Отдел ЦЗН "Чебоксарский"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

 

Классификация профессий

Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей.

Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.

 

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский  психолог   Е.А. Климов.  Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):

  • c техникой - «Человек – Техника»

    Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

    Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик,  токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.  

     

    Склонности и предпочтения:

    Выраженные способности:

    • исследовать, наблюдать;
    • создавать и испытывать новые образцы;
    • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
    • придумывать новые способы деятельности;
    • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
    • принимать нестандартные решения.
    • технический склад ума;
    • творческие способности;
    • пространственное воображение;
    • склонность к практическому труду;
    • эмоциональная устойчивость;
    • крепкое здоровье.

     

  • c природой - «Человек – Природа»

    В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.

    Связаны с исследованием и использованием  природных ресурсов, уходом  за животными и растениями, профилактикой и лечением  их заболеваний.  Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод,  овощевод, фермер, зоотехник,  кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе. 

     

    Склонности и предпочтения:

    Выраженные способности:

    • ухаживать и наблюдать за животными;
    • разводить растения или животных;
    • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
    • бороться с болезнями, вредителями;
    • выращивать овощи и фрукты;
    • ориентироваться в природных явлениях;
    • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
    • наблюдательность;
    • склонность к систематизации;
    • устойчивость внимания;
    • потребность в двигательной активности.

     

  • со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»

    В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

    Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с  текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей. 

     

    Склонности и предпочтения:

    Выраженные способности:

    • обрабатывать тексты и таблицы;
    • производить расчеты и вычисления;
    • перерабатывать информацию;
    • работать с чертежами, картами и схемами;
    • принимать и передавать сигналы и сообщения;
    • хорошо считать в уме;
    • оперировать знаками и символами;
    • искать и исправлять ошибки.
    • способность к математике;
    • развитое абстрактное мышление;
    • высокая устойчивость внимания;
    • склонность к общению;
    • аккуратность и усидчивость.

     

     

     

  • с художественным образом - «Человек – Художественный образ»

    Традиционно труд представителей профессий,  а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. 

    Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений,  с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства  (изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью): художник, парикмахер, кондитер композитор, аранжировщик, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер….

    Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает, ни с чем не сравнимую, радость!

     

    Склонности и предпочтения:

    Выраженные способности:

    • заниматься художественным оформлением;
    • заниматься художественным творчеством 
      (живопись, скульптура, фотография, кино...);
    • сочинять (стихи, прозу и др.);
    • выступать на сцене;
    • изготавливать своими руками красивые вещи;
    • петь, играть на музыкальных инструментах.
    • яркое воображение;
    • образное мышление;
    • склонность к творчеству;
    • гибкость чувств;
    • специальные способности;
    • развитость функциональных способностей 
      (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

     

  • c людьми - «Человек – Человек»

    Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.  

    Связаны с медицинским обслуживанием,  правовой защитой,  обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор,  воспитатель, гувернер, тренер, учитель продавец, проводник, официант,  парикмахер, экскурсовод.

     

    Склонности и предпочтения:

    Выраженные способности:

    • обслуживание людей;
    • занятие лечением;
    • обучение;
    • воспитание;
    • защита прав и безопасности;
    • управление людьми;
    • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
    • умение внимательно выслушивать людей;
    • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
    • развитые коммуникативные способности;
    • эмоциональная устойчивость;
    • сдержанность, терпение, собранность;
    • быстрая переключаемость внимания;
    • эмпатия;
    • наблюдательность;
    • организаторские способности.

     Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.

    Существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий может оказать дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова. 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика