Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Урок 33

Обществознание 9 класс

 

Раздел II. ПРАВО.

Уроки 33. § 23. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Вспомните:

  • Что такое культура?
  • Чем объясняется воз­растающая значимость образования в усло­виях информационного общества?
  • Что такое непрерывное образование?
  • Каковы основные элементы системы образования в РФ?

Подумайте:

  • В чем состоит связь права на образование с обязательностью основного (или полного среднего) образования?

 

Основные направления государственной политики в области образования на определенный срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом «Об образовании» эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ. Так, в сентябре 2005 г. была утверждена концепция (основной замысел) программы, рассчитанной на 2006—2010 гг.

Законодательство в сфере образования. Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ — Конституция РФ.

Ученые характеризуют законодательство в образовательной сфере как многоуровневое. Законы делятся, во-первых, на федеральные (действующие на всей территории России), во-вторых, на законы субъектов Федерации (республики, области, края). Федеральные законы, в свою очередь, тоже делятся на два уровня. Первый — это Закон «Об образовании», служащий основой как государственной политики в области образования, так и правового статуса человека в этой области. Второй уровень — законы, нормативные акты о различных образовательных программах (например, о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Особое внимание вопросам правового регулирования образования уделяет Федеральное Собрание РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации созданы специальные парламентские комитеты по науке и образованию, в состав которых входят депутаты, профессионально связанные с образованием. Эти комитеты, прежде чем принять тот или иной закон, обсуждают его проект со специалистами, а также с представителями общественности.

Тот факт, что проблемы образования рассматриваются на высоком государственном уровне, способствует повышению качества российского образования.

В государственных документах РФ начала XXI в. подчеркивается: главное конкурентное пре-имущество высокоразвитой страны во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.

Этой установке следуют и законы, принимаемые субъектами Федерации. Они отражают многообразие в системе образования (например, закон о развитии образования в данной области, о языках народов республики). Вместе с тем они соответствуют сохранению единого образовательного пространства России, ибо законы, принимаемые субъектами Федерации, не могут вступить в противоречие с федеральным законодательством.

Современная образовательная политика РФ нашла свое концентрированное выражение в законодательно утвержденном и успешно реализуемом национальном проекте «Образование». Национальным он является потому, что отвечает интересам всего народа — ставит подъем качества образования как важнейшую государственную задачу, направляет необходимые силы общества, государства, человека на реализацию этой задачи.

И право, и обязанность. Разъясняя конституционное положение, ученые отмечают, что получение образования не только право, но в определенных пределах обязанность человека.

Рассмотрим это положение, опираясь на приводимые ниже документы, на ваш личный опыт. Рассмотрим с разных сторон — с позиции гражданина (обучающегося), родителей, государства.

Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить   высшее   образование   в   государственном   или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Каждый человек обладает правом на образование. Это означает, что любой из ста сорока миллионов жителей страны может пользоваться этим правом. Подчеркнем: речь идет о праве на непрерывное образование в течение всей жизни.

Но есть в жизни человека период, когда достижение определенного уровня образования является обязательным, становится обязанностью гражданина. В РФ обязательным уровнем в конце прошлого века было признано основное общее образование (девятилетка). Ныне этот уровень уже не отвечает общественным потребностям и ведется подготовка к введению обязательного полного среднего образования (11-летняя школа или профессиональное образовательное учреждение). В некоторых субъектах Федерации эти нормы к 2003 г. законодательно закреплены.

Таким образом, образовательная обязанность распространяется на все население в возрасте до 17—19 лет, т. е. на возраст, наиболее благоприятный для освоения знаний.

Вот что писал об образованности и учении академик Д. С. Лихачев (1906—1999):

«Образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах — через литературу, науку, театр и т. д.

Учение — естественный процесс, который продолжается всю жизнь, — поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперед. Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению, — спешите учиться, спешите получать образование. Всякую науку можно в молодости легче одолеть и усвоить».

В Законе «Об образовании» указывается: освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Важным нововведением правового регулирования сферы образования является принятый в 2007 г. Федеральный закон, согласно которому итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу среднего (общего) образования, проводится в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

ЕГЭ совмещает в себе выпускные экзамены для оканчивающих 11 классов и вступительные экзамены для поступающих в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования. Прием граждан в образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан. Конкурс проводится на основании результатов Единого государственного экзамена по тем общеобразовательным предметам, которые соответствуют избранной специальности. На родителей законодательство возлагает ответственность за воспитание обучающихся, за получение ими соответствующего уровня образования. Из собственного опыта вы знаете, что для большинства российских семей образование детей, подростков, юношей является делом семейной чести, важнейшей обязанностью. Многие родители стремятся обеспечить школьникам, студентам благоприятные условия для занятий. Под-час родители принимают на себя и оплату, как сказано в Законе, дополнительных образовательных услуг (например, преподавания риторики, этики, дополнительных занятий по иностранным языкам, математике). Расходы на образование детей, укрепление их здоровья составляют значительную часть семейного бюджета.

Гарантировать — это значит взять на себя ответственность, обеспечивать. Государство гарантирует гражданам РФ общедоступность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия суди-мости.

В целях реализации права на образование тех граждан, которые нуждаются в социальной помощи, государство материально помогает инвалидам, предоставляет учащимся, проявившим выдающиеся способности, специальные государственные стипендии.

Важная часть правового регулирования — обеспечение финансирования государством сферы образования, кото-рое предусмотрено Законом о бюджете. Строительство новых школ, обеспечение образовательных учреждений современным учебным оборудованием, широкое развитие внешкольного дополнительного образования, улучшение материального положения учителей, преподавателей вузов — все это предмет заботы государства.

Федеральный бюджет, утверждаемый на три года, определяет долю государственных расходов на образование.

Значительная часть бюджетов субъектов Федерации так-же отводится на образовательные нужды. Финансирование образования ныне возрастает из года в год, но пока еще отстает от показателей развитых стран.

Из закона «Об образовании»:

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1)        гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2)        единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных  культур,  региональных  культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3)        общедоступность образования,  адаптивность системы образования к  уровням  и  особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4)        светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5)        свобода и плюрализм в образовании;

6)        демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

Повторение:

  • В чем состоит правовое регулирование в сфере образования?
  • Почему законодательство в сфере образования считается многоуровневым?
  • Что означает право на образование? Раскройте сущность конституционного положения «Каждый имеет право на образование».
  • Почему для обучающихся в основной школе образование одновременно является и обязанностью?
  • Каким образом государство гарантирует право на образование?

Задания:

  1. Продолжением известной вам статьи 43 Конституции является часть 2 статьи 44. Она гласит:  «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на допуск к культурным ценностям».

В чем, на ваш взгляд, состоит взаимосвязь (теоретическая и практическая) между названными статьями Конституции? Разъясните, почему реализация права на образование невозможна без пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры.

  1. Прочтите текст из международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Сравните этот текст с известными вам положениями из Закона РФ «Об образовании» и выскажите свое мнение: отвечают или не отвечают они нормам международного права? Приведите аргументы.

  1. После окончания основной школы вам предстоит выбрать дальнейший жизненный путь: либо продолжение образования в школе или в профессиональном учебном заведении, либо включение в трудовую деятельность.

Исходя из своего выбора, подготовьте примерный текст заявления. В нем необходимо указать адресата (на чье имя подается заявление), должность и фамилию этого лица. Далее в заявлении указывается фамилия, имя и отчество заявителя (т. е. ваши данные), год рождения и домашний адрес. Затем следует текст вашей просьбы с указанием документа, удостоверяющего освоение вами образовательной программы основной школы. В конце заявления следует ваша подпись и дата подачи заявления.

4. Вы завершаете изучение курса обществознания основной школы. Что вам дало его изучение, способствовало ли оно лучшему пониманию современной действительности, в частности политики, экономики, морали, права? Сформулируйте ваши предложения, направленные на совершенствование этого курса.

Говорят мудрые

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке ».

Л. Н. Толстой (1828—1910), русский писатель

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

К. С. Станиславский (1863—1938), русский режиссер, актер, педагог

«Дурак имеет больше преимуществ перед человеком образованным: он всегда доволен самим собой».

Наполеон I Бонапарт (1769—1821), французский

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика