МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОАРМЕЙСКОМ РАЙОНЕ
В связи с вступлением в силу в полном объеме на территории Чувашской Республики с 01 января 2006 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» институт территориального общественного самоуправления претерпел определенные изменения, появились нововведения и особенности, не прописанные в ранее действующем законодательстве о местном самоуправлении.
Так, в статье 27 нового Закона, регулирующей основные принципы и правила организации территориального общественного самоуправления, расширен перечень территорий, на которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление, подробно расписаны полномочия органов территориального общественного самоуправления, общий порядок их избрания, общий механизм функционирования территориального общественного самоуправления. Установлены исчерпывающие требования к содержанию Устава территориального общественного самоуправления.
Ранее эти положения на федеральном законодательном уровне отсутствовали, что порождало определенные проблемы на местах.
Вместе с тем, нельзя говорить, что в нашем районе никогда не было территориального общественного самоуправления. Прежде всего, у нас действует институт старост (уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления). Проводятся сходы и собрания граждан по месту проживания. При главе Красноармейского района действует Совет самоуправления района, а при главах сельских поселений – Советы общественности. Именно через старост, через сходы, собрания, Советы, население решало и решает свои насущные проблемы. Однако, указанные формы территориального общественного самоуправления не имеют четкой правовой регламентации, права и обязанности старост не закреплены надлежащим образом в муниципальных правовых актах. Наверняка, многие из находящихся в зале старост, до сих пор не представляют в полном объеме всех своих полномочий, боятся ошибиться и сделать что-то не так. А из-за этого страдают в первую очередь общественные интересы.
С целью устранения имеющихся недостатков на рассмотрение Конференции представляются основные положения из проектов муниципальных правовых актов, которые в ближайшее время должны быть приняты на Собраниях депутатов всех сельских поселений нашего района. Старостам будет очень полезно заранее узнать, какие требования предъявляются к организации территориального общественного самоуправления, а представителям органов местного самоуправления, то есть работникам районной администрации, главам сельских поселений и депутатам, будет полезно узнать мнение старост на этот счет.
Для надлежащего правового регулирования деятельности территориального общественного самоуправления Собраниям депутатов сельских поселений в первую очередь необходимо принять Положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления. Затем утвердить Примерный устав территориального общественного самоуправления. И, наконец, принять правовой акт о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления. Работа в сельских поселениях предстоит очень большая, ведь территориальное общественное самоуправление по новому Закону считается учрежденным только с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего сельского поселения.
Необходимо четко определиться, что понимать под термином «территориальное общественное самоуправление» и по каким правилам должно работать территориальное общественное самоуправление в Красноармейском районе.
Территориальное общественное самоуправление является одной из форм народовластия, посредством которого осуществляется местное самоуправление. Статья 27 нового Закона следующим образом определяет территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что территориальное общественное самоуправление - это своего рода общественная самодеятельность, которая осуществляется посредством институтов непосредственной демократии (собрания или конференции граждан). Специфика деятельности территориального общественного самоуправления состоит в том, что на этом уровне осуществления местного самоуправления не требуется вмешательства органов власти и население само решает определенные вопросы.
Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются:
-законность;
-гласность и учет общественного мнения;
-выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам;
-широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
-взаимодействие с органами местного самоуправления;
-свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления.
В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста.
Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.
Границы территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Собранием депутатов сельского поселения с учетом предложений граждан. Это может быть подъезд, дом с прилегающей к нему территорией, группа домов, улица, квартал, микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением и другие территории. Территория территориального общественного самоуправления устанавливается в пределах территории одного населенного пункта. На определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления. Территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление.
Система территориального общественного самоуправления состоит из взаимодополняющих друг друга органов различного уровня, обеспечивающих согласованное решение, находящихся в ведении территориального общественного самоуправления вопросов.
Структура, наименование и порядок избрания (формирования) органов, выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления.
Исходя из своей основной цели территориальное общественное самоуправление выполняет следующие функции:
а) изучение социально-экономических потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, подготовка и разработка предложений по их обеспечению;
б) защита прав и законных интересов жителей;
в) содействие в проведении акций милосердия и благотворительности, оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
г) участие в поддержании общественного порядка на территории территориального общественного самоуправления;
д) работа с детьми и подростками, в том числе:
- содействие по организации отдыха детей в каникулярное время;
-содействие по организации детских клубов на территории территориального общественного самоуправления;
е) внесение предложений в органы местного самоуправления сельского поселения по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории территориального общественного самоуправления под детские и оздоровительные площадки, скверы, парки, стадионы, а также для других общественно - полезных целей;
ж) общественный контроль за санитарно - эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, за эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда и благоустройством территорий, за торговым и бытовым обслуживанием населения на соответствующей территории;
з) участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории, обеспечению чистоты и порядка, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, охране зеленых насаждений, водоемов, памятников истории и культуры;
и) информирование населения о решениях органов местного самоуправления района и сельских поселений;
к) участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;
л) организация участия населения в решении вопросов местного значения на соответствующей территории;
м) участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;
н) вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом сельского поселения, уставом территориального общественного самоуправления, решениями собраний (конференций) граждан.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением путем проведения собраний (конференций) граждан, а также через создаваемые органы территориального общественного самоуправления и выборных лиц территориального общественного самоуправления.
Создание территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан, проживающих на определенной территории. Инициативная группа граждан в количестве не менее трех человек письменно обращаются в Собрание депутатов сельского поселения с предложением утвердить границы территории территориального общественного самоуправления. Собрание депутатов сельского поселения обязано своим решением в месячный срок со дня поступления ходатайства от инициативной группы установить границы территории территориального общественного самоуправления, либо предоставить иной обоснованный вариант территории.
В случае утверждения границ территориального общественного самоуправления, инициативная группа граждан вправе организовать проведение учредительного собрания (конференции) граждан, проживающих на данной территории.
Создание территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление. Организацию учредительного собрания (конференции) осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее трех человек, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории. В зависимости от числа граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления, проводится собрание граждан или конференция граждан. При численности жителей, проживающих на данной территории менее 500 человек - проводится собрание граждан, при численности жителей более 500 человек – конференция граждан. Норма представительства делегатов конференции граждан (собрания делегатов) устанавливается инициатором ее проведения с учетом численности граждан, имеющих право на участие в конференции. Делегат может представлять интересы не более 50 граждан, проживающих на соответствующей территории. Выборы делегатов конференции граждан осуществляются на собраниях граждан, проводимых в порядке, установленном Положением о порядке назначения и проведения собраний граждан в Красноармейском районе.
Учредительное собрание граждан правомочно, если в нем принимает участие не менее половины граждан территориального общественного самоуправления, достигших шестнадцатилетнего возраста. Учредительная конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Учредительное собрание (конференция) принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления, дает ему наименование, определяет цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие граждане, утверждает устав территориального общественного самоуправления, избирает органы территориального общественного самоуправления.
Решения учредительного собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
Органы местного самоуправления поселения вправе направить для участия в учредительном собрании (конференции) граждан своих представителей с правом совещательного голоса.
Высшим органом управления территориального общественного самоуправления является общее собрание (конференция) граждан.
Собрание (конференция) граждан может созываться органами местного самоуправления поселения, органами территориального общественного самоуправления или инициативными группами граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
К компетенции собрания (конференции) граждан относятся следующие вопросы:
-решение об учреждении или прекращении деятельности территориального общественного самоуправления;
-выборы органов территориального общественного самоуправления, заслушивание отчетов об их деятельности;
-принятие устава территориального общественного самоуправления;
-утверждение программы деятельности территориального общественного самоуправления по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчета по ее исполнению;
-принятие проекта муниципального правового акта в порядке правотворческой инициативы граждан в органы местного самоуправления поселения;
-досрочное прекращение полномочий (роспуск) территориального общественного самоуправления, а также отзыв отдельных членов органов территориального общественного самоуправления;
-решение других вопросов, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.
Решения собраний (конференций) граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом и в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления сельского поселения и подлежат обнародованию.
Решения собраний граждан территориального общественного самоуправления для органов местного самоуправления поселения, юридических лиц и граждан, а также решения его органов, затрагивающие имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций, носят рекомендательный характер.
Для организации и непосредственной реализации полномочий территориального общественного самоуправления, собрание (конференция) граждан избирает уполномоченное выборное лицо – старосту и действующий при нем общественный совет.
Исходя из общественных интересов населения, проживающего на соответствующей территории, староста и возглавляемый им общественный совет являются связующими звеньями между населением территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления.
Староста осуществляет организационно - распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан, а также участия граждан в решении вопросов местного значения поселения. Ему оказывает содействие общественный совет, в состав которого входят не менее трех человек.
Староста избирается из числа наиболее авторитетных и уважаемых жителей, способных самостоятельно принимать эффективные решения по наведению должного порядка и санитарной культуры, удовлетворению неотложных нужд и запросов населения.
Староста обладает следующими полномочиями:
-представляет территориальное общественное самоуправление в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности, и гражданами;
-содействует претворению в жизнь решений государственных органов власти и органов местного самоуправления;
-организует деятельность общественного совета;
-организует подготовку и проведение собраний (конференций) граждан, осуществляет контроль по реализации, принятых на них решений;
-ведет работу по соблюдению законности, предотвращению случаев нарушения общественного порядка, трудовой дисциплины, профилактике правонарушений и преступлений, организует борьбу с пьянством, алкоголизмом, аморальным и антиобщественным поведением;
-заслушивает объяснения и принимает меры общественного воздействия к лицам, допустившим нарушение общественного порядка, в необходимых случаях направляет материалы в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер;
-осуществляет общественный контроль за деятельностью организаций, оказывающих услуги населению, вносит в соответствующие органы предложения по совершенствованию их работы;
-оказывает помощь органам местного самоуправления в проведении общественных культурно-массовых и хозяйственных мероприятий;
-организует участие населения в работе по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния территории;
-обеспечивает общественный контроль за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания подведомственной территории территориального общественного самоуправления;
-информирует соответствующие органы о выявленных нарушениях правил благоустройства и санитарного содержания на подведомственной территории;
-участвует в организации соревнований между населенными пунктами за чистоту, образцовый общественный порядок и санитарную культуру, а также в организации праздников улиц, деревень;
-содействует развитию личных подсобных хозяйств;
-рассматривает обращения граждан, принимает меры по их исполнению;
-обращается к руководителям предприятий, учреждений и организаций за содействием по проведению мероприятий, связанных с благоустройством населенных пунктов, их озеленением, организацией досуга населения, а также оказания помощи гражданам;
-информирует администрацию сельского поселения о деятельности территориального общественного самоуправления, о положении дел на подведомственной территории;
-решает иные вопросы, порученные ему собранием (конференцией) граждан, органами местного самоуправления сельского поселения.
Ответственность старосты перед гражданами наступает в случае нарушения им действующего законодательства, устава территориального общественного самоуправления либо утраты им доверия со стороны граждан.
Староста предоставляет отчет о своей деятельности не реже одного раза в год на собраниях (конференциях) граждан территориального общественного самоуправления.
Для того, чтобы староста наиболее эффективно выполнял свои функции предусматривается ряд мер поощрения морального и материального плана. В частности, планируется ежегодно проводить на районном уровне конкурс для выявления лучших представителей территориального общественного самоуправления с награждением победителей. Органам местного самоуправления сельских поселений необходимо предусмотреть расходы на содержание старост в виде единовременного денежного ежегодного поощрения за счет средств местных бюджетов на основании решений Собраний депутатов сельских поселений. Размер данного поощрения может колебаться от 1 до 3 тысяч рублей и зависит от показателей работы старосты, то есть наиболее успешно работающие старосты могут получать поощрение в максимальном размере, и соответственно старосты не выполняющие свои функции единовременное денежное ежегодное поощрение не получат. Главы сельских поселений могут решать вопросы поощрения не только в отношении старост, но и в отношении наиболее активных в решении вопросов местного значения граждан. Условия и порядок проведения конкурса, основные права и обязанности старост изложены в Положениях о старостах населенных пунктов сельского поселения Красноармейского района и о конкурсе на лучшего представителя территориального общественного самоуправления Красноармейского района. Данные положения являются примерными, в них будут вноситься изменения с учетом предложений и дополнений от представителей органов местного самоуправления, депутатов, старост, жителей района.