Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://krarm.cap.ru/
Каждый год жертвами телефонных мошенников становятся около тысячи человек. Только зарегистрированных фактов таких преступлений в прошлом году более 500.
Управление "К" МВД России, которое специализируется на раскрытии преступлений в сфере высоких технологий, даже разработало специальную инструкцию для граждан, рассказывающую, как не попасться на уловку аферистов и что делать, если вами заинтересовались жулики. Памятка опубликована на официальном сайте ведомства.
Как правило, в организации телефонных махинаций участвуют несколько преступников. Очень часто в такие группы входят осужденные преступники, отбывающие срок в исправительно-трудовых учреждениях. Каким-то образом им удается раздобыть мобильный телефон, и они из-за решетки руководят процессом отъема у граждан денежных знаков.
Мошенники хорошо разбираются в психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва негодяев невольно выдает при общении с ними. Полицейская статистика свидетельствует, что чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые люди или доверчивые подростки. Они используют такие мотивы, как беспокойство за близких и знакомых, за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз или любопытство - желание получить доступ к SMS и звонкам других людей. Телефонные мошенники рассчитывают на доверчивых, податливых людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания.
Арсенал мошеннических схем весьма богат. Например, обман по телефону - требование выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника, SMS-просьба о помощи - требование перевести определенную сумму на указанный номер, используется обращение "мама", "друг", "сынок". Применяется телефонный номер-"грабитель" - платный номер, за один звонок на который со счета списывается денежная сумма. Или же предлагается простой код от оператора связи для получения услуги или другой выгоды - достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства со счета. Сообщают о выигрыше в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи - вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счет, а потом ввести специальный код. Бывает, просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку. Нередко пускаются в шантаж - угрожают штрафными санкциями и отключением номера за якобы нарушенный договор с оператором связи.
Для общения с потенциальной жертвой мошенники используют либо SMS, либо телефонный звонок. SMS - это мошенничество "вслепую": такие сообщения рассылаются в большом объеме - в надежде на доверчивого получателя. А телефонный звонок уже позволяет манипулировать человеком при разговоре, но при таком общении можно разоблачить мошенника правильным вопросом.
Цель мошенников – заставить человека передать свои деньги "добровольно". То есть, передать деньги из рук в руки или оставить в условленном месте, приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить мошеннику коды карты, перевести деньги на свой счет и ввести специальный код, перевести деньги на указанный счет, позвонить на специальный телефонный номер, который окажется платным, и с вашего счета будут списаны средства. Кстати, никто не имеет права требовать коды с карт экспресс-оплаты!
Если есть хоть малейшее сомнение, что звонивший действительно ваш друг или родственник, надо перезвонить на его реальный мобильный телефон. Если телефон отключен, надо связаться с его коллегами, друзьями или близкими для уточнения информации.
Оформление же выигрыша никогда не происходит только по телефону или Интернету. Если счастливчика не просят приехать в офис организатора акции с документами - это мошенничество.
Стоит позвонить своему мобильному оператору для уточнения правил акции, новых тарифов и условий разблокирования якобы заблокированного номера. Для возврата средств при якобы ошибочном переводе существует чек. Не возвращайте деньги - их вернет оператор. А услуга "узнайте SMS и телефонные переговоры" может оказываться исключительно операторами сотовой связи и в установленном законом порядке.
Тем, кто все-таки стал жертвой телефонные аферистов, в Управлении "К" советуют сразу уведомить об этом своего мобильного оператора.
Оператор в кратчайшие сроки должен вернуть эти деньги обратно, в том случае, если обман произошел внутри сети оператора. Подавать заявление нужно сразу, чтобы оператору сотовой связи было проще разобраться в ситуации. Так же нужно написать заявление в полицию.
Телефоны, по которым смогут помочь
МТС: 8 (800) 333-08-90 (или отослать полученное SMS на бесплатный номер 1911);
Билайн: 8 (495) 974-88-88 (получить бесплатные рекомендации по телефону 068044);
Мегафон: 8 (800) 333-05-00 (абонентская служба 0500);
Полиция: 02 (с мобильных телефонов 020 или 112).
Старший следователь ОРПОТ ОП по Красноармейскому району
СО МО МВД России «Цивильский»
майор юстиции В.В. Захаров