Правовое обеспечение профессиональной деятельности 3 курс
Раздел 1. Правовая система РФ
Тема 4. Гарантии конституционных прав и свобод человека.
1. Понятие судебной системы РФ.
Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.
Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия. Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.
2. Виды судов.
В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья [судьи] и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два вида судов: суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов.
Суд присяжных рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. Уголовный закон называет тяжкими такие преступления, за которые может быть назначено наказание от пяти до десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями считаются преступления, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишений свободы на срок более 10 лет, пожизненное заключение или смертная казнь.
В состав суда присяжных входят один профессиональный судья и двенадцать присяжных заседателей. Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния.
Суд шефферов состоит из одной коллегии, в которую входят судья [судьи] и заседатели (Шефферы). Вынесение приговора производится ими совместно.
3. Звенья судебной системы Российской Федерации.
Звенья судебной системы - это совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе Российской Федерации.
Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторым - верховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный Суд РФ. В системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеном - федеральные арбитражные суды округов, третьим звеном - Высший Арбитражный Суд РФ.
Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел. В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.
Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Решение суда по уголовному делу называется приговором. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу. Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.
4.Конституционный Суд Российской Федерации.
Конституционный является высшим судебным органом Суд РФ судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации. Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в судебном деле. Это полномочие Конституционного Суда называется конкретным конституционным контролем, т. е. таким контролем, который всегда связан с применением или возможностью применения закона в конкретном деле.
Конституционный Суд РФ в случае необходимости дает толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ, Правительство России, органы законодательной власти субъектов Федерации. За Конституционным Судом РФ закреплены и некоторые другие полномочия.
5. Суды общей юрисдикции.
Юрисдикцией называется право государственных органов разрешать правовые споры, а также дела о правонарушениях и применять санкции к правонарушителям. Суды общей юрисдикции, или общие суды, — это такие судебные органы, которые рассматривают споры о праве между гражданами или между гражданами и организациями, выносят решение по уголовным, гражданским, административным и иным делам.
Система этих судов возглавляется Верховным Судом РФ. В каждом субъекте российской федерации существует суд данного субъекта федерации: в республиках, входящих в состав РФ, — верховные суды, в краях и областях - краевые и областные суды. Наконец, в каждом районе есть районные суды. В настоящее время в субъектах Федерации формируется система мировых судей.
Большинство дел по существу разрешается мировыми судьями и районными судами. Рассмотрение дела происходит в соответствии с нормами права, содержащимися в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах. Установленный этими нормами порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел называется судопроизводством. Судопроизводство в Российской Федерации строится на определенных принципах. Основные из них — это принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерывности судебного разбирательства, устности судебного разбирательства, состязательности, ведения процесса на национальном языке.
6. Исковое производство.
Споры граждан между собой, а также их споры с юридическими лицами рассматриваются в порядке искового производства. Для возбуждения судебного процесса заинтересованное лицо (гражданин или организация) должно подать в суд иск.
Иском называется обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения в суде спора о праве. Лицо, которое обращается с исковым требованием к суду по поводу защиты своего субъективного права, называется истцом. Лицо, к которому предъявляется через суд исковое требование, называется ответчиком. Истец и ответчик в процессе судопроизводства обладают равными правами, они могут участвовать в процессе лично или через своих представителей. Иск должен быть подан в суд в течение определенного срока. Исковая давность определенного срока, называемого сроком исковой давности. Исковая давность — это срок, в течение которого суд может принудить ответчика устранить нарушение прав истца. По истечении этого срока суд уже не сможет применить принудительные меры к ответчику и поэтому откажет истцу в удовлетворении иска.
Сроки исковой давности подразделяются на общий и специальные. Длительность общего срока — три года. Он применяется ко всем тем спорам, в отношении которых не установлены специальные сроки. Эти сроки могут быть и больше, и меньше общего (чаще меньше), но каждый из них относится только к одному виду споров. Все специальные сроки исковой давности указаны в Гражданском кодексе РФ. По общему правилу исковая давность отсчитывается с того момента, когда истец узнал или должен был узнать, что его права нарушены.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ исковая давность не распространяется на:
- требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме некоторых случаев, предусмотренных законом. Одним из таких случаев является требование наследников автора о защите авторских прав на внесение изменений в произведение;
- требование вкладчиков к банку о выдаче вклада (речь идет не только о первоначальном вкладе, но и о начисленных на него процентах);
- требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Правда, такие требования удовлетворяются судом не более чем за три года, предшествовавших предъявлению иска;
- требования собственника или иного владельца вещи об устранении любых нарушений его права.
Законом могут быть установлены и другие требования, на которые исковая давность не распространяется.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) фамилия, имя, отчество истца, его место жительства или, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения;
3) фамилия, имя, отчество должника, его место жительства или, если ответчиком является юридическое лицо, его место нахождения;
4) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;
5) в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца и его требования;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность либо иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Исковое заявление подается в суд с копиями по числу ответчиков.
Отказ в принятии иска
Судья может отказать в принятии искового заявления, если дело не подлежит рассмотрению в судах, т. е. если оно им не подведомственно. Правовое понятие «подведомственность», означает категории дел, которые суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений могут быть разрешены по существу только судом. Однако в ряде случаев спор правового характера может быть разрешен другими внесудебными органами (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). В некоторых случаях заявитель выбирает сам, в каком порядке он будет защищать свое право. Но для определенных категорий споров, например для трудовых споров, соблюдение предварительного внесудебного порядка их разрешения необходимо. Для разрешения трудового спора заявитель сначала должен обратиться в комиссию по трудовым спорам, и, только если решение, принятое комиссией его не устроит, он имеет право обратиться в суд. Если же заявитель сразу попытается реализовать свое право на судебную защиту, то судья откажет ему в принятии искового заявления и предложит сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам.
В принятии искового заявления будет отказано и в том случае, если заинтересованным лицом не был соблюден установленный для данной категории порядок предварительного внесудебного разрешения дела или если иск был подан недееспособным лицом или лицом, не имевших на это соответствующих полномочий.
Основанием для отказа в принятии искового заявления является также факт наличия судебного решения по данному делу, вынесенного иным судом общей юрисдикции или третейским судом.
Не примет судья исковое заявление и в том случае, если решение еще не вынесено, но в производстве суда уже имеется дело по данному спору между теми же сторонами.
Наконец, исковое заявление будет возвращено заявителю, если дело неподсудно тому суду, в который он обратился.
Подсудность - это правовой институт, регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции. В соответствии с правилами подсудности происходит определение конкретного суда, в который следует обращаться с иском. По общему правилу большинство гражданских дел рассматривается и разрешается районными судами, за исключением дел, отнесенных законодательными актами к компетенции мировых судей, судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. Как правило, иск предъявляется в суде по месту нахождения ответчика; иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения юридического лица или его имущества.
Если судья отказывается в принятии искового заявления, он должен мотивировать свой отказ в особом документе — определении. В нем судья должен указать, в какой орган следует обратиться заявителю, если дело неподведомственно суду, либо как устранить обстоятельства, препятствующие началу гражданского судопроизводства. Определение судьи об отказе в принятии искового заявления вручается заявителю одновременно с возвращением поданных им документов.
Судебное разбирательство.
Если никаких препятствий к рассмотрению дела в суде судья не находит, он начинает готовить его к судебному разбирательству. Истцу и ответчику направляется повестка о вызове в суд, в которой они извещаются о дате и времени судебного разбирательства дела. Повестки должны вручаться лично их получателям.
Судебное разбирательство проходит последовательно несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе суд (судья) открывает судебного заседание, проверяет явку участников процесса, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности.
Затем суд приступает к исследованию обстоятельств рассматриваемого дела. Заслушиваются объяснения истца и ответчика, вызванных в суд свидетелей и экспертов, изучаются представленные сторонами доказательства.
Следующая часть процесса — судебные прения. В судебных прениях поочередно выступают лица, участвующие в деле. Они высказывают свои суждения о том, какие факты можно считать установленными, а какие нет, а также о том, подлежит ли заявленное истцом требование удовлетворению. Если в деле участвует прокурор, то по окончании судебных прений он дает по существу дела свое заключение. Последней частью судебного заседания является постановление и объявление решения (в уголовном процессе - приговора). Для постановления решения после судебных прений и заключения прокурора суд удаляется в совещательную комнату, доступ в которую посторонним лицам запрещен.
Судебное решение — это выносимое именем государства постановление относительно существа спора, в котором содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному делу, об удовлетворении или об отказе в иске полностью или в части.
Судебное решение должно быть законным и обоснованным. Законность судебного решения означает, что оно вынесено судом при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Обоснованным же решение суда считается в том случае, если судом были исследованы все обстоятельства, имевшие значение для правильного разрешения спора, а сделанные им выводы о правах и обязанностях сторон соответствуют установленным судом обстоятельствам.
После оглашения решение суда вступает в силу не сразу. Проигравшей стороне дается срок для его обжалования. Если проигравшая сторона воспользовалась этим правом, дело поступает в суд второй инстанции, который в порядке кассационного производства проверяет обоснованность и законность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения решения судом первой инстанции. Кассация предполагает, что вышестоящий суд рассматривает как бы только формальную сторону дела: соответствуют ли выводы, сделанные судом в вынесенном решении, документам, содержащимся в деле, не были нарушены какие-либо формальные требования к ходу судопроизводства. Если суд второй инстанции находит такие нарушений, он отменяет судебное решение и посылает дело в другой суд первой инстанции для нового рассмотрения по существу. Если же нарушения не обнаружено — решение вступает в законную силу.
Законная сила судебного решения — это особое свойство решения, приобретаемое при определенных условиях и заключающееся в том, что после наступления этих условий судебное решение становится обязательным для всех и неизменным для суда, который его вынес.
Однако судебные решения не всегда становятся предметом проверки со стороны суда второй инстанции в силу того, что они не обжалуются участниками судебного процесса. Кроме того, суд кассационной инстанции тоже может не выявить допущенные по делу неправильности. Поэтому закон предусматривает возможность проверки в порядке судебного надзора законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу. Право пересматривать решения судов в порядке надзора принадлежит президиумам верховных судов субъектов РФ, Судебной коллегии по гражданским делам и Президиуму Верховного Суда РФ.
7. Арбитражный суд.
Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами. Кроме того, в установленных законом случаях арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между организациями и гражданами Российской Федерации, с одной стороны, и иностранными и международными организациями, иностранными гражданами, лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность, - с другой стороны. Основной задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся в ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Федеральные окружные арбитражные суды, которые создаются на несколько областей, краев (на какой-либо регион), проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции. Высший Арбитражный Суд РФ занимается в основном рассмотрением дел в порядке надзора. Также в обязанности Высшего Арбитражного Суда (как и Верховного Суда РФ) входит изучение и обобщение судебной практики и разработка предложений по совершенствованию законов.
8. Исполнение судебного решения.
Принятое судом решение по конкретному делу должно быть исполнено. Если ответчик судебных решении добровольно его не исполняет, то исполнение решения производится в принудительном порядке. Принудительное исполнение судебных решений возлагается на службу судебных приставов. Для взыскания денег с ответчика он может направить по месту его работы исполнительный лист. Кроме того, судебный исполнитель может описать имущество ответчика, продать его с торгов, а вырученные деньги передать истцу. Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом в течение двух месяцев со дня поступления к нему из суда исполнительного листа.
Исполнение приговоров по уголовным делам возложено законом на органы МВД.
9. Понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, т. е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права. Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями. Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам, к числу которых относятся органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, прокуратура, органы предварительного расследования и другие. Наряду с государственными создаются и действуют общественные организации и объединения, активно участвующие в осуществлении охраны права, в частности, адвокатура и иные организации, оказывающие юридическую помощь населению, различные общественные комиссии, создаваемые при местных органах самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.). Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.
10. Прокуратура.
В России прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением иных действующих на территории РФ законов. Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.
Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры семи федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районные прокуратуры.
11. Прокурорский надзор.
Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет:
1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанными под стражу.
Другими направлениями прокурорской деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
12. Формы прокурорского реагирования.
Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия.
Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит закону. Протест прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Во-вторых, прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом.
В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.
13. Обращение к прокурору .
Любой субъект права может обратиться за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Законодательство не устанавливает строгой формы обращения к прокурору: оно может быть как устным, так и письменным.
Жалоба прокурору пишется в произвольной форме и должна содержать:
- сведения жалобщика о себе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон);
- сведения о нарушителе либо организации, в которой допущено нарушение;
- существо допущенного нарушения.
Жалоба пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена прокурору по почте, вручена лично либо передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Если обращение к прокурору было сделано в устной форме, оно тоже регистрируется - в книге личного приема, в которой отражается и содержание ответа прокурора, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.
Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то к прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено.
Прокурор, разбирая жалобу, в отличие от суда не может принять решение по существу - он вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение закона посредством принесения протеста или представления. Должностные лица, получившие такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.
14. Органы внутренних дел.
В системе правоохранительных органов Российской Федерации важное место отведено органам внутренних дел, представляющим собой многофункциональную структуру, в которую входят Министерство внутренних дел Российской Федерации, министерства внутренних дел субъектов Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др. Управление органами внутренних дел на федеральном уровне осуществляет Министерство внутренних дел РФ, подчиняющееся Президенту и Правительству Российской Федерации.
Главными задачами МВД, равно как и всей системы органов внутренних дел, являются:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- защита объектов независимо от формы собственности;
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление, раскрытие и расследование преступлений;
- обеспечение исполнения уголовного наказания и др.
6. Милиция.
Одним из основных органов внутренних дел является милиция. Милиция в РФ представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.
В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные подразделения (уголовный розыск, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), криминалистические лаборатории и иные подразделения, необходимые для решения задач, стоящих перед криминальной милицией.
В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы и иные подразделения, необходимые для выполнения задач, возложенных на криминальную милицию.
15. Адвокатура.
Адвокатура — это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям. Адвокатура является основным, но не единственным органом, оказывающим юридическую помощь населению. На ряде предприятий, в учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, работают юрисконсульты и советники по правовым вопросам. Защиту по уголовным делам могут осуществлять близкие родственники обвиняемого. Однако основную нагрузку по защите прав и свобод граждан и юридических лиц все-таки несут адвокаты.
Юридическая помощь гражданам и юридическим лицам включает в себя широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении жалобы, заявления, ходатайства, осуществление представительства в суде или ином органе, ведение защиты по уголовному делу, отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и др.
Исходя из своих профессиональных обязанностей, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи:
- консультируют клиентов, разъясняют клиентам правила их возможного поведения и дают письменные справки по юридическим вопросам;
- составляют исковые заявления в суд, ходатайства, жалобы и иные документы правового характера;
- осуществляют представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
- выступают уголовном процессе в роли защитника подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Адвокаты могут оказывать и иные виды помощи. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, а также не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.
16. Адвокат в уголовном процессе.
В случае задержания милицией любой гражданин имеет право требовать предоставления помощи адвоката. Свое желание иметь защитника — адвоката он должен сообщить следователю, желательно назвав ему также и фамилию, имя, отчество конкретного адвоката и адрес юридической консультации (бюро), в которой он работает.
Участие адвоката в уголовном процессе начинается уже на стадии предварительного расследования: наблюдая за ходом последнего, адвокат призван выявлять любые нарушения законности. Он также присутствует и при предъявлении обвинения, и при рассмотрении уголовного дела в суде.
С момента допуска к участию в уголовном процессе защитник вправе:
- иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания;
- собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания клиенту юридической помощи;
- присутствовать при предъявлении обвинения;
- участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого;
- знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны предъявляться подозреваемому, обвиняемому;
- знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;
- заявлять ходатайства и отводы;
- участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;
- приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом.
Адвокатура независима от государства, поэтому труд адвоката государством не оплачивается. Юридическая помощь, как правило, оказывается за плату, которая определяется по соглашению между адвокатом и клиентом. Однако в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно. Бесплатная юридическая помощь предоставляется:
- истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел;
- гражданам по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанных с работой;
- гражданам по искам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам по жалобам на неправильности в списках избирателей.
Бесплатная юридическая помощь предоставляется также и в некоторых других случаях.
17. Нотариат.
Нотариат - представляет собой совокупность государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, призванных обеспечивать в строгом соответствии с законодательством защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия представляют собой действия соответствующих должностных лиц по удостоверению в установленном порядке различных фактов, событий и явлений. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах либо занимающиеся частной нотариальной практикой.
Основными задачами нотариусов являются;
- охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;
- охрана всех форм собственности;
- предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных надписей и т. д.
Местом работы государственных нотариусов являются государственные нотариальные конторы в республиках в составе РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, в городах Москва и Санкт-Петербург. Они открываются или упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции суверенных республик либо соответствующими органами юстиции.
Нотариус, занимающийся частной практикой, работу проводит в своей частной конторе. Он может открывать в любом банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, выступать от своего имени в суде, в других организациях. Каждый нотариус имеет личную печать, на которой изображен герб РФ, указаны его фамилия, имя, отчество и должность.
Свою деятельность нотариус осуществляет в пределах определенной территории — нотариального округа, в который он назначен на должность. Однако граждане для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса некоторые нотариальные действия вправе осуществлять уполномоченные на то должностные лица органов исполнительной власти. За границей от имени Российской Федерации нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений России, уполномоченные на совершение этих действий.
18. Действия, совершаемые нотариусами.
Государственные и частные нотариусы совершают целый ряд одинаковых нотариальных действий: удостоверяют сделки, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности); выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копии документов и выписок из них, подлинность подписи и верность перевода; удостоверяют различные факты (нахождения гражданина в живых, нахождения его в определенном месте и т. д.).
К числу очень важных нотариальных действий относится так называемое «обеспечение доказательств». Суть его состоит в том, что по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, которые могут быть необходимы при рассмотрении дела (уголовного, гражданского, дела об административном правонарушении) в суде или административном органе, а также, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.
Кроме отмеченных выше общих нотариальных действий государственные нотариусы совершают также ряд дополнительных нотариальных действий, связанных с наследованием: удостоверяют завещания, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.
Все нотариальные действия совершаются платно. Государственный нотариус взимает за их совершение пошлину, размер которой установлен Федеральным законом «О государственной пошлине» (например, за удостоверение завещания взимается однократный размер минимальной оплаты труда). Если нотариальные действия не относятся к категории обязательных, то такая плата устанавливается соглашением сторон.
Вопросы для закрепления темы:
- Что называют судебной системой РФ?
- Какие виды судов вам известны?
- Дайте определение судопроизводства.
- Что такое иск?
- Опишите порядок рассмотрения судебных споров.
- Как исполняются решения, вынесенные судами?
- Какие органы называются правоохранительными?
- Перечислите основные направления прокурорского надзора.
- Перечислите задачи криминальной милиции.
- Какие виды юридической помощи оказывают адвокаты?
- Какие действия называют нотариальными?
Практикум:
- В число органов судебной власти НЕ входят:
А) окружные арбитражные суды РФ; Б) Конституционный суд РФ;
В) прокуратура.
- Какой государственный орган разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ?
А) Высший Арбитражный суд РФ; Б) Генеральный прокурор РФ;
В) Конституционный суд РФ; Г) Верховный суд РФ.
- Срок, в течение которого суд может принудить ответчика устранить нарушение прав истца называется: А) исковая давность, Б) исковой период, В) исковая минута.
- Суды, рассматривающие хозяйственные споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами, называются:
А) Конституционные, Б) общей юрисдикции, В) арбитражные.
- Деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон называется:
А) правосудием, Б) судебным разбирательством, В) судебным делом.
- К правоохранительным органам не относятся:
А) милиция, Б) нотариат, В) прокуратура, Г) адвокатура,
Д) суды, Е) все перечисленные, Ж) нет верного ответа.
- Добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям называется:
А) милиция, Б) нотариат, В) прокуратура, Г) адвокатура.
- Документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения, называется:
А) прокурорский протест, Б) постановление прокурора,
В) представление прокурора.
- Основными задачами нотариусов являются:
А) охрана прав и законных интересов граждан,
Б) охрана всех форм собственности,
В) составление исковых заявления в суд,
Г) консультация клиентов по юридическим вопросам.
- Верно ли утверждение: «Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения». А) верно, Б) неверно.