Какие природные катастрофы могут ожидать Россию в ближайшее время? На этот вопрос «Флагману безопасности» ответил начальник Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России Владислав БОЛОВ.
- В мае мир содрогнулся от мощного землетрясения в соседнем Китае. Не будет ли подобных подземных толчков и на территории России?
Владислав Болов / Значительная часть российской территории находится в сейсмоопасной зоне. К сожалению, геофизическая наука пока не может дать такой прогноз землетрясений, который мы могли бы использовать как производственный инструмент. Существуют только экспертные оценки, которыми мы можем руководствоваться при решении задач предупреждения и смягчения чрезвычайных ситуаций, вызываемых сейсмической активностью. Чтобы избежать катастрофических последствий сильных землетрясений, аналогичных тем, что были в Китае, необходимо активно развивать и внедрять современные технологии сейсмостойкого строительства, заниматься подготовкой и обучением населения, проводить учения. Как, например, это уже на протяжение многих лет делается в Японии.
Что же касается опасных зон, то Российская академия наук два года назад дала прогноз о возможности подземных толчков в сейсмической зоне Камчатки, Курил и Сахалина, который подтверждается. МЧС России неоднократно проводило там учения и держит ситуацию под контролем.
В зоне Кавказа, по оценкам Российского экспертного совета, сейсмическая активность сохранится в пределах фоновых значений.
- Да, и тайфуны мы отменить не можем…
Болов / Проблемными регионами по тайфунам у нас являются Дальний Восток, Приморский край, Сахалин, Камчатка. Наиболее активными тайфуны становятся с июня по октябрь. Пик приходится на август, сентябрь. Еще лет семь назад каждый тайфун уносил жизни людей. Сегодня комплекс организационно технических и технологических мероприятий, в том числе и своевременный прогноз параметров тайфунов, позволил практически полностью исключить человеческие жертвы и значительно снизить ущерб. Вот свежий пример эффективности системных мер по предупреждению природных чрезвычайных ситуаций: мощный циклон, затронувший территорию Забайкальского края, не привел к серьезным разрушениям, но при прохождении по территории Монголии вызвал серьезные социально-экономические последствия.
- Одно из потенциальных источников катастроф – глобальное потепление. Чего ждать от природы в июне?
Болов / На фоне повышения глобальной температуры, что является одним из индикаторов потепления климата, происходит увеличение количества аномальных отклонений по осадкам, температуре, скорости ветра. При этом увеличивается и глубина таких аномалий. Как следствие растет число источников природных чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, начиная с 2003 года, несмотря на увеличение количества источников природных катаклизмов, количество их уменьшается, что свидетельствует об эффективности работ по прогнозированию, предупреждению и предотвращению природных чрезвычайных ситуаций.
- Все прошлое лето спасательные бригады тушили лесные пожары в Сибири. Каков нынешний прогноз?
Болов / В этом году начало пожароопасного сезона уже в конце апреля - начале мая приобрело аномальный характер. На сегодняшний день ситуация стабилизировалась. Наибольшие опасение вызывают такие территории, как юг Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов.
В вопросах профилактики лесных пожаров и поражения ими населенных пунктов более активную роль должны играть местные власти.
- Как себя чувствуют ледники Кавказа?
Болов / Ледники Кавказа за последние годы отступили на 300 метров, и это привело к определенным проблемам. Когда ледник интенсивно тает, он оставляет за собой так называемые маренные чехлы, рыхлообломочный материал, очень хорошо вовлекаемый в селевые процессы. Наиболее ярким примером может служить катастрофический селевой процесс в городе Тырныауз в 2000 году.
Сход ледника Колки носит циклический характер, повторяемость циклов - раз в шестьдесят-восемьдесят лет. Чтобы обеспечить предсказуемость таких обрушений и тем самым обезопасить людей необходимо создать постоянно действующую службу мониторинга за пульсирующими ледниками, в частности, за ледником Колка.
- Каждое лето происходят техногенные катастрофы. Что у нас сегодня стало «слабым звеном»?
Болов / Мы фиксируем все больше ЧС в малой авиации, в том числе сопровождающиеся гибелью людей. Количество легкомоторных самолетов увеличивается, а правила их эксплуатации не всегда соответствуют уровню безопасности. Речь идет о техническом обслуживании самолетов и вертолетов, контроле и правилах выполнения полетов. Я сам был свидетелем, когда при попытке сделать одну из фигур высшего пилотажа разбился легкомоторный самолет. Погиб инструктор.
- Локальные, районные режимы ЧС введены в четырех пораженных саранчой районах Ставрополья. Каков прогноз?
Болов / Прогноз активизации саранчовых Центром был дан заблаговременно. На сегодняшний день существует превышение нормативного количества личинок саранчи на площади 22,5 тысячи гектаров. В основном это наблюдается в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Волгоградской области, Калмыкии, Адыгеи, Астраханской области, Краснодарском крае и Чечне.
- О каких опасностях стоит предупредить отпускников?
Болов / Надо быть внимательнее в лесу. В этом году активность клещей по отдельным регионам в десять раз выше, чем в прошлом. Особую тревогу вызывают Сибирский регион, Башкирия.
К сожалению, по-прежнему продолжают гибнуть люди и на водоемах. Причем, не на оборудованных пляжах, где есть спасательные службы, а в неорганизованных местах купания.
Каждый должен повышать собственную культуру безопасности, знать правила поведения в местах отдыха повышенного риска, и не забывать напоминать о них детям.