Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Основные направления развития системы образования Чувашской Республики в рамках реализации Закона Чувашской Республики № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://krarm.cap.ru/

Новый  Закон Чувашской  Республики  «Об  образовании  в  Чувашской Республике» был подготовлен и принят в целях приведения законодательства республики  в соответствие с аналогичным Федеральным законом с учетом социально-экономических, этнокультурных, демографических и иных  особенностей нашей  республики. Он устанавливает дополнительные права и меры поддержки всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников и родителей.

Законом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного (1-11 классы), среднего профессионального образования, а  также   на конкурсной  основе  бесплатность  высшего  образования,    если  образование  данного уровня  гражданин  получает  впервые.

Новации коснутся буквально каждого образовательного уровня. В детских садиках финансирование оплаты труда педагогическим и другим работникам, а также приобретение средств обучения и игрушек возьмет на себя республиканский бюджет.

Останутся прежними размеры компенсаций платы, которую родители вносят за присмотр и уход за их детьми, – 20% на одного, 50% на второго и 70% на третьего и последующих детей. При этом не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы, а также содержание имущества дошкольных образовательных организаций.

Что касается школьного образования, то закон предусматривает введение школьной формы уже с 1 сентября этого года. Законом  определены   общие   требования  к  школьной  форме, она   должна  отвечать  деловому  стилю и носить  светский  характер,  но какая  она  будет  (цвет,  фасон,  длина и т.д.)   учебное  заведение   должно  решить  совместно с родителями и учащимися.   Школа также может, учитывая  пожелания родителей, их  финансовые возможности,  своим   локальным  актом  предусмотреть  поэтапное  введение  единой  формы для  учащихся.

Законом  вводится понятие малокомплектной школы. Финансирование таких  школ   будет  осуществляться независимо  от количества  учащихся.

Гарантируется бесплатное предоставление учебников, предусмотренных федеральными образовательными стандартами. С этого года на территории нашей республики все школы обеспечиваются бесплатными учебниками, родителям не нужно будет покупать учебники, учебниками детей должна обеспечивать сама школа из библиотечного школьного фонда.

Повышенное внимание будет уделяться одаренным детям – в законе говорится о возможности углубленного изучения отдельных предметов, а также недопустимости взимания платы за участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах. Особенно в части организации конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Гарантированы условия для преподавания  и получения  образования на чувашском и русском языках как государственных языках нашей республики, а также  получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации.  В  республике  есть   школы  с мордовским и татарским  языками обучения.

Обозначены и меры поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

Отдельный блок – меры социальной поддержки педагогических работников, в т.ч. педагогам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется право вне очереди получить жилье по договорам социального найма.

Начальное   профессиональное  образование включено  в  систему среднего  профессионального образования. Подготовку  кадров  в  техникумах и  колледжах  будут  вести  по  двум  программам – для  квалифицированных  рабочих  и  для   специалистов   среднего  звена.  Абитуриенты  будут  зачисляться   по  итогам  конкурса   документов об  уровне  образования.

 

Развитие  системы образования  Чувашской Республики

 

Дошкольное  образование. Охват  дошкольным  образованием  в республике  составляет  72,4%.

К  1  сентября  т.г. Чувашии    все дети  в  возрасте  от 3 до 7 лет и более 60% детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, состоящих в настоящее время в очереди, будут  обеспечены  местами  в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время во всех муниципальных образованиях, кроме Комсомольского и Ибресинского районов, ликвидирована очередность детей старше 5 лет. А в Аликовском, Батыревском, Мариинско-Посадском, Порецком, Шемуршинском, Шумерлинском, Ядринском районах и г.Новочебоксарск местами в детских садах обеспечены все дети старше трех лет.

 В  2013 году на  строительство, реконструкцию, оснащение  вновь созданных мест современным игровым оборудованием, детской мебелью и спортивным инвентарем из разных источников  финансирования  будет направлено  более 1  млрд. рублей.

В т.г. в  республике планируется ввести  в эксплуатацию 11 детских садов, начать строительство (реконструкцию)  - 12 и провести капитальный ремонт в 32 детских садах.

Всего с 2013 по 2015 годы планируется ввести более 9,5 тыс. мест, в т.ч. за счет строительства новых и реконструкции перепрофилированных зданий детсадов – 7,1 тыс. мест, за счет эффективного  использования  помещений  образовательных  учреждений –  2,2 тыс.  мест, развития негосударственного сектора дошкольного образования – 240 мест.

 

СПРАВОЧНО. В Чувашской Республике проживают 99168 детей дошкольного возраста, в том числе детей от 3 до 7 лет – 53047 человек. Функционируют 439 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 59052 ребенка, в том числе от 3 до 7 лет – 51783.

Работа по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения выполняется в рамках подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.09.2008 г. № 293.

В 2011 году за счет консолидированного бюджета Чувашской Республики  на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений направлено 312,8 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики –199,4 млн. рублей,  средств местных бюджетов – 113,4 млн. рублей.

В 2012 году за счет консолидированного бюджета Чувашской Республики  на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений направлено 653,9 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 476,3 млн. рублей,  средств местных бюджетов – 177,6 млн. рублей. Из федерального бюджета было направлено – 22,4 млн.руб.

С участием республиканского бюджета в 2012 году велось строительство и реконструкция 16 детских садов на 2648 мест. Из них построено 4 детских сада на 880 мест (по одному в г.Цивильск, с.Шыгырдан Батыревского района,  г.Новочебоксарск, пр.Тракторостроителей г.Чебоксары), реконструированы 3 детских сада на 405 мест (с.Батырево Батыревского района, с.Шемурша Шемуршинского района, ул.Фруктовая г.Чебоксары). За счет местного бюджета построен 1 детский сад на 215 мест в мкр. «Волжский-3» г.Чебоксары.

 

Школьное  образование. В  2013-2014 учебном  году,  по предварительным  данным, в 485 дневных  школах республики,   будут  обучаться  более 125,2 тыс.  человек (1 кл. – 13,2 тыс. человек), из них  более 40,0%  - в сельской  местности.

В  республике создана эффективная образовательная сеть школ различных моделей. В 138 базовых и кустовых школах сконцентрированы финансовые, материально-технические и педагогические ресурсы, что позволило организовать качественное профильное обучение для всех старшеклассников независимо от места их проживания. В базовые школы, расположенные  в  сельской  местности,  ежедневно на школьных автобусах подвозятся более 14 тыс. учеников из 1442 населенных пунктов.

За последние 3 года каждая третья школа республики участвовала в различных международных, всероссийских, межрегиональных конкурсах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях (более 20% школ республики стали победителями и призерами). За годы реализации национального проекта «Образование» в конкурсах на получение грантов участвовало более 60% школ, около 30% педагогических работников стали участниками различных конкурсов всероссийского уровня.

На протяжении ряда лет выпускники школ республики показывают стабильно высокие результаты на Едином государственном  экзамене по сравнению с общероссийскими. Так, в 2013 году средний балл по математике составил 56,80 (РФ – 48,60), по русскому языку – 67,48 (РФ – 63,40). После окончания школы более 95% выпускников продолжают обучение в учреждениях профессионального образования.

Внедрение новых образовательных технологий с одновременным развитием учебно-материальной базы оказывает позитивное влияние на достижения детей. Так, в прошлом учебном году в различных интеллектуальных, творческих, спортивных состязаниях приняло участие более 81% учащихся всех возрастов. В школьном, муниципальном, республиканском этапах всероссийской олимпиады участвует каждый второй школьник Чувашии. За последние 7 лет 191 человек становились победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Создаются условия для социализации, комплексной реабилитации детей-инвалидов. В течение  6 лет реализуется проект развития дистанционного образования детей-инвалидов, в 2013 году дистанционно обучаются 100% детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Сформирована сеть дистанционных муниципальных центров, включающих 103 школы,  их работа координируется Республиканским центром дистанционного образования.

Создаются условия для социализации, комплексной реабилитации детей-инвалидов. Для детей с ограниченными возможностями открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения, функционирует дифференцированная сеть образовательных учреждений с учетом состояния здоровья детей, характера нарушения и уровня их развития, внедряются инновационные программы и проекты, действуют 29 республиканских экспериментальных площадок по апробации инклюзивных форм и технологий обучения. Благодаря   победам  в  различных проектах и конкурсах  в республику  на   проведение  мероприятий по социализации  детей-инвалидов  привлечено  более 40,5 млн. рублей.

В  рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы 30 школам на  создание  универсальной безбарьерной среды выделено более 79,0 млн. рублей. Средства направлены на приобретение специализированного, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования; повышение  квалификации педагогов,  проведение ремонтных работ: установлены  пандусы, расширены дверные проемы парадных входов, раздевалок, столовых, кабинетов, расположенных на 1-ом этаже зданий образовательных учреждений, оборудованы специлизированные санузлы и др.

Таким образом, доля базовых образовательных учреждений, в которых создана  универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, в общем количестве образовательных учреждений в 2013 году составит 6,5% процента (в 2014 г. данный показатель планируется довести до 12,8% процентов, в 2015 г. до 20% процентов).

Развитие этнокультурного (национального) образования – один из важнейших приоритетов государственной политики современного образования. Все учащиеся имеют возможность изучать родной язык и культуру народов, проживающих на территории республики. Создан специальный сайт для всех чувашей мира, открыт Центр дистанционного обучения чувашскому языку.

Традиционными стали игра-конкурс «Чувашская Ласточка – языкознание для всех», республиканский фестиваль национальной культуры «Искорка дружбы», республиканский конкурс «От букваря до художественной литературы», с 2008 года проводится Интернет-олимпиада по чувашскому языку и литературе. На данных мероприятиях ежегодно участвуют более 25 тысяч учащихся республики и диаспоры.

Для формирования гражданских и социальных компетентностей, нравственных качеств личности, толерантного мировоззрения в республике сформирована сеть базовых школ по распространению лучших воспитательных практик, действует более 500 детских общественных объединений.

Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей организовано дополнительное образование в 134 учреждениях, в них занимаются около 60% от общего количества обучающихся.

В республике ведется целенаправленная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По итогам 2012 года доля детей указанной категории, переданных на воспитание в замещающие семьи, достигла 85,6% (в 2007 г. – 80%). Для качественного подбора кандидатов в приемные родители в республике функционируют 2 Центра сопровождения приемных семей. С августа 2011 года в республике реализуется проект «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. в период их постинтернатной адаптации», в рамках которого создана и действует сеть федеральных базовых площадок по предпрофессиональной подготовке воспитанников детских домов и школ-интернатов по востребованным профессиям.

 

На подготовку школ к новому 2013-2014 учебному году направлено более 1047,3 млн. рублей (в 2012 году – более 1200,0  млн. рублей).

В образовательных учреждениях  ремонтируются учебные помещения, спортивные залы, медицинские кабинеты, пищеблоки, системы электроосвещения, водоснабжения, отопления и канализации, ремонт и замена охранно-пожарной автоматики и систем видеонаблюдения, приобретение первичных средств пожаротушения и др, проводятся  мероприятия по энергосбережению и др. Во всех образовательных учреждениях проведен энергетический аудит, получены энергетические паспорта.

Продолжается активная  работа по обновлению материально-технической базы школ. В 2013 году на оснащение школ современным компьютерным, учебно-лабораторным, учебно-производственным, спортивным, медицинским оборудованием, технологическим оборудованием для пищеблоков, поставку школьных автобусов, обновление книжного  фонда школьных библиотек предусмотрено 591,7 млн. рублей (в 2011 году – 274,1 млн. рублей, в 2012 году – 885,8 млн.руб.).

 

СПРАВОЧНО. В республике ведется строительство 2 новых зданий  школ вместо старых и ветхих. Это Шихабыловская основная  школа в Урмарском районе на 160 учащихся, ввод в эксплуатацию  запланирован  на сентябрь, и  Татарско-Сугутская  средняя  школа в Батыревском районе на 200 учащихсяся и  40 дошкольников, ввод в эксплуатацию в октябре.

Объявлен аукцион на строительство Янышской школы в Чебоксарском районе на 165 учащихся  и 40 дошкольников, ввод в эксплуатацию в декабре 2014 года.

Продолжается реконструкция  школ в с.Токаево Комсомольского района и  д.Средние Татмыши Канашского района.

В  2013 году на строительство (реконструкцию) школ будет направлено  –  270,4 млн.рублей.

 

В Чувашской Республике образовательную деятельность осуществляют 24 учреждения высшего (с филиалами), 31 среднего и 11 начального профессионального образования. В них обучаются 81,6 тыс. человек по 36 профессиям начального, 157 специальностям среднего и 120  -  высшего профессионального образования, 83 направлениям подготовки бакалавриата и 33 направлению магистратуры.

В  этом году в  учреждениях  высшего  профессионального   образования, расположенных на территории  Чувашии,   3375 бюджетных  мест для  первокурсников, учреждениях  среднего профессионального образования  -  4163.

В 2012 году с целью устранения неблагоприятного соотношения между спросом и предложением рабочей силы разработан и внедрен порядок установления контрольных цифр приема учреждениям среднего профессионального образования с учетом заказов со стороны работодателей, подтвержденных договорами на подготовку квалифицированных кадров.

Работодатели активно участвуют в решении вопросов профессионального образования. На базе предприятий и организаций функционируют 146 базовых кафедр высших учебных заведений. В вузах действуют 225 учебных лабораторий, 42 проблемные и научно-исследовательские лаборатории, 2 комплекса высоких технологий (технопарка).

Работодатели республики предоставляют студентам рабочие места для производственного обучения на предприятиях, совместно с педагогами формируют содержание образовательных программ, определяют потребность экономики в компетенциях специалистов, участвуют в государственной итоговой аттестации выпускников.

В республике на базе профессиональных училищ и техникумов работают 13 ресурсных центров, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием. Для реализации принципа «Образование через всю жизнь» с 2013 года в республике будут создаваться многофункциональные центры прикладных квалификаций, в которых планируется обучать взрослое население в соответствии с международными и корпоративными стандартами качества.

С 2012 года на базе Чебоксарского электромеханического колледжа действует единственный в России сертифицированный учебный центр «Международный сварщик». Кроме того, на базе колледжа создан Межрегиональный отраслевой ресурсный центр (далее – МОРЦ) подготовки специалистов в области энергетики. В состав МОРЦ входят 25 образовательных учреждений профессионального образования из 14 регионов Российской Федерации и 278 предприятий Чувашской Республики, среди которых ООО ККУ «Концерн «Тракторные заводы», ОАО «Промтрактор», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт релестроения», ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод», ОАО «Электроприбор» и др.

С 2008 года при участии представительства немецкой фирмы «КНАУФ» в Чебоксарском техникуме транспортных и строительных технологий функционирует региональный Центр подготовки и переподготовки рабочих по производственной технологии сухого строительства. Учебное заведение является ресурсным центром по обучению технологиям применения комплектных систем фирмы «КНАУФ» и обладает правом обучения по специализированным программам, одобренным техническим и учебно-методическим советом группы КНАУФ СНГ.

В республике активно развивается сетевое взаимодействие ресурсных центров с общеобразовательными школами по организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.

Одно из важнейших направлений молодежной политики – трудоустройство выпускников учреждений профобразования. С этой целью в учреждениях профобразования действует контрактно-договорная подготовка специалистов, для повышения мобильности на рынке труда на старших курсах студенты по желанию могут освоить дополнительные профессии, открыты центры содействия занятости, проводятся ярмарки вакансий и др.

В республике активно развивается движение студенческих трудовых бригад и студенческих трудовых отрядов. По итогам 2011-2012 учебного года Чувашия занимала 3 место в Приволжском федеральном округе по численности молодых людей, охваченных деятельностью студенческих трудовых отрядов (110 отрядов).

На предприятиях и организациях действует более 100 советов молодых специалистов, которые содействуют привлечению и закреплению молодых кадров.

Для поощрения талантливой молодежи ежегодно присуждаются Государственные молодежные премии, специальные стипендии Главы Чувашской Республики для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность, осуществляется грантовая поддержка инновационных и вариативных программ.

В Чувашии реализуются крупные молодежные проекты и мероприятия: Межрегиональный молодежный образовательный форум «МолГород» (с 2009 года приняли участие около 5000 участников и гостей из 15 регионов России и 8 стран мира), Межрегиональный фестиваль молодёжных субкультур «СОК», Международный молодежный фестиваль языков (около 2000 чел., 44 языка мира) и др.

В республике сильны традиции молодежного добровольческого движения. При непосредственном участии волонтеров проводится множество социально значимых акций, направленных на оказание помощи детям-сиротам, пожилым людям, развитие донорства.

 

Повышение заработной платы работников организаций бюджетной сферы.  В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 11 февраля 2013 г. № 14 «О мерах по поэтапному повышению уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в Чувашской Республике» в 2013 году должно быть обеспечено поэтапное с 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября повышение средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, с целью достижения в 2013 году примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и средней заработной платы в Чувашской Республике, определенных Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. В Чувашской Республике приняты постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 февраля 2013 г. № 54  и от 29 мая 2013 г. № 190 «О повышении уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в Чувашской Республике» и аналогичные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в Чувашской Республике составила 10278,2 рублей или 74,1% от средней заработной платы в сфере общего образования, которая за 2012 год составила 13 872,7 рублей. В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений должна быть доведена до среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сфере общего образования в Чувашской Республике за соответствующий период. Ее прогнозный уровень на 2013 год составляет 17 095,9 руб., на I полугодие ориентировочно 16 264,1 руб.

По предварительным данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № ЗП-образование среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений за I полугодие 2013 года составила 16 809,8 руб. Фактических данных Чувашстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в сфере общего образования в Чувашской Республике за I  полугодие 2013 г. к настоящему времени нет.

В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике составила 15654,9 рублей или 91% от средней заработной платы в Чувашской Республике. В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна быть доведена до 100% от прогнозного уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по Чувашской Республике за соответствующий период. По прогнозным данным Минэкономразвития Чувашии в целом за 2013 год она составит 19 620,5 руб., за I полугодие – 18 199,2 руб.

По предварительным данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № ЗП-образование среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования за I полугодие 2013 года с учетом отпускных, начисленных в мае-июне, составила 21 839,4 руб. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Чувашской Республике за I полугодие 2013 г. составила 18503,1 руб.

В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в Чувашской Республике составила 10486,9 рублей или 65,8% от средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике, которая за 2012 год составила 15 928,5 рублей. В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей должна быть доведена до 75 % от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей общеобразовательных организаций в Чувашской Республике за соответствующий период. Ее прогнозный уровень на 2013 год составляет 14 955,2 руб., на I полугодие ориентировочно 13 871,9 руб.

По предварительным данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № ЗП-образование среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей за I полугодие 2013 года составила 16 510,5 рублей.

В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования составила 14 589,5 рублей или 85% от средней заработной платы в Чувашской Республике. В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования должна составлять не менее 75 % от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по Чувашской Республике за соответствующий период, то есть не менее 14 715,4 руб. в 2013 году, в I полугодии не менее 13 649,4 руб.

По предварительным данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № ЗП-образование среднемесячная номинальная начисленная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования за I полугодие 2013 года составила 19 151,4 руб.

 

Чувашский национальный сайт 

Система управления контентом
429620,Чувашская Республика, Красноармейский район, с.Красноармейское, ул.Ленина, д.35
Телефон: 8(83530) 2-12-15
Факс: 8(83530) 2-12-15
E-Mail: krarm@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика