Отдел КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии в Моргаушском районеОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Выступление директора КУ ЦЗН Моргаушского района Госслужбы занятости Чувашии И.Н. Димитриевой на конференции работников образования Моргаушского района по теме: «Профориентация школьников - своевременная помощь будущим молодым специалистам»

 

            Одним из важных мероприятий органов службы занятости Чувашской Республики является системная работа по профессиональной ориентации молодежи.

Каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития неизбежно приходится задуматься над вопросом «кем быть?». Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профориентационная работа, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, желаниями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.

Ежегодно в КУ ЦЗН Моргаушского района Госслужбы занятости Чувашии за содействием в поиске работы обращается около тысячи граждан в возрасте от 14 до 29 лет, из них около 600 граждан – от 14 до 18 лет.

С начала 2015 года в центр занятости обратилось 524 гражданина в возрасте от 14 до 29 лет (72,9 % от числа обратившихся), из них 400 - от 14 до 18 лет (55,7 %).

В 2015 г. государственную услугу по профессиональной ориентации получили 509 человек, из них 430граждан в возрасте от 14 до 29 лет, из них 369 – от 14 до 18 лет.

Анализ структуры граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации показывает, что 79,8 % из них - молодежь в возрасте 14-29 лет.

Организация работы в центре занятости района по профессиональной ориентации молодежи осуществляется в соответствии с Календарем мероприятий, ежегодно утверждаемым приказом Государственной службы занятости населения Чувашской Республики. В рамках Календаря мероприятий проводятся: месячник профориентации; республиканская акция волонтеров-профориентаторов «Твой выбор профессии»; информационные дни; дни открытых дверей; акция «Сегодня – мечта, завтра – профессия» для несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной реабилитации и др.

Для молодежи, ищущей работу впервые, и выпускников организаций профессионального образования Календарем мероприятий предусмотрено проведение информационных дней «День карьеры». Молодежь, обратившись в центр занятости получает информацию о востребованных профессиях на рынке труда, получают консультацию по вопросам технологии поиска работы.

Значительное внимание при предоставлении услуги по профессиональной ориентации уделяется несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и выпускникам образовательных организаций, не приступавшим к трудовой деятельности.

Для учащихся школ, желающих поработать в свободное от учебы время, в течение года проводятся Дни профориентации. В 2014 г. услуги по профессиональной ориентации получили 470 учащихся общеобразовательных учреждений, принимающих участие в программе по организации труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а с начала 2015 года 369 подростков

Разработан План совместных мероприятий по реализации Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования Чувашской Республики на 2012 – 2015 годы, утвержденный совместным приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Государственной службы занятости населения Чувашской Республики от 29.06.2012 № 1594/131.

                Учитывая, что профессиональная ориентация – длительный процесс, имеющий отсроченный результат, начинать ее надо в дошкольном возрасте (3–6 лет), сопровождать на всем протяжении школьного обучения (7–18 лет), а также в ходе профессионального образования.

Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер. Его основные этапы приходятся на обучение в школе (Концепция профессионального самоопределения, 1993):

1-4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;

5-7 классы – ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности;

8-9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

10-11 классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.

Если на всех этапах профессионального самоопределения последовательно и успешно решаются жизненные задачи, соответствующие возрасту, то подросток покидает школу, имея осознанный и реалистичный профессиональный план.

Профессиональное самоопределение не заканчивается после выбора профессии и путей ее получения – учеба в учреждениях профессионального образования предполагает уточнение и, возможно, переосмысление выбора профессии, места работы и профессиональной карьеры.

Правильный выбор профессии позволит человеку полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

  • Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
  • Во-первых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
  • Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
  • В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, – это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Рынок труда, или рынок рабочей силы – это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере – торговле – один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе и т.п. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание профессии и ситуации на рынке труда.

Перед выпускниками стоит задача реально оценивают свои способности и возможности трудоустройства при выборе профессии. Но на практике совсем наоборот, выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог и т.п.

Мы видим, что производственная сфера – основа любой экономики – почти не представлена, а самые популярные среди выпускников профессии не востребованы. Можно предположить, что подростки не имеют достоверной информации о требованиях рынка труда. Чем иначе можно объяснить упорство, с которым ребята из года в год выбирают профессии, не пользующиеся спросом на рынке труда?

Между тем в российской экономике наметился устойчивый рост, причем активно развиваются производства, использующие новые технологии. Именно профессии производственной сферы и сферы высоких технологий сегодня позволяют достичь высокого социального статуса и стабильного материального положения.

Спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями. Спрос на профессии в районе также отличается от спроса в Республике. Учитывая, что район сельскохозяйственный основная доля вакансий попадает на профессии в сфере сельского хозяйства.

Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям.

 

С целью ознакомления учащихся с наиболее актуальными для общества профессиями в данный момент и в ближайшие 20-30 лет, а также с практическими возможностями и преимуществами овладения той или иной профессией, повышения мотивации к трудоустройству молодежи на рабочие профессии осуществляется постоянное взаимодействие органов исполнительной власти, местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и культуры, органов службы занятости и работодателей по вопросам организации работы по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений.

 

Ежегодно совместно проводятся следующие мероприятия:

  • месячник профориентации для учащихся общеобразовательных учреждений, в ходе которого профориентационные знания получают более тысячи учащихся школ района. В марте 2015 г. в ходе мероприятий месячника профориентации «Моё профессиональное будущее» профориентационные услуги получили 1386 учащихся общеобразовательных учреждений. В целях определения профессиональных интересов, склонностей проводится тестирование учащихся выпускных классов. В ходе месячника состоялись встречи учащихся с работодателями, представителями рабочих профессий, рабочих династий, успешными бизнесменами, ветеранами труда, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Проведены профориентационные занятия и уроки занятости «Взгляд в будущее», «Кем быть?», «Твой профессиональный выбор», «Грамотные поиски себя» и др.;

 

  • республиканская акция волонтёров-профориентаторов «Твой выбор профессии» – одно из мероприятий в системе профориентационной работы с молодежью Чувашской Республики, в целях оказания помощи учащимся 1 – 11 классов общеобразовательных школ, в выборе будущей профессии с учетом ее востребованности на рынке труда.

В последние годы в мероприятиях акции принимают участие и воспитанники детских садов. Численность участников ежегодно растет.

Основанием проведения республиканской акции является утверждение Положения и подписание Соглашения партнерами по проведению акции. Партнерами являются Минэкономразвитя, Мининформполитики, Минкультуры, Минстрой, Минсельхоз и Минобразования Чувашии.

Волонтерами выступают представители школ, учреждений профобразования, культуры, работодатели, специалисты и ветераны предприятий и организаций различных сфер деятельности, безработные граждане. Ежегодная численность волонтеров – более ста человек. Среди общеобразовательных школ, хочется отметить активную работу Калайкасинской, Моргаушской, Орининской, Чуманкасинской, Ссновской, Юнгинской, Большесундырской и др общеобразовательных школ

В рамках проведения республиканской акции используются различные формы работы со школьниками (их насчитывается более 20). Отрадно отметить, что в ходе акции акцент делается на встречи ребят с представителями профессий, а также – на экскурсии на предприятия, во время которых школьник может ознакомиться особенностями той или иной профессии.

В 2014 г. общее количество учащихся школ, получивших профориентационные знания в рамках акции, составило 64897 человек из 370 школ республики. В Моргаушском районе охвачено 1568 учащихся. Всего в качестве волонтеров-профориентаторов поработал 3501 человек, по району 110 волонтеров. В 2014 году в мероприятиях республиканской акции, впервые, в качестве волонтеров, выступили депутаты городских и районных собраний депутатов, а также журналисты.

Во время акции волонтеры-профориентаторы провели экскурсии на предприятия промышленности, сельского хозяйства и строительства, таких как: ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», Агрофирма «Путь Ильича», ФГУП «Ударник», СХПК «Герой», КФХ Горбунов и предприятия Моргаушского райпо. В   экскурсии приняли участие 288 учащихся.

Наряду с экскурсиями на предприятия, для популяризации рабочих профессий, профессий сельского хозяйства проводились встречи со специалистами, ветеранами сельхозпредприятий и КФХ, квалифицированными рабочими промышленности и строительства, депутатами городских и районных собраний депутатов.

 

Единые Дни профориентации для школьников и молодежи в профильных центрах по инсталляции профессий.

С целью развития системы профессиональной ориентации молодежи, формирования позитивного отношения к труду и популяризации рабочих профессий с 2013 года Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Государственной службой занятости населения Чувашской Республики начато создание центров по инсталляции профессий машиностроения, транспорта, общественного питания, строительства, городского хозяйства.

Инсталляционные центры действуют на базе Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства, Чебоксарского электромеханического колледжа, Чебоксарского экономико-технологического колледжа, Чебоксарского машиностроительного техникума, Чебоксарского техникума технологии питания и коммерции, Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий. Здесь на один день можно стать поваром, барменом, каменщиком, электромонтажником, попробовать себя в других профессиях общественного питания, строительства и машиностроения. Участниками мероприятий Единых дней профориентации в 2013-2014 г.г. стали 13595 учащихся школ республики, 410 воспитанников детских дошкольных учреждений,  467  родителей.

В январе 2015 года открыт новый профильный центр на базе Канашского транспортно-энергетический техникума, планируется открытие профильных центров на базе Цивильского аграрно-технологического техникума, Новочебоксарского политехнического техникума.

В результате предоставления молодежи услуг в сфере занятости населения в 2014 г. трудоустроено на постоянную и временную работу 597 несовершеннолетних граждан 14-18 лет.

                Анализ службы занятости показывает, что с 2010 по 2014 годы численность выпускников всех уровней образования, не приступавших к трудовой деятельности, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, снизилась в 2,5 раза, из них численность признанных безработными – снизилась в 2,4 раза. Численность выпускников школ, обратившихся в органы службы занятости, за этот период снизилась в 1,5 раза.

мероприятиях акции принимают участие и воспитанники детских садов. Численность участников ежегодно растет.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика