Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://krarm.cap.ru/
Т Е З И С Ы
выступления на научно-практической конференции,
посвященной 10-летию введения президентской власти в Чувашии
1. Вводная часть
2. Из истории образования органов государственной власти в 1990-1993 гг. Политическое значение введения президентской власти.
3. Укрепление и повышение роли органов государственного управления и местного самоуправления в последние годы.
4. Динамика социально-экономического развития республики и района в последние десять лет (краткий анализ по отраслям).
5. Президентские Программы последнего десятилетия. Прорыв Чувашии в число стабильно развивающихся регионов РФ.
6. Признание Чувашской Республики зарубежными странами, как надежного партнера, привлечение иностранных инвестиций, дополнительный важнейший фактор повышения экономики.
7. Социальная направленность всей проводимой Президентом политики. Повышение уровня жизни населения.
8. Образование, культура и здравоохранение в деятельности Президента Республики.
9. Развитие физкультуры и спорта, забота о здоровье нации – ведущее направление в деятельности Президента.
10. Национальная политика. Стабильность межнациональных отношений – заслуга Президента и Правительства ЧР
11. Защита демократических свобод, развитие политических и общественных движений, религиозных концессий. Президент – гарант Конституции.
Примечание. По каждому разделу проводится анализ на основе
республиканских и районных материалов.
Как известно в начале 90-х годов прошлого века в Советском Союзе, в том числе и в России сложилась нестабильная политическая и социально-экономическая обстановка. Руководство страны потеряло управление, страну охватили митинги и забастовки. Это был переходом, как образно его прозвали «Парадом суверенитетов». Не осталась в стороне и Чувашия. 24 октября 1990 г. Верховный Совет ЧССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики» и Законом ЧАССР «О декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР» Республика провозглашена Чувашской Советской Социалистической Республикой, которая просуществовала до февраля 1992 года, когда она была переименована в Чувашскую Республику.
Октябрь 1991 года поистине войдет в историю Чувашии как начало коренной реорганизации общественно-политического устройства, структуры государственной власти и управления республики. В связи с реформой системы органов исполнительной власти в Российской Федерации 7-я сессия Верховного Совета Чувашской ССР 17 октября 1991 приняла Законы «О президенте Чувашской ССР» и «О выборах Президента Чувашской ССР» и на 8 декабря 1991 г. были назначены выборы Президента Чувашской ССР. Однако на выборах 8 декабря и 22 декабря (повторно) ни один из кандидатов в Президенты не набрал необходимого количества голосов. В связи с этим с учетом политической и социально-экономической обстановки, сложившейся в России» был объявлен Верховным Советом Республики мораторий на проведение президентских выборов до истечения срока полномочий Верховного Совета ЧР. Однако в стране произошли известные события октября 1993 года. Поэтому мораторий на президентские выборы был снят и назначен на 12 декабря 1993 г. Отсюда берет начало Президентское правление в нашей республике. Первым Президентом был избран Н.В.Федоров. Был сформирован Кабинет Министров ЧР – Правительство Чувашской Республики. Указом же Президента была утверждена структура республиканских органов исполнительной власти. Следующие Президентские выборы состоялись в декабре 1997 г. и в декабре 2001 г., на которых Президентом Республики был избран – Н.В.Федоров.
После введения института Президентства произошли коренные изменения в становлении государственного Совета ЧР и местного самоуправления. Первые выборы Госсовета состоялись в июне 1994 г. Формирование депутатского корпуса Госсовета ЧР продолжалось в течение 1994-96 г.г. В этот период вносились существенные изменения в законодательные акты Республики и Конституцию ЧР. Это стабилизировало работу представительных органов. Общественно-политические события конца 80-х--90-х годов и происшедшие в связи с этим изменения в структуре органов государственной власти существенно повлияли на формирование структуры местной власти. К этому времени Советы депутатов, их исполнительные комитеты полностью исчерпали свой потенциал, потеряли доверие перед избирателями и всем населением. Срывы заседаний и сессий из-за неявки «народных избранников», необязательность выполнения ими наказов стали массовыми. Депутаты не отчитывались перед избирателями, не применялась практика их отзыва.
Принятый 18 октября 1991 года Закон «О местном самоуправлении в Чувашской Республике» открыл зеленую улицу реформам в организации местной власти, впервые позволил перейти от разнарядки партийных органов к истинному народовластию в лице избранных на альтернативной основе депутатов — глав самоуправлений.
Впервые в декабре 1991 года в республике состоялись всенародные выборы 390 глав администраций районов, городов, поселков, сельских Советов, депутатов местных Советов районов. Избраны были 262 главы, остальные 128 в соответствии с законом были назначены на должность главы администрации. Местный депутатский корпус был переизбран в марте 1994 года и проработал до конца полномочий глав администраций — до декабря 1996 года.
После принятия в сентябре-октябре 1996 года уставов муниципальных образований сельские районы (всего 21) и 5 городов республиканского значения, включая г. Чебоксары, стали едиными муниципальными образованиями со своими органами самоуправления, состоящими из главы, представительного органа — Собрания депутатов, администрации. Главы самоуправлений одновременно оставались и главами администраций районов, городов.
8, 22 декабря 1996 года состоялись выборы глав самоуправлений районов, городов и депутатов районных, городских собраний сроком на 4 года. Вместо многочисленных депутатских Советов в малых городах, поселках, сельских Советах появились территориальные органы общественного самоуправления: собрания (сходы), конференции граждан, старосты населенных пунктов, сельские, уличные, квартальные, домовые комитеты, которые призваны конкретно и оперативно решать многие вопросы социально-экономического развития своих территорий.