Методические рекомендации
по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого
20-летию Конституции Российской Федерации
(для представителей различных ветвей власти, органов местного самоуправления)
12 декабря 2013 года в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства в становлении и развитии
демократического общества – 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.
Основной Закон закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства.
Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.
Конституция Российской Федерации утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Обращение к этой теме имеет огромное значение: формирование
политико-правовой культуры, гражданственности, патриотическое
воспитание; через накопление знаний о Конституции Российской Федерации, государственной символике происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны,
любви к Отечеству.
Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний о Конституции Российской Федерации, на Всероссийском съезде учителей права и обществознания, который состоялся в мае 2013 года в Санкт-Петербурге, прозвучала инициатива об организации и проведении в образовательных учреждениях страны 2 сентября 2013 года Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (далее – Всероссийский урок).
Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало данную инициативу.
Предполагается, что на Всероссийский урок будут приглашены представители различных ветвей власти, судьи, юристы, люди, добившиеся успехов в различных сферах жизни, которые примут активное участие в поведении Урока.
Первая часть Всероссийского урока на всех уровнях общего образования едина.
Всероссийский урок начинается с Видеоролика с участием первых лиц государства: выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина.
Далее вступительное слово учителя и выступления гостей.
Важно, чтобы гость на доступном для детей уровне рассказал об основном Законе страны и осветил важные положения Конституции Российской Федерации.
Вторая часть Всероссийского урока – вариативная.
Для учащихся начальной школы рекомендуется рассказать о том, что слово Конституция означает устройство, установление. Конституция устанавливает правила, по которым живет страна. Конституция - это Основной Закон страны.
Конституция Российской Федерации как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности.
В основной части Всероссийского урока в 1 классе, необходимо акцентировать внимание детей на то, что в статье 43 Конституции Российской Федерации закреплено право на образование граждан. И все дети нашей большой страны с 7 лет приходят в школу за знаниями. Школа станет для них вторым домом, здесь они научатся читать, писать, решать задачи, любить и беречь природу, найдут много новых замечательных друзей.
Главная мысль, которая должна быть доведена до сознания детей – это мысль о том, что в жизни человека очень важную часть составляет любовь к школе, к учению, к книге, уважение к традициям школы; важнейшие обязанности детей в школе – хорошо учиться, быть воспитанными, уважать учителей и других взрослых, заботиться о своём здоровье, помогать товарищам и т.д.
Основная часть Всероссийского урока для учащихся 2-4 класса посвящена изучению Государственных символов России. Желательно, чтобы активное участие в беседе принимали учащиеся класса, приглашённый гость и учитель.
Основными вопросами обсуждения могут быть:
Как называется наше государство?
Каково значение слова «символы»?»
Какие вы знаете символы России?
Что означают цвета флага государства?
Что означает герб государства?
Что такое гимн? Кто автор гимна России?
Главная идея диалога с учениками: государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны. Все символы России закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией Российской Федерации. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.
Для учащихся основной школы Всероссийский урок может быть в форме дискуссионного урока по тематике Конституции Российской Федерации.
Во вступительном слове гостю необходимо указать на то, что Конституцию Российской Федерации справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определённого организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция Российской Федерации — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе Конституции Российской Федерации происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учётом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Основная часть Всероссийского урока в 5-7 классах связана с изучением Преамбулы Конституции Российской Федерации.
На данном уроке ученики прорабатывают правовой статус такого понятия, как «многонациональный народ России» (см. также ст. 3.1 Конституции Российской Федерации).
Гостям, присутствующим на этом уроке рекомендуется совместно с учащимися обсудить значении вступительной части Конституции Российской Федерации. Отметить, что Преамбула обычно содержит краткую характеристику, цели, условия и мотивы принятия Конституции Российской Федерации. Положения (формулы) Преамбулы существенно важны как в политическом, так и идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции Российской Федерации.
Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации" и указывает, прежде всего, на то, кем определены цели Российского государства и кем данная Конституция Российской Федерации принята. Понятие «Многонациональный народ» означает, во-первых - совокупность граждан России, во-вторых - объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей. Слова «соединённые общей судьбой на своей земле» подчеркивают, что сплочение народов (этносов) и других этнических общностей на территории России — результат многовекового исторического процесса, и что этому сообществу предстоит существовать и в будущем.
Формула «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие» называет главные цели, ради которых принята данная Конституция Российской Федерации. Под «правами и свободами человека» подразумеваются, прежде всего, те права и свободы, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.).
Положение «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. Забота о государственном единстве есть долг всех институтов власти, общественных объединений и движений, всех российских граждан.
Положение «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» опирается на принципы, разделяемые мировым сообществом, которые закреплены в соответствующих международно-правовых актах: Уставе ООН (1945 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о воспитании народов в духе мира (1978 г.) и др.
Положение «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» раскрывает по преимуществу гражданско-нравственную позицию россиян. В этих словах — признание того, что многонациональный народ России помнит и ценит свое прошлое, осознает и хранит преемственную связь с ним, наследует патриотические чувства предков, их оптимизм и стремление к справедливости.
Формула «возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы» появилась в преамбуле Конституции Российской Федерации в связи с тем, что вплоть до последних лет государственность России была лишена многих черт суверенности. Она даже в большей мере, чем другие союзные республики, страдала от чрезмерной централизации в СССР. Россия, в отличие от других республик, не имела своих органов в некоторых отраслях управления (их функции на ее территории выполняли непосредственно союзные министерства и ведомства). Основная часть промышленности находилась в прямом союзном подчинении. Не была Россия и полноправным субъектом международного права.
Слова «стремясь обеспечить благополучие и процветание России» означают такое будущее состояние нашей страны, при котором достигнут достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ, налажено спокойное, без каких-либо эксцессов течение жизни, успешно развиваются все сферы общества.
В формуле «исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями» отражена воля россиян взять на себя ответственность за положение дел в стране, за судьбы Отечества. Ответственность, о которой говорится в этой части преамбулы, — морально-политическая, а не юридическая.
Формула «сознавая себя частью мирового сообщества» означает не только оценку народом Российской Федерации своего положения в современном мире, но и понимание того, что Россия действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом. Поэтому Российское государство соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, заключает и выполняет международные договоры, участвует в международных организациях, в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами оно прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Торжественные слова «принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» имеют непосредственное правовое значение. Мировая практика знает различные способы принятия конституции: решением парламента, решением учредительного собрания, путём референдума и т. д. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Основными вопросами для обсуждения могут быть:
Кто такие россияне и что их объединяет?
Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?
Что означает выражение «соединённые общей судьбой на своей земле»?
Что такое гражданский мир и согласие?
Какие права и свободы имеются у всех граждан России в соответствии с Конституцией Российской Федерации?
Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную»? Известны ли вам такие соотечественники?
Что такое национальные ценности?
Назовите людей, делами которых гордится вся Россия.
Тема Всероссийского урока в 8-9 классах «Мы – граждане Российской Федерации».
Содержание урока базируется на содержании главы 3 Конституции Российской Федерации «Федеративное устройство» и главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».
В своём выступлении представителю власти необходимо обратить внимание школьников на то, что Конституция Российской Федерации 1993 года — Основной Закон прежде всего государства и касается различных сторон жизни гражданского общества. В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В Конституции Российской Федерации заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Большинство норм Конституции Российской Федерации посвящено государству. Конституция Российской Федерации не только провозглашает исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности.
Рекомендуемые вопросы для обсуждения:
Сколько субъектов входит в состав Российской Федерации?
Как изменялся её состав в последние 20 лет (ст. 65 Конституции Российской Федерации)?
Какой язык является государственным языком Российской Федерации и какие вы знаете государственные языки республик Российской Федерации? Сколько и как они называются (ст. 68 Конституции Российской Федерации)?
На каком родном языке вы говорите? Каков его правовой статус в Российской Федерации (ст. 68 Конституции Российской Федерации)?
Что вам известно о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования?
Функция и значение столицы нашего государства (ст. 70 Конституции Российской Федерации)?
Что такое федеральный центр? Перечислите основные прерогативы федерального центра (ст. 71 Конституции Российской Федерации)?
Денежная единица в Российской Федерации. История, монетные дворы России (ст. 75 Конституции Российской Федерации)?
Продолжая разговор о Конституции Российской Федерации необходимо отметить особенность основного закона, которая заключена в третьей главе Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина».
В выступлении нужно обозначить, что статьи о правах и свободах человека и гражданина должны «работать» в единстве и во взаимодействии со всем остальным конституционным текстом. Все разделы и главы Конституции Российской Федерации, все ее статьи нацелены на то, чтобы обеспечить личности свободу развития, снять барьеры, стоящие на этом пути, и, что не менее важно, предупредить возможность реставрации прошлых порядков.
Все статьи Конституции Российской Федерации 1993 года о правах и свободах человека и гражданина совпадают с общими подходами и нормами международными документами: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. Характерно, что в Конституции Российской Федерации 1993 года права и свободы человека закрепляются в более полном объёме, тем самым Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своём главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике.
Рекомендуется с помощью учителя организовать дебаты школьников на тему «Права и обязанности человека и гражданина Российской Федерации».
В старшей школе (10-11 классы) рекомендуется организовать дискуссионный клуб, где гости должны стать активными участниками дискуссии. Основная тема обсуждения - «Конституция Российской Федерации и гражданское общество».
Вопросы для дискуссии:
Как вы считаете, что является гарантией невозврата к несвободе, к нарушению элементарных прав человека?
Конституция – это только лист бумаги. Чтобы она действовала, а вместе с этим защищались бы и права человека, необходимо, скорее всего, развитое гражданское общество. Появление гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделённого определённым комплексом прав и свобод.
Как вы думаете, одинаковы ли понятия гражданское общество и общество граждан того или иного государства?
Какие институты гражданского общества вы знаете?
Ощущаете ли вы себя частью каких-либо институтов гражданского общества?
Если да, то какие права в связи с этим вы имеете и какие обязанности несёте?
Что, на ваш взгляд, означает выражение «действовать солидарно»?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действовали солидарно, добиваясь реализации каких-либо прав?
В гражданском обществе, как правило, сильны ценности морали и нравственности. Как вы думаете, почему? Какими должны быть эти ценности? Какая роль в их сохранении отводится старшему поколению и молодёжи?
Заканчивается Всероссийский урок для всех классов обобщением о значимости Конституции Российской Федерации.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.
3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997.
|
4. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.
5. Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.
6. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО., 2002.
7. Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.
8. Информационно-справочные материалы, предоставленные Государственной Думой.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
|
10. Конституция Российской Федерации.
11. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.
12. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.
13. Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002
14. Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.
15. Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.
|
16. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-5-е, перераб., доп. – Р-н-Д.: Феникс, 2008, 2012.
|