Надзорная деятельность прокуратуры Красноармейского района во взаимодействии с органами местного самоуправления ведется комплексная информационно-пропагандистская работа в сфере профилактики коррупции. На официальных сайтах администрации района и сельских поселений, а также в их периодических печатных изданиях размещаются информации о результатах прокурорских проверок, о рассмотрении уголовных дел коррупционной направленности, о работе направленной на профилактику коррупционных правонарушений.
Прокуратурой района налажено взаимодействие с Контрольно-счетным органом района, которым акты проверок деятельности органов местного самоуправления и бюджетных учреждений района представляются в прокуратуру.
Прокуратурой района проводится мониторинг содержащихся в средствах массовой информации сведений о преступлениях и правонарушениях коррупционной направленности.
По состоянию на 01.12.2016 прокуратурой района в сфере надзора направленного на противодействие коррупции выявлено 60 нарушений. Выявлено 18 незаконных правовых актов органов местного самоуправления как района, так и сельских поселений, содержащих коррупциогенные факторы и признаки. Внесено 23 представления об устранении выявленных нарушений антикоррупционного законодательства, к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения которых привлечено 24 должностных лица. В суд направлено 1 исковое заявление о взыскании с гражданина незаконно полученной социальной выплаты в размере 471230руб. В следственные органы для принятии решения об уголовном преследовании в связи с совершенными фактами мошенничества, в том числе с использованием служебного положения, направлен 1 материал проверки в отношении главы сельского поселения и ее близкого родственника,
Кроме того, прокуратурой района проводится ежеквартальное прогнозирование криминогенной ситуации в сфере противодействия коррупции и проведение анализа состояния работы правоохранительных и других заинтересованных органов на данном направлении в целях корректировки их деятельности, результаты обсуждаются на заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции. За истекший период проведено 3 заседания рабочей группы. Также по вопросам противодействия коррупции проведено 1 координационное совещание руководителей правоохранительных органов района.
Ежемесячно анализируется состояние законности при разрешении сообщений о преступлениях коррупционного характера и расследования уголовных дел данной категории.
Прокуратурой района принят ряд мер по совершенствованию муниципальной законодательной базы в области противодействия коррупции, в том числе при реализации правотворческой функции. Так, в адрес органов местного самоуправления направлено 2 модели нормативных правовых актов направленные на утверждение Положений о порядке сообщения лицами замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими и руководителями муниципальных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (по результатам их рассмотрения ОМС муниципальных образований района принято 14 муниципальных нормативных правовых актов).
В 2016г. проведена антикоррупционная экспертиза 215 действующих нормативных правовых актов.
Выявлено 9 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих коррупциогенных 26 факторов. В целях исключения коррупциогенных факторов из НПА внесено 2 требования принесено 7 протестов.
При проведении проверок внимание акцентируется на выявление фактов личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих при осуществлении ими своих полномочий. В текущем году выявлено 10 фактов не соблюдения главами сельских поселений требований о предотвращении конфликта интересов.
Например, глава одного из сельских поселений, игнорируя требование ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" о предотвращении конфликта интересов активно способствовала принятию незаконного решения по заявлению сына о постановке его на учет в качестве лица нуждающегося в предоставлении жилья и предоставлении ему социальной выплаты не только оформив подложный протокол заседания жилищной комиссии, но и выдав не соответствующие действительности справки о составе семьи сына и месте его проживания.
В результате чего, сыном главы поселения незаконно, было получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 471230руб., в т.ч. из средств федерального бюджета - 329860руб., из средств бюджета Чувашской Республики – 141370руб.
По результатам проверки в суд направлено исковое заявление о взыскании с сына главы сельского поселения суммы денежных средств равнозначной размеру полученной социальной выплаты на приобретение жилья, а именно 471230руб., а также о признании постановлений сельского поселения о постановке его на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и администрации Красноармейского района о предоставлении ему социальной выплаты незаконными.
Материал проверки также направлен в Цивильский МСО СУ СК РФ в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании главы сельского поселения и ее сына в связи с совершением ими мошеннических действий, предусмотренных частями 2 и 2 ст.159.2 УК РФ.
Прокуратурой района приняты меры по прекращению порочной практики выплат главами сельских поселений самим себе премиального вознаграждения по итогам работы. Выявлено таких 9 незаконных распоряжений. На все распоряжение принесены протесты.
Принятие прокуратурой таких актов реагирования быто вызвано тем, что установление самому себе размеров полагающихся главе поселения (главе администрации) выплат создает реальные предпосылки для коррупционных проявлений в действиях главы муниципального образования при решении вопросов о распределении денежных средств используемых в рамках фонда оплаты труда работников органов местного самоуправления поселения.
В целях предотвращения конфликта интересов решение о полагающихся главе поселения (администрации) денежных выплатах надлежит принимать Собранию депутатов муниципального образования.
Прокурорской проверкой выявлен факт исполнения руководящей функции в МУП ЖКХ лицом, являющимся в нарушение п.«а» ч.1, ч.2 ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции» одновременно учредителем ООО «УК «Коммунальщик».
Представление прокурора рассмотрено, должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокурорскими проверками установлено также, что администрациями, как сельских поселений, так и района не налажена работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов их проектов.
В нарушение требований Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы представляются не все проекты нормативных актов планируемые к принятию органами местного самоуправления, что в конечном итоге приводит к тому, что органами местного самоуправления принимаются акты не соответствующие закону, а также содержащие коррупциогенные факторы и риски.
Прокурором района по итогам проверки в адрес глав администраций 9-ти муниципальных образований внесены представления об устранении выявленных нарушений (к дисциплинарной ответственности привлечено 9 должностных лиц).
Установлено также, что в нарушение п.3.1. ч.1 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" как при трудоустройстве на должность, так и в период ее занятия руководителем Автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» не предоставлялись сведения о доходах своих и членов своей семьи.
По данному факту в адрес главы администрации района внесено представление. К дисциплинарной ответственности привлечены как руководитель МАУ, так и должностное лицо кадровой службы администрации района, оставивший данный факт без должного внимания.
Выявлен также факт, не соответствия муниципального служащего квалификационным требованиям, установленным для лиц, проходящих муниципальную службу.
Данное нарушение повлекло за собой незаконное занятие гражданином муниципальной должности.
В адрес главы администрации поселения внесено представление. Муниципальный служащий переведен на должность соответствующую уровню его образования.
Выявлены также нарушения ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающей организации всех форм собственности принять меры направленные на противодействие коррупции.
Проверкой в текущем году были охвачены МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Красноармейского района ЧР и МУП ЖКХ Красноармейского района.
Было установлено, что например, в МАУ МФЦ не определено лицо ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны локальные акты, предусматривающие меры противодействия коррупции, механизм сотрудничества с контрольно-надзорными и правоохранительными органами района; не проводятся обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции; не разрабатываются планы проведения антикоррупционных мероприятий, документы и меры по вопросам предупреждения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
В МУП ЖКХ Красноармейского района установлено, что не определено лицо ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не доведено до сведения работников предприятия утвержденное приказом директора от 03.07.2014 за №29 Положение о его антикоррупционной политике; не разработан механизм сотрудничества с контрольно-надзорными и правоохранительными органами района; не проводятся обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции; не разрабатываются планы проведения антикоррупционных мероприятий.
В целях устранения данных нарушений в адрес главы администрации района внесено представление (к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица).
В 2016г. на территории района зарегистрировано 2 преступления коррупционной направленности (за АППГ 2015 – 1). По указанным фактам приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков уголовного преследования.
Преступность деяния исходит из того, что бывший глава Пикшикского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики в имущественных интересах своего бывшего работника совершил служебный подлог при заверении завещания от имени гражданки, а также при заверении доверенности от ее же имени.
Прокуратурой района проводится определенная работа по антикоррупционному просвещению. В текущем году организовано проведение правовых часов по данной тематике в районной библиотеке района.
Всего в 2016г. организовано 10 мероприятий по правовому просвещению на тему противодействия коррупции.
Всего в средствах массовой информации размещено 120 выступлений коррупционной направленности из них 60 в печати, 60 в сети Интернет.
В числе основных причин и факторов, способствующих коррупции следует указать правовой нигилизм населения, их нежелание сотрудничать с правоохранительными органами. В этой связи следует усилить работу по правовой пропаганде и правовому просвещению граждан при этом разъяснять негативные последствия правового нигилизма и опасность коррупционных проявлений для реализации ими своих прав.
Также деятельность контролирующих органов не акцентирована на предотвращение коррупционных нарушений при использовании бюджетных средств, когда уже эти средства уже израсходованы, что в дальнейшем затрудняет возмещение причиненного ущерба.
Представляется целесообразным принятие мер по повышению правовой культуры населения.
Но следует также отметить беспринципность проявляемую депутатами, как избранниками народа, в вопросах пресечения и недопущения впредь фактов прямого проявления коррупции в деятельности должностных лиц, которым вверены муниципальные образования.
Так, например, в связи с необходимостью реализации требования ст.13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» об освобождении от муниципальной должности в связи с утратой доверия лица, допустившего конфликт интересов прокуратурой района в адрес Собрания депутатов сельского поселения было внесено представление, которым перед депутатами был поставлен вопрос об освобождении главы поселения от занимаемой должности в связи с утратой к ней доверия, основанной на совершении ею коррупционного нарушения, выраженного в непринятии мер по предотвращению конфликта интересов при решении вопроса о принятии на жилищный учет ее сына и предоставлении ему государственной поддержки.
Однако, депутаты Собрания депутатов поселения, несмотря на явность совершенного деяния, проявив крайнюю беспринципность и лояльность к совершенному главой поселения коррупционному нарушению, не желая разобраться в его сути, приняли необоснованное решение об отсутствии в действиях главы сельского поселения какого-либо нарушения и оснований для освобождения ее от муниципальной должности.
Полагаю необходимым заметить, что подобное отношение к коррупционным проявлениям в действиях должностных лиц органов местной власти не допустимо. Преступной лояльностью, которую проявили депутаты, фактически проигнорирован установленный государством принцип неотвратимости наказания за совершение коррупционных проступков, а также предоставлена возможность лицу, уже проявившему себя чиновником, совершающим коррупционные действия и не признавшему их незаконность продолжать работу в указанной должности, руководствуясь теми же моральными принципами.
Прокурор района
старший советник юстиции Н.А.Муллин