Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку
9 класс
1.Расставьте ударения.
Апокриф, духовник, наискось, обострить, столяр, коллеж, колосс.
2. Раскройте скобки, выбирая необходимую букву.
Быти(е,ё), жити(е,ё), оп(е,ё )ка, ос(е,ё)длый, св(е,ё )кла, забел(е,ё )нный.
3. Определите, какое значение во времена А.С.Пушкина имело слово рассеянный. Какое значение это слово имеет в современном русском языке?
1)Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков (А.С.Пушкин).
2)Рассеянная жизнь и общество, где он старался сыграть роль светского человека, всё это уносило его далеко от труда и мыслей (Н.В.Гоголь).
4. К приведенным старославянизмам подберите русские соответствия или однокоренные слова. Укажите признаки старославянизмов.
Езеро, надежда, агнец, врата, шлем, низвергнуть.
5. Выберите правильную форму управления. Укажите возможные варианты, с приведенными словосочетаниями составьте предложения.
Благодаря (уход), заведующий (отдел), вопреки (суеверие), избегать (опасность), уверенность в (победа).
6.При помощи каких суффиксов образуются в русском языке существительные, обозначающие жителей различных населенных пунктов? Приведите примеры.
7. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птицы одинакового оперенья держатся вместе.
Когда море вернет всех погибших в нём.
У него ещё за ушами не просохло.
Для каждой собаки наступит её день.
Не стоит пороха и дроби.
Чёрная овца в семье.
8. Определите часть речи слова один в предложениях:
1) В дневнике одни пятёрки.
2) Вчера я встретил одного человека.
9.Что такое буква? Дайте определение.
10.Перескажите сказку «Репка» одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.
9класс
Примерные ответы
1.Апо׳криф, духовни׳к, на׳искось, обостри׳ть, столя׳р, колле׳ ж, коло׳сс.
Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.
2. Бытие, житие, опека, оседлый, свёкла, забелённый.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
3. Во времена А.С.Пушкина слово рассеянный имело значение «наполненный развлечениями, удовольствиями; ведущий жизнь, полную развлечений, удовольствий».
В современном русском языке это слово употребляется в значении «не умеющий сосредоточиться, невнимательный и несобранный».
Оценка: 3балла за правильный ответ.
4. Езеро (начальное е, соответствующее русскому о:озеро), надежда
(сочетание жд, соответствующее русскому ж: надёжный), агнец ( начальное а, соответстующее русскому я: ягнёнок), врата (неполногласное сочетание ра, соответствующее полногласному русскому сочетанию оро: ворота), шлем (неполногласное сочетание ле, соответствующее полногласному русскому сочетанию ело: шелом) , низвергнуть ( приставка низ-, соответствующее русской приставке с-: свергнуть).
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
5. Благодаря уходу, заведующий отделом, вопреки суеверию, избегать опасности , уверенность в победе.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
6. Москвичи, петербуржцы, парижане, бакинцы.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
7. Птицы одинакового оперенья держатся вместе - одного поля ягодки, два сапога пара .
Когда море вернет всех погибших в нём- когда рак на горе свистнет.
У него ещё за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло.
Для каждой собаки наступит её день – будет и на нашей улице праздник.
Не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит.
Чёрная овца в семье - в семье не без урода, паршивая овца в стаде.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
8. В первом предложении слово один является частицей и имеет значение только; во втором –местоимением со значением некоего.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
9.Буква – графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков и их разновидностей.
Оценка: 2балла.
10. Оценка: 7баллов.
Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку
10 класс
1. Расставьте ударения.
Аннексия, диспансер, закупорить, избаловать, мытарство, ободрить,
феерия.
2. Почему азбука, которой мы пользуемся, называется кириллицей? В каких ещё странах и для каких языков используется кириллица?
3.Определите, в каком значении употреблено выделенное слово в приведённом предложении? Какое значение имеет оно в современном русском языке?
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней розы прозябанье.
4.Выберите фразу, содержащую, на ваш взгляд, верное суждение.
Старославянский язык был :
1) языком, на котором говорили все славяне;
2) письменным языком южных и восточных славян.
5. Определите, к лицу какого пола относятся фамилии. Прокомментируйте.
У Батуринца, у Батуринец; от Жук, от Ремень.
6. Какие части речи могут образовываться от местоимений ? Приведите примеры.
7.Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Не стоит и пуговицы.
Убить двух птиц одним камнем.
На другой стороне холма и трава зеленее.
По самые локти.
Что для одного-мясо, то для другого – яд.
Просто, как упасть с бревна.
8.Главная площадь в Москве называется Красной. Почему? Приведите примеры словосочетаний (не менее пяти), в которых указанное прилагательное не имеет значения «цвет».
9. Что такое морфема? Дайте определение.
10.Перескажите басню И.А.Крылова «Лисица и виноград» одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.
'
10 класс
Примерные ответы
1. Анне'ксия, диспансе׳р, заку׳порить, избалова׳ть, мыта׳рство, ободри׳ть, фее׳рия.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
2. Одна из древнейших славянских азбук – кириллица - получила своё название от имени Кирилл. (Византийский миссионер, выдающийся просветитель и проповедник христианства у славян. Константин Философ при пострижении в монахи.) Известны две славянские азбуки: глаголица и кириллица. Существует мнение, что первой была создана глаголица, а затем уже кириллица.
Ныне кириллический алфавит используется в таких странах, как Болгария (болгарский язык), Сербия (сербский язык), Украина (украинский язык), Беларусь (белорусский язык), Монголия (монгольский язык).
Оценка: 4балла за правильный ответ
3. Прозябать – «произрастать, прорастать; разрастаться».
Оценка: 3 балла за правильный ответ.
4. Старославянский язык был письменным языком южных и восточных славян.
Оценка: 2балла за правильный ответ.
5. У Батуринца - м., у Батуринец - ж ; от Жук, от Ремень – м/ж.
Русские и иноязычные фамилии на согласный звук склоняются, если относятся к лицу мужского пола, а если к лицу женского пола – не склоняются.
Если фамилия созвучна с названием животного (насекомого) или неодушевлённого предмета, то не склоняется.
Оценка: 2балла за правильный ответ, 2 балла - за комментарий.
6. Все основные знаменательные части речи, кроме имён числительных; имена существительные- отсебятина, свояк; имена прилагательные- свойский; наречия- по-нашему; глаголы- якать, тыкать.
Оценка: 4 балла за правильный ответ.
7. Не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит.
Убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев.
На другой стороне холма и трава зеленее – там хорошо, где нас нет
По самые локти – по горло.
Что для одного-мясо, то для другого – яд - что русскому хорошо, то немцу смерть.
Просто, как упасть с бревна – как дважды два..
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
8. Красная (устар.) - «красивая». Красные войска (относящийся к советскому строю, к Красной Армии); красный денёк (хороший, яркий, светлый); красная дичь (спец. наиболее ценных сортов, пород и т.д.); красная
cтрока (первая строка абзаца с отступом); красный товар (устар. ткани, мануфактура); красное словцо (разг. остроумное, хлёсткое замечание); красная цена (разг.наивысшая , которую можно дать за что-нибудь) и др.
Оценка: 1балл за каждый пример.
9. Морфема – значимая часть слова, далее неделимая.
Оценка:2 балла.
10. Оценка: 7баллов.
Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку
11 класс
1. Расставьте ударения.
Ломота, облегчить, пломбированный, премирование, триптих, холодненько.
2.В древнерусском языке имена существительные мужского рода с основой на шипящие согласные писались с мягким знаком («ерем») на конце , например: мужь(муж) и т.д. Можно ли, исходя из этого, объяснить написание гласной и после шипящих (жить, шить и т.д.) в современной русской орфографии?
3.Как вы понимаете выделенные слова в приведенном отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взившись, занавес шумит.
4. Отметьте, какие из приведенных ниже слов с сочетаниями ра, ла, ре, ле не являются старославянскими по происхождению.
Трава, плен, среда, кран, сладкий, слава, правда, брат, страна, план, след, шлем, мрак, власть, глава, град.
5.Докажите, что слово расчет пишется с одной с, а рассчитать - с двумя.
6. Каков исторический корень в слове нахлобучить?
7.Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птичка в руке стоит двух в кустах.
Просто, как пирог.
Возить уголь в Ньюкасл.
Хранить в вате.
Холодный, как огурец.
Называть лопату лопатой.
8.Определите, к какой части речи относится каждое из приведенных ниже слов, составьте с ними словосочетания.
Три, трое, тройник, Троица, третий, треть, трёшка, трижды, трио, тройня, тройчатка, трояк.
9. Что такое алфавит? Дайте определение.
10.Перескажите одним предложением «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, используя разнообразные синтаксические конструкции.
11класс
Примерные ответы
1. Ломо׳та, облегчи׳ть, пломбиро׳ванный, премирова׳ние, триптих, холодне׳нько.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
2. В древнерусском языке шипящие согласные ж, ш , а также согласный ц были мягкими. В современном русском языке после этих согласных гласная и пишется по традиции.
Оценка: 3балла за правильный ответ.
3.Партер – в театре 16-17вв. стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших классов; в наши дни – места в зрительном зале, расположенные рядами на плоскости пола параллельно сцене, эстраде, экрану. Кресла – сидячие места в зрительном зале. В поэтическом тексте эти слова имеют метонимическое значение : партер – зрители в партере, кресла – зрители , сидящие в креслах. Раёк - верхние места в зрительном зале, балкон, галёрка .
Оценка: 3 балла за правильный ответ.
4. Не являются старославянскими по происхождению слова с сочетаниями ра, ла, ре, ле, так как у них нет русских соответствий оро, оло, ере, ело: трава (общесл), кран (заимств.из нем.),слава ( общесл.), правда (общесл.), брат (индоевр.), план (заимств. из нем.), след ( общесл.).Ср.: плен (полон), среда (середина), сладкий (солод), страна (сторона), шлем (шелом), мрак (морока), власть (волость), глава (голова), град (город).
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.
5.Существительное расчет мотивировано глаголом расчесть, в личных формах которого употребляется приставка раз-(разочту, разочтём, разочтёте и др.),что и является доказательством правописания одной с в слове расчет. Глагол рассчитать образован от глагола считать, что и обусловливает наличие двух букв с.
Оценка: 2балла за правильный ответ.
6. Клобук – монашеский головной убор.
Оценка: 2балла за правильный ответ.
7. Птичка в руке стоит двух в кустах - лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Просто, как пирог - как дважды два.
Возить уголь в Ньюкасл - ездить в Тулу со своим самоваром.
Хранить в вате - беречь как зеницу ока.
Называть лопату лопатой - называть вещи своими именами.
Оценка: 2балла за каждый правильный ответ.′
8. Три самолёта(имя числительное), трое детей (имя числительное), новый тройник (имя существительное), праздновать Троицу (имя существительное), третий день (имя числительное), третий сорт (имя прилагательное), треть года (имя существительное), заплатить трёшку (трояк)
(имя существительное), повторить трижды (наречие), трио гитаристов (имя существительное), родить тройню (имя существительное), выпить тройчатку-лекарство(имя существительное).
Оценка: 1 балл за каждое словосочетание.
9. Алфавит – совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке.
Оценка: 2 балла.
10.Оценка: 7 баллов.