МБУ ДО "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА" г. КАНАШ ЧРОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

ИКТ в преподавании дисциплин предметной области «История искусства»: из опыта работы

ИКТ в преподавании дисциплин предметной области «История искусства»:

из опыта работы

Преподаватель истории искусства

МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Канаш ЧР

Е.В. Сергеева

Информационно-коммуникационные технологии с каждым годом всё активнее входят в образовательное пространство детских художественных школ, в частности - в преподавание дисциплин предметной области «История искусства». Информационная ёмкость теоретических предметов определяет их насыщенность современными технологиями.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс предполагает использование определённых программных средств, достаточный уровень компьютерной грамотности преподавателя, организацию деятельности по применению средств ИКТ на уроках и во внеклассной работе.

Преподавателю необходимо грамотно спланировать использование ИКТ как в рамках конкретного теоретического урока или практического занятия, отдельных разделов и тем, так и в объёме всего курса в целом. При планировании необходимо предусмотреть применение средств ИКТ во взаимосвязи с традиционными средствами, поскольку наилучший результат в обучении достигается их интегрированным использованием.

Применение ИКТ значительно повышает наглядность изучаемого материала, помогает сделать его максимально разнообразным как по содержанию, так и по форме, методам преподавания, что во многом облегчает усвоение материала обучающимися. Интерактивность компьютерных технологий вызывает у детей повышенный интерес, помогает преподавателю принципиально изменить подходы к управлению образовательным процессом, мотивировать обучающихся, активизировать их деятельность на уроке и в самостоятельной работе. Всё это даёт хорошие результаты независимо от степени заинтересованности обучающихся в теоретических предметах.Информационные технологии позволяют развивать в коллективном обучении не только познавательные, но и творческие возможности детей при их активном взаимодействии с преподавателем и между собой.

В детской художественной школе г. Канаш накоплен значительный опыт работы в данном направлении. Преподавателем истории искусства с применением ИКТ разработаны система уроков, наглядные дидактические материалы, средства контроля за уровнем знаний обучающихся и методики их применения.

С использованием мультимедийных энциклопедий, ресурсов Интернета, объёмного фонда оцифрованных фото- и видеоматериалов созданы презентации по всем темам предметной области «История искусства». Ход теоретического урока или практического занятия представлен в слайдах презентации (тема, проблемный вопрос, содержание, выводы, итоговый опрос, тестирование и др.). В презентации используются репродукции, фотографии, текстовый материал, в том числе информация для записи в рабочих тетрадях (определения, схема, опорный конспект), задание для самостоятельной работы, ссылки на информационные ресурсы. Применяется как фронтальный, так и фрагментарный показ по различным темам c использованием CD-ROM, видеороликов.

В виде презентации могут быть представлены разные типы уроков: изучения новых знаний, их закрепления, комплексного применения ЗУН, обобщения и систематизации знаний, проверки, оценки и коррекции ЗУН, а также внеклассные мероприятия эстетической направленности для расширения кругозора обучающихся.

Применяются и готовые мультимедийные пособия, программы, практические курсы, дающие возможность в занимательной форме совершать экскурсии по картинным галереям, выставочным залам, знакомиться с творчеством художников, архитекторов, скульпторов (мультимедийные пособия «Шедевры русской живописи», «5000 шедевров рисунка», «Мировая художественная культура», «Учимся понимать архитектуру», «Учимся понимать живопись», «1000 великих художников», «Шедевры архитектуры», «Азбука искусства» и др.)

Применение ИКТ значительно снижает трудоёмкость учебного процесса, высвобождает время для живого общения, при этом расширяются и возрастные возможности обучения.

Так, интерактивные занятия на подготовительном отделении ДХШ помогают преподавателю вызвать эмоциональный отклик детей, заинтересовать младших школьников изобразительным искусством в целом.

На основном отделении обучающиеся знакомятся с искусством разных стран и эпох, народной художественной культурой. Возможности ИКТ помогают преподавателю провести занятия нестандартно, динамично, в игровой форме. Для обучающихся по общеразвивающим программам это повышающие познавательную активность детей виртуальные уроки–экскурсии и путешествия, вернисажи, турниры и викторины, «погружения» в изобразительное искусство.

Для обучающихся по предпрофессиональным программам использование ИКТ в преподавании теоретических дисциплин становится особенно актуальным, поскольку реализация данных программ предусматривает самостоятельную работу, промежуточную и итоговую аттестацию по предметной области «История искусства», что повышает требования к уровню подготовки обучающихся. Рекомендованные преподавателем ссылки на ресурсы Интернетапомогают ориентироваться в информационном потоке при выполнении домашнего задания. Мультимедийные средства формируют способность применять полученные знания в различных видах практической деятельности. В рамках промежуточной аттестации обучающиеся самостоятельно выполняют задания в различной форме: реферат, тематическая презентация, сообщение, доклад, выступая на уроках и внеклассных мероприятиях. Начиная с 3-го года обучения выполняется исследовательская работа. Защита проектов проходит в форме слайдовой презентации или стендового доклада. Данная работа даёт возможность обучающимся в полной мере проявить свои творческие способности, продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.

ИКТ применяются и для разработки наглядных учебных пособий, в том числе в электронном виде. В качестве источников используются электронные программы и энциклопедии по искусству и мировой художественной культуре. Так, в преподавании курса активно используются наглядные учебные пособия «Стили в художественной культуре», «Архитектурные памятники Отечества», «Скульптура: разновидности, жанры, материалы, техники исполнения», «Жанры в изобразительном искусстве», «Народные промыслы и ремёсла» и др., В пособиях в систематизированном виде представлены текстовая информация и иллюстративный материал, являющийся наглядным сопровождением соответствующих тем на разных этапах реализации учебных программ предметной области «История искусства». В пособиях «Что такое искусство?», «Словарь юного искусствоведа» искусствоведческая терминология сопровождается соответствующим иллюстративным материалом и комментарием. Все пособия представлены как в электронной версии, так и в распечатанном на цветном принтере виде, сброшюрованными или оформленными в папки.

Возможности ИКТ используются и для контроля знаний обучающихся: текущий контроль в форме устного или письменного опроса, тестирование в ходе каждого урока или после изучения определённой темы, раздела, а также в рамках промежуточной аттестации в конце каждого учебного года. Тестовый материал представлен в слайдах презентации теоретическими вопросами по искусствоведению, типологии видов, жанров, выразительных средств и практическими вопросами на определение конкретного произведения искусства, его автора, времени создания, местонахождения и др. по представленным фотографиям памятников архитектуры и скульптуры, репродукциям картин. Тестирование в качестве формы контроля знаний применяется в ДХШ в течение последних пятнадцати лет. Коллективная работа над ошибками в ответах способствует более прочному усвоению знаний. При этом тестовый материал ежегодно дополняется, видоизменяется с учётом уровня подготовленности обучающихся.

Информационные технологии используются и во внеурочной деятельности. Интеллектуальные игры, викторины по истории искусства активизируют творческие способности обучающихся, развивают интерес к предметной области «История искусства». На слайдах презентации участникам мероприятия предлагаются задания и вопросы на определение по отдельным фрагментам или описанию художественных произведений и их авторов. Подбор заданий соотносится с изученным материалом в соответствии с возрастом обучающихся.

Развитие познавательной и творческой активности обучающихся на основе использования ИКТ – одна из важных задач преподавателя теоретических дисциплин в детской художественной школе. Внедрение ИКТ в образовательный процесс повышает качество знаний обучающихся, ориентирует их в современном информационном пространстве, обеспечивает вариативность, индивидуальный подход в обучении, помогает преподавателю совершенствовать методику проведения уроков. Необходимо продолжать разработку методик применения ИКТ, активнее использовать их в образовательном процессе детской художественной школы, обобщать и передавать накопленный опыт работы.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика