проявляют ГУП ОПХ «Ударник», СХПК «Оринино», СХПК им. Суворова, ОАО «Моргаушавтотехсервис», СХПК им. Андреева и другие. Последовательны в решении вопросов по оборудованию, оснащению и содержанию санитарно-бытовых помещений на производственных участках в организациях «ГУП птицефабрика «Моргаушская», ГУП ОПХ «Ударник», ОАО «Моргаушскавтотехсервис», ЗАО «Моргаушский кирпичный завод».
Однако в ряде организаций наблюдается частая смена специалистов по охране труда. На многих предприятиях возлагают исполнение обязанностей на специалистов, загруженных основной работой, порой не компентетных в вопросах охраны труда, что вызывает определенные сложности в создании системы управления охраной труда в организации.
Раздел 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ
Производственный травматизм характеризуется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более или со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей и подлежащих учету. Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование несовершенных машин и оборудования, технологических процессов, несоблюдение требований безопасности приводят к полной или частичной утрате трудоспособности. Предприятия промышленности, сельского хозяйства, связи, строительства, торговли, материально-технического снабжения и сбыта, заготовок, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, а также субъекты малого предпринимательства обследовались на основе сплошного наблюдения. Сведения о травматизме на производстве сформированы на основании учетных данных организаций.
В 2009 году обследовано 62 организации. В течение года пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 4 человека. Все получили легкую степень тяжести повреждения здоровья. Это на таких предприятиях как: МУЗ «Моргаушская ЦРБ»; Моргаушское райпо и СПК «Герой». (Всего пострадали на производстве: в 2002 году – 28; 2003 году – 9; 2004- 25; 2005 – 9; 2006 – 6; 2007- 10; 2008-6; 2009-5.). Со смертельным исходом: в 2005-3 чел; 2006- 1 чел.; 2007- нет; 2008 -1 чел.; 2009-1.
В целом в районе производственный травматизм характеризуется снижением, но это не дает нам право расслабиться. Подавляющее большинство несчастных случаев ежегодно повторяются в сельскохозяйственном производстве. Причины известны и понятны: разносторонняя деятельность, низкая ответственность специалистов, необученность работников правилам и методам безопасного выполнения работ и др.
Раздел 4. УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работников напрямую зависят от состояния условий труда. Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами, модернизация оборудования и технологических процессов, создание, таким образом, безопасных и безвредных условий труда ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В целом в районе около 40% работников трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. На большинстве предприятий используется более чем 50% морально и физически устаревшее оборудование. Не проводятся мероприятия по снижению выделения пыли, вредных газов в воздух рабочей зоны, влиянию на работающих производственного шума, вибрации и т.д.. В последние годы предприятиями района мало проводятся лабораторно-инструментальные методы исследования воздуха рабочей зоны, на содержание пыли, газов и аэрозолей. Мало проводятся исследования шума, вибрации, электромагнитных полей.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом из числа обследованных объектов несколько улучшились показатели по микроклимату и освещенности на рабочих местах.
Относительно благополучная обстановка по физическим параметрам в районе наблюдается на таких предприятиях, АУ ЧР «Редакция Моргаушской районной газеты «Сентеру ялаве» («Знамя победы»), ООО «Чувашсетьгаз», Моргаушское райпо и др.. По-прежнему неудовлетворительные условия труда по физическим факторам остаются на предприятиях сельского хозяйства. Ремонтные мастерские в основном не отапливаются, отсутствуют или не функционируют системы вентиляции, на рабочих местах недостаточна освещенность. В животноводстве сокращается удельный вес механизации трудоемких процессов. Санитарно-бытовые помещения находятся в крайне запущенном состоянии, имеющиеся душевые не функционируют, санитарно-техническое оборудование демонтировано.
Профессиональные заболевания и заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Результатом воздействия на работающих вредных и неблагоприятных факторов является развитие у них профессиональных заболеваний.
В 2006 году с подозрением на профзаболевание выявлено 6 человек, из них 3 женщины. В 2007- 4, 2008-3, 2009-1.2010-0.
В структуре профессиональных хронических заболеваний преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, вибрационная болезнь. Среди профессий на первом месте стоят животноводы, на втором механизаторы и третьем водители.
По итогам года прошли периодический медосмотр 1680 чел, (по плану 1783 чел.), что составляет 94,2 % от предусмотренного. Первичный прошли 68 чел.
Условия труда женщин.
При использовании труда женщин нарушаются нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей, особенно в сельском хозяйстве (доярки, свинарки, телятницы) и в строительстве. На животноводческих фермах из-за неисправности систем навозоудаления, кормораздачи, отсутствия молокопроводов работникам приходится вручную переносить различные тяжести, удалять навоз, разносить корм. В строительных организациях также остается низкой механизация трудоемких процессов (штукатур - маляров и работниц кирпичного завода). Вследствие недостаточного тепло и электроснабжения женщины подвергаются воздействию неблагоприятных микроклиматических условий (низкие температуры, высокая влажность, сквозняки). Условия труда женщин, работающих на животноводческих фермах, по микроклиматическим показателям также относятся к вредному классу труда. До сих пор не на всех предприятиях района разработаны санитарно-гигиенические паспорта с общей и качественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Практически ни на одном предприятии района не осталось в полном наборе санитарно-бытовых помещений, отсутствуют комнаты гигиены женщин. Женщины, работающие в неудовлетворительных условиях труда и воздействия вредных производственных факторов, подвергаются большему риску различным заболеваниям.
Аттестация рабочих мест на условия труда.
В 2010 году провели аттестацию рабочих мест две организации: ОАО «Моргаушский молокозавод»; ГУ «Моргаушская районная станция по борьбе с болезнями животных». Однако в остальных организациях района вопросам организации аттестации рабочих мест на условия труда относятся несерьезно, с чем и связано нежелание начать работу по организации аттестации рабочих мест
Аттестация рабочих мест по условиям труда непосредственно связана с вопросами экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и охраны труда. Этому способствует обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и система предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, частично финансируемых за счет страховых взносов. Предприятия, добившиеся по результатам аттестации рабочих мест улучшения условий труда для работников, имеют возможность сэкономить средства предприятия за счет уменьшения (до 40%) тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для активизации работы по проведению аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в Чувашской Республике на базе ГУ «Республиканский центр охраны труда» Минздравсоцразвития Чувашии организовано обучение по аттестации рабочих мест по условиям труда по 24-часовой программе. Имеется необходимость за счет средств работодателей организовать обучение специалистов из каждой организации для дальнейшей работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Налажена работа по ведению мониторинга рабочих мест по условиям труда. Из всех предприятий, где работают более 50 человек, на 21 сегодня проведена работа по мониторингу рабочих мест по условиям труда.
Раздел 5. ЗАТРАТЫ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РАБОТНИКОВ, РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Состояние условий и охраны труда характеризуется затратами на мероприятия по охране труда и возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Одним из важных социальных направлений является медицинская и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве, которая заключается в системе мероприятий, направленных на восстановление их трудоспособности, или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
На мероприятия по охране труда в 2005 году израсходовано 2539 тыс. руб., в 2006 году – 2700 тыс. руб., а в 2007 – 2990 руб.. В среднем на охрану труда одного работника было потрачено 420 руб. (в 2006 году – 250 руб., в 2007-420 руб., в 2008 году использовано 2275 тыс. руб., что составляет 415 руб. на одного работающего по району. В 2009 году затрачено 4200 тыс. руб., что составляет на одного работающего 527 руб, а в 2010году 4800 тыс. руб. Это средний показатель по республике. Хотя Трудовым Кодексом определено, что сумма средств, направляемых на охрану труда должна быть не менее 0,2 % от общего объема производства.
Раздел 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
До всех предприятий, организаций и учреждений доведены Законы об охране труда, типовые инструкции, положения об организации дня охраны труда, трехступенчатого контроля по охране труда, нормативные документы по вопросам несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, методические рекомендации по организации работы уполномоченных и деятельности комиссий по охране труда и другие документы.
Организованы совместные выезды на предприятия района с целью изучения постановки работы по охране труда специалистами администрации района, Роспотребнадзора и прокуратурой района. Анализ состояния дел произведен на семинарах-совещаниях специалистов по охране труда, проводимых ежеквартально. Практикуется проведение дней консультаций по вопросам труда и охраны труда. В районе систематически информируются работодатели о каждом несчастном случае, происшедшем с работником при выполнении трудовых обязанностей, направляются письма-телефонограммы с информацией о несчастных случаях на производстве с рекомендациями для принятия соответствующих мер. Вся работа по расследованию несчастных случаев производится согласно Положению.
Особо необходимо подчеркнуть важность проведения обучения по требованиям охраны труда как самих работников, так и руководителей и специалистов организаций. В этом направлении хочется подчеркнуть такие организации как СХПК им. Ильича, ГУП ОПХ «Ударник», РГУ «Моргаушская районная станция по борьбе с болезнями животных», Моргаушское и Б.Сундырьское райпо, учреждения образования и здравоохранения. В 2010 году прошли обучение 188 руководителей и специалистов организаций.
Раздел 7. ЗАДАЧИ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2011 ГОД
Представленные в предыдущих разделах материалы о состоянии условий и охраны труда в районе свидетельствуют о том, что в районе за последние годы сформирована эффективная муниципальная система управления, включающая в себя два уровня: муниципальный и корпоративный. Основной задачей муниципальной системы является обеспечение реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. Анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости показывает, что ситуация в области условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономики района продолжает оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой, хотя смертельных и тяжелых случаев не было. Необходимо отметить, что большинство несчастных случаев на производстве происходят по-прежнему по организационным причинам, не требующим особых материальных затрат, из-за отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, пьянства на производстве, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению безопасных условий труда. В некоторых отраслях экономики не наблюдается улучшения состояния здоровья работников и сохраняется риск профессиональной патологии, особенно в сельском хозяйстве. Таким образом, проблемы охраны труда носят комплексный характер и требуют решения правовых, организационных, социальных, экономических и других задач.
Важнейшей задачей остается дальнейшее усиление роли органов местного самоуправления по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Необходимо продолжить дальнейшее развитие экономического стимулирования работодателей через механизм скидки и надбавки к страховому тарифу, совершенствование системы мониторинга состояния безопасности труда. Усилить дальнейшее расширение сферы деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышение эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечения необходимого качества работ по аттестации.
На уровне организаций при решении задач по улучшению условий и охраны труда надо особо обратить внимание на профессиональную подготовку специалиста по охране труда. Важное место занимает обучение по охране труда.
Охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников, требует постоянного внимания, системного подхода, тесного взаимодействия между работодателем и работниками. Совершенствование механизмов социальной защиты работников от профессиональных рисков, социального партнерства, взаимодействия местного самоуправления с органами государственного управления, контроля и надзора, объединений работодателей и работников, законодательства об охране труда в конечном счете должно способствовать социально-экономическому развитию района.
Зам. начальника ОСЗН
Моргаушского района А.Н.Кузьмин