Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://krarm.cap.ru/
Банковская карта – это очень удобный способ хранения денежных средств и безналичной оплаты покупок в магазинах, кафе и в сети Интернет. Эти карты были придуманы и созданы для удобства населения в обращении с деньгами и для исключения использования наличных средств. И вместе с тем, владельцы банковских карт из-за своей невнимательности или незнания элементарных правил безопасности подвергают себя опасности и могут лишиться своих денежных средств. В последнее время увеличилось количество преступных посягательств на денежные средства граждан, хранимых на банковских счетах и обслуживаемых посредством банковской платёжной карты (карточный счёт). В силу того, что банковская карта для банковского счёта является неким ключом, позволяющим совершать практически все банковские операции со счетом (с денежными средствами), при этом, требуется только наличие самой карты и знание её ПИН-кода, то это обстоятельство явилось причиной резкого возросшего внимания со стороны преступных элементов в отношении лиц, владеющих такими платёжными картами и средств, хранимых на счетах, обслуживаемых с помощью них. Банковская система все больше привлекает новых и новых клиентов своей простотой её использования и в борьбе за этот рынок в жёсткой конкурентной борьбе изобретает все новые и новые сервисы, которые упрощают доступ к денежным средствам и соответственно их извлечение со стороны злоумышленников. Одним из эффективных сервисов, используемых злоумышленниками, является наличие дополнительных услуг, таких как «Мобильный банк», позволяющих распоряжаться счётом в банке с помощью сотового телефона, путём отправки соответствующих команд на специализированный сервисный номер. Подобные возможности управления банковским счётом приводят к бедствующим последствиям. Банки, в гонке за прибылью начинают навязывать населению дополнительные платные услуги типа «мобильного банка» включая тех лиц, которые сотовый телефон-то видели только по телевизору или на картинке и тем лицам, которые и не думали когда либо использовать возможности сотового телефона для управления своим счётом, но желание банков обогатиться любым способом приводит к навязыванию этих услуг и как следствие из-за слабых знаний и отсутствия опыта использования таких инструментов как банковская карта население страны лишается своих последних накоплений.
Так, отделением по расследованию преступлений на обслуживаемой территории ОП по Красноармейскому району СО МО МВД России «Цивильский» в этом году были возбуждены два уголовных дела под №№ 119807 и 119817 по факту мошенничества, то есть хищения чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием, совершённое с причинением значительного ущерба гражданину.
В первом уголовном деле было совершено мошенничество в отношении владельца банковской платёжной карты под видом покупки товара, объявление, о продаже которого владелец карты выложил на сайт «Авито» в сети Интернет. Злоумышленник связался с потерпевшим по сотовому телефону и сообщил, что он из другого региона и желает купить товар и готов заплатить за него, а именно перечислить на банковскую карту деньги, попросил назвать ему номер только банковской карты ПОА «Сбербанк России». Тогда владелец карты (потерпевший) незнакомому мужчине продиктовал последние четыре цифры банковской карты и три последние цифры, имеющиеся на обороте карты и цифры, которые поступали по ходу разговора на телефон в виде sмs сообщений с наборами цифр, дающими доступ ко всем счетам потерпевшего имеющимися в ПАО «Сбербанк России». Через несколько дней владелец карты узнал, что у него со счета срочного вклада, находящегося на хранении в ПАО «Сбербанк России», пропали деньги в сумме 20 000 рублей. От работников банка стало известно, что эти денежные средства были переведены на его банковскую карту, а оттуда списаны злоумышленниками.
Во втором уголовном деле было совершено мошенничество в отношении владельца банковской платёжной карты в ходе общения в социальной сети «В контакте» с якобы сотрудником ПАО «Сбербанк России» о проведении банком текстовой регистрации, которая доступна только для клиентов с подключённой услугой «Мобильный банк». В ходе переписки владелец карты (потерпевший) сообщил о своём намерении протестировать приложение. К нему пришёл ответ о том, что для электронного формирования запроса в системе процессинга банка на регистрацию в текстовом приложении ему необходимо предоставить последние 4 цифры своей банковской карты, а также идентификатор клиента в банке. Он не знал, что такое идентификатор клиента в банке, поэтому написал вопрос к собеседнику. Тот ему объяснил, что это логин Сбербанк Онлайн. После этого владелец карты написал свой логин Сбербанк Онлайн и собеседник ему сообщил, что на его мобильный телефон, подключенный к мобильному банку, отправлен пароль для регистрации в текстовом приложении банковской программы на платформе Android, и чтобы он его выслал ему. После того как он написал ему пароль, буквально через минуту к нему пришли два сообщения от номера 900 о том, что с его карты произошла оплата услуг на общую сумму 30 000 руб. Он понял, что его обманули, зашел на «Сбербанк ОнЛайн» и заблокировал свою кредитную карту, но было уже поздно.
Это только два вида преступлений, совершаемых против лиц, владеющих банковскими платёжными картами. В связи с участившимися мошенническими действиями с банковскими (кредитными) картами гражданам необходимо быть бдительными, не под каким предлогом не предоставлять пин-код, реквизиты своих карт посторонним лицам.
Следователь отделения группы
по расследованию преступлений
на обслуживаемой территории
ОП по Красноармейскому району
СО МО МВД России «Цивильский»
капитан юстиции Л.В. Ильмендерова